Кохлеарная имплантация меняет жизни кардинально. Белорусские пациенты получили такую возможность в своей стране 25 лет назад — первая кохлеарная имплантация у нас состоялась в 2000 году. А еще 29 сентября отмечается Всемирный день оториноларинголога. В общем, идем в Республиканский научно-практический центр оториноларингологии в Минске, чтобы встретиться и со специалистами, и с пациентами.
Миг и целая жизнь
Четверть века для истории, в том числе для истории медицины, — миг. Для людей, которые получили возможность слышать — целая жизнь. Именно так в РНПЦ мне описали значимость кохлеарной имплантации. А для центра это огромный путь, имеющий начало, но не имеющий конца — от первых единичных операций до отлаженной системы высокотехнологичной помощи.
— Мы можем воссоздать сложнейший механизм восприятия звука, дать человеку возможность слышать мир. Это, согласитесь, уже не просто медицина, это нечто большее, — говорит директор РНПЦ оториноларингологии, кандидат мед. наук, главный внештатный оториноларинголог Минздрава Николай Гребень. — Операция по кохлеарной имплантации считается среди специалистов одной из самых непростых. Не потому, что она технически сложна, хотя это тоже есть, а потому, что ее некачественное выполнение приводит к тому, что пациент не сможет слышать, результата не будет — придется и имплантат новый брать (а они весьма недешевы), и переделывать операцию. Доверить такое вмешательство начинающему хирургу, разумеется, невозможно.
Николай Иванович, кстати, эти операции делает уже лет 15. В РНПЦ кохлеарной имплантацией занимается еще доцент кафедры оториноларингологии БГМУ, кандидат мед. наук Валерий Чекан. Здесь работала и кандидат мед. наук Марина Владимировна Песоцкая, но не так давно она ушла на пенсию. В небольшом количестве эти операции делают и в Гродно, так что в целом по Беларуси кохлеарных имплантаций на текущий момент проведено больше тысячи.
— Первого своего пациента я оперировал часа три, наверное, — вспоминает Николай Гребень. — Теперь, понятно, все происходит гораздо быстрее, притом что случаи бывают разные — с одним пациентом проще, с другим — сложнее.
В РНПЦ, конечно же, занимаются и всеми иными направлениями оториноларингологии: лечат заболевания уха, горла и носа, помогают и детям с нарушениями речи, например, с заиканием, в специальном психоневрологическом отделении. Как подчеркивает руководитель центра, здесь внедрены и применяются все передовые мировые технологии хирургии, в частности, технологии слухоулучшающих операций, начиная со стапедопластики при отосклерозе и заканчивая кохлеарной имплантацией, системами имплантаций среднего уха воздушного, костного звукопроведения. В год в РНПЦ выполняется около 5 тысяч хирургических вмешательств, ежедневно — около 30. Ежегодная хирургическая активность растет, в 2024 году она составила 89 %, но здесь стремятся к стопроцентному показателю.
— Что касается кохлеарной имплантации, то определенные важные планы уже реализованы: с прошлого года по решению Минздрава наружная часть речевых процессоров для взрослых меняется бесплатно раз в 10 лет, детям такая замена производится и производилась раньше раз в 5 лет. Будущее — за еще более совершенными технологиями, за ранней диагностикой и помощью всем, кто в этом нуждается, — добавляет Николай Иванович.
Директор и другие специалисты центра регулярно выезжают с мастер-классами по разным видам вмешательств в регионы, а также в столичные городские клиники.
Николай Гребень:
Работаем над созданием импортозамещающих технологий. До сих пор мы закупаем за рубежом изделия медицинского назначения, которые нужны не только в нашем центре, например, шунты для дренирования барабанных полостей. Сейчас разрабатываем свои такие изделия, как и протезы слуховых косточек — планируем начать их 3D-моделирование и распечатку на 3D-принтере.
После восстановления — сопровождение
Более подробно о работе с пациентами, у которых установлены кохлеарные имплантаты, рассказали заместитель директора по клинической работе Анастасия Северин и другие специалисты.
— Первая операция по кохлеарной имплантации в нашем центре была выполнена в ноябре 2000 года, — говорит Анастасия Ивановна. — Один из первых пациентов — Геннадий Алексеевич Вишняков, заслуженный тренер Республики Беларусь, старший тренер паралимпийской национальной команды по плаванию. Да, имплантаты не мешают заниматься спортом, да и практически всем, чем хочется, — водить автомобиль, учиться, петь, танцевать и так далее. Оперированных пациентов мы сопровождаем всю жизнь — это консультации, коррекция настроек речевого процессора кохлеарного имплантата не реже, чем раз в год, но в первый раз — через месяц, потом — через 3 и через полгода. Решение о необходимости и возможности имплантации, к слову, принимает комиссия в составе хирургов, сурдопедагогов, аудиологов, сурдологов, психологов, инженеров. После выполнения кохлеарной имплантации пациент выписывается на 7-е сутки, через месяц ему подключают речевой процессор с индивидуальными настройками в течение 5 дней.
Что особенно подчеркивает специалист, так это важность оценки реабилитационного потенциала пациента и формирования у него реалистичных ожиданий. То, как быстро ребенок или взрослый научится понимать речь, говорить, зависит не только от сотрудников центра, но и от самих прооперированных людей, от родителей маленьких пациентов, а также от педагогов в школе, ведь ребенок проводит там очень много времени, обучаясь либо по общеобразовательной, либо по специальной программе.
