Фото Татьяны Столяровой, «МВ»
Фото Татьяны Столяровой, «МВ»

Учреждение обслуживает сельское  население Могилевского района — 25 тысяч человек. Многие специалисты трудятся здесь всю свою жизнь. Отмечают, что коллектив очень сплоченный и атмосфера дружеская...

 

 

Сергей Караев возглавил поликлинику в 2006 году.

Karaev glavvrach

В моем роду многие были учителями, и меня видели продолжателем династии. Несмотря на это, я выбрал медицину. Правда, с первого раза в институт не  поступил, пошел работать на скорую. В то время санитарам разрешалось довольно многое — перевязки, уколы. На скорой были хорошие наставники, и через год я поступил в Витебский мединститут. Уже 40 лет в профессии.

 

Начинал хирургом, но из специальности пришлось уйти: от растворов, которые тогда применялись для обработки рук, развилась экзема. Устроился терапевтом в 7-ю поликлинику, потом предложили должность начмеда во 2-й, где впоследствии работал до 2006 года.

 

Традиции сохраняются

 

Поликлиника открылась 1 ноября 1946 года и носила название Колхозной, обслуживала 73 600 жителей Могилевского района. 

 

Сергей Караев, главный врач Могилевской поликлиники №11:

 

Медицинская помощь, конечно, оказывалась и до этого. Так, еще в 1912 году паном Жуковским была построена Дашковская больница, функционировали амбулатории и ФАПы в других населенных пунктах. Сегодня в структуре учреждения  18 ФАПов, 7 амбулаторий общей практики, 4 участковые больницы на 158 коек, здравпункт, а также свои пищеблоки и прачечные. В рамках программы возрождения села во многих медучреждениях района сделан ремонт.

 

Кроме того, обновлен фасад в поликлинике и самое главное — установлен лифт. Уделяем внимание и благоустройству территории: посадили туи, ели. На ФАПах печное отопление поменяли на паровое, провели воду. Многое реализовано, но задумано еще больше. Очень нуждаемся в новом УЗИ-аппарате, необходимо обновить стоматологические установки, электрокардиографы.

 

Пациентам доступны цифровые рентгено- и флюорография, холтеровское мониторирование, велоэргометрия, спирометрия, аудиометрия и др. Поликлиника полностью компьютеризирована.

 

В поликлинике и ее структурных подразделениях трудятся 57 врачей, 186 специалистов со средним медобразованием и 104 санитарки.

 

Сергей Караев:

 

Традиции в коллективе передаются из поколения в поколение. Мы вместе отмечаем праздники, проводим кулинарные конкурсы, фотоконкурсы — и каждое подразделение придумывает что-то интересное, подключает детей, родственников. К юбилею мы постарались наградить всех, кто проработал у нас более 30 лет. Одних только ветеранов 30 человек. Больше всех — 54 года — отработала бывший лаборант Княжицкой участковой больницы Тамара Пантюхина. Врач-дерматовенеролог дерматовенерологического кабинета поликлиники Геннадий Голохов трудится здесь 43 года. У каждого свои взгляды на жизнь, но всех объединяет любовь к пациентам — сельским жителям — и к Могилевскому району.

 

Заместитель главврача по МЭиР Евгения Баканова (ВОП) и заместитель главврача  Валентина Камлева (невролог) — молодые доктора, в профессии 4 и 3 года. По словам руководителя поликлиники, это целеустремленные, энергичные, честные и влюбленные в свое дело специалисты. Они внимательно относятся к пациентам и уважительно — к коллегам.

 

Евгения Баканова отмечает, что сейчас пациенты нуждаются именно в амбулаторной реабилитации.

 

Смотрим, как максимально можем помочь на уровне поликлиники. В этом году полную реабилитацию с отменой инвалидности получили 7 человек, частичную (с уменьшением тяжести инвалидности) — один. Сейчас наше внимание обращено на оценку качества оказания медпомощи. Как правило, недостатки выявляются у молодых врачей (первого года): определенная нехватка знаний, ошибки в заполнении документации. Проводим с ними обучающие занятия.

 

Сергей Караев:

 

Когда в регистратуре поставили первые компьютеры, сотрудники, уже немолодые люди, боялись к ним  подходить. Но прошел месяц, они оценили их удобство  и даже иногда спорили: компьютеры стояли не на всех рабочих местах.

 

«Лида, а ты будешь хирургом!»

 

Врач-хирург хирургического кабинета Лидия Алифиренко в поликлинике работает 49 лет! Коллеги называют ее «наша легенда». По словам главврача, она одна из немногих хирургов, кто, работая в амбулаторном звене, получил высшую категорию.AliferenkoЛидия Алифиренко:

 

Во-первых, я родилась на селе и всегда была физически крепкой, могла и за плугом ходить. Во-вторых, вспоминается момент из детства, когда в деревню привозили кино.

 

Однажды мы с отцом смотрели фильм, в котором играл, как я потом уже узнала, Алексей Баталов. Его герой ранен, падает, перед глазами — высокие деревья. Его доставляют в госпиталь и оперируют. Крупным планом показывают лицо хирурга в маске с каплями пота на лбу. И я думаю: как ему тяжело, но он спасет этого человека. Этот эпизод остался в моей душе. Потом старшая сестра (медсестра, у нас в семье 4 медработника) говорит: «Иди в медицину».

 

У меня был чемоданчик, я положила в него книжки и поехала поступать в Витебский мединститут. После первого курса мы пошли в гости к нашей классной, у которой в школе выпускались, и она сказала: «Лида, а ты будешь хирургом!» Ее слова тоже сыграли свою роль.

 

Лидия Алифиренко вспоминает свою первую самостоятельную операцию. Это была аппендэктомия, с которой она, будучи интерном, справилась за 20 минут, чем очень удивила коллег.

 

Лидия Алифиренко:

 

Мы обслуживаем сельских тружеников — людей, которые кормят Могилев и не только. Они отлично с этим справляются, в чем, считаю, есть и наша заслуга. Почему все получается? Потому что у нас необыкновенно дружный, трудолюбивый и ответственный коллектив.

 

В день специалист принимает 40–50 пациентов (взрослых и детей). Ежегодно хирурги, а их в поликлинике трое, выполняют 800–900 операций