— Послеоперационный этап самый тяжелый, сложный и крайне важный. Все, разумеется, проще, если человек потерял слух в течение жизни и до каких-то событий (травмы, болезни) нормально слышал и говорил, — говорит моя собеседница.
Сурдопедагог детского оториноларингологического отделения Любовь Прошина работает в РНПЦ уже 15 лет, называет своих пациентов (а среди них есть и взрослые) очень интересными людьми, ведь у каждого — особая судьба, свой путь, свой маршрут реабилитации. Кстати, самому младшему пациенту белорусских хирургов на момент операции 8 месяцев, спустя год малыш уже практически ничем не будет отличаться от сверстников. У дошкольников и школьников, потерявших слух, путь несколько иной, у взрослых — своя картина, многие возвращаются к профессии, восстанавливаются довольно быстро.
— Слышать — не равно понимать. В нашей работе нельзя обесценивать труд никого из команды, начиная с этапа участкового педиатра, даже с того, как родители замечают нарушение слуха у своего ребенка, — поясняет Любовь Александровна.
Любовь Прошина:
Чем раньше человек получит имплантат, тем более эффективной будет его реабилитация, а у нас оперируют и людей с сочетанной патологией. Представьте, насколько повышается качество жизни незрячего пациента, которому установили кохлеарный имплантат!
«Люди часто думают, что у меня просто наушники»
В день нашего визита в РНПЦ сюда для коррекции настроек речевого процессора пришел первокурсник БГЭУ Тимофей Лютыч. С ним работает Евгения Бурак, инженер по оборудованию, а также сурдопедагог Любовь Прошина.
— Процессоры мы настраиваем индивидуально, в соответствии с замечаниями сурдопедагога, самого пациента, показаниями аудиограммы, рекомендациями специалистов, которые занимаются с пациентами на местах, — говорит Евгения Викторовна. — Стремимся к идеалу, конечно. С маленькими детьми сложнее, но современные кохлеарные имплантаты позволяют проводить и для них очень точную настройку.
Проверка и настройка речевого процессора у Тимофея Лютыча (инженер Евгения Бурак, сурдопедагог Любовь Прошина).
Тимофей же рассказывает, что его сокурсники часто даже не замечают, что у него есть проблемы со слухом, установлен имплантат, считают, что парень ходит с наушниками. Между прочим, Тимофей Лютыч окончил школу со средним баллом аттестата 9,6, тест по математике он сдал на 93 балла, белорусский язык — на 96, английский — на 77 баллов. Парень из Березы Брестской области поступил на специальность «Маркетинг» в БГЭУ, обучается за счет бюджета. Кохлеарный имплантат ему установили в возрасте 1 год и 11 месяцев. В Березе Тимофей не знает ни одного человека с кохлеарным имплантатом, но это никак не смущает ни его самого, ни и людей из его окружения — все нормально, обычная жизнь… Речевые процессоры парню меняли уже трижды, и все они рабочие, пациент сохраняет их на всякий случай — мало ли с одним что-то случится, можно будет временно пользоваться старым.
А у маленькой Миланы из Пинска все только начинается. Девочку прооперировали совсем недавно, сейчас ей год с небольшим, в перспективе — школа вместе со сверстниками, выбор практически любого хобби по душе, любимой профессии. Мама девочки Светлана Волкович рассказывает, что заметила нарушение слуха у дочки довольно быстро, обратилась в местную поликлинику, оттуда направили в область, затем — в РНПЦ. Милане тогда было всего 4 месяца, а сейчас девочке подключили речевой процессор, она реагирует на звуки, очень им удивляется, конечно, как и звучанию собственного имени — малышка ведь раньше не знала его, не слышала. Специалисты ожидают, что через 3 месяца ребенок научится различать звуки, соотносить их с определенными предметами, явлениями. В случае Миланы и проблема была замечена вовремя, и операция проведена в оптимальные сроки, и родители относятся к реабилитации ответственно, вот потому девочку в РНПЦ называют суперперспективным пациентом, ожидают выхода на высокий уровень, как у Тимофея Лютыча, к примеру.
Анастасия Северин осматривает юную пациентку Милану.
В общем, некоторых своих пациентов здешние специалисты знают буквально с пеленок, многих видят потом в стенах РНПЦ, в том числе на различных праздниках — здесь, например, часто выступает Глеб Овчаров. Его мама Светлана Бурнос вместе с российским специалистом Инной Королевой разработали запатентованную методику для обучения пению детей с кохлеарными имплантатами. Светлана Владимировна даже создала хор таких детей — «КИты». А в этом году одна из пациенток центра — Варвара Командирова — поступила в БГУКИ на специальность «Хореографическое искусство» с очень высоким баллом. Другой пациент — Виктор Маргулец — стал финалистом международного музыкального конкурса.
С профессиональным праздником коллег поздравляет директор РНПЦ оториноларингологии Николай Гребень:
Желаю всем, кто работает в нашей сфере, крепкого здоровья, удачи, терпения, везения. Пусть каждый врач-оториноларинголог приходит на работу с удовольствием, а потом с таким же удовольствием идет домой, к семье. Пусть вам никогда не придется усомниться в важности и нужности своей работы, в пользе, которую вы приносите людям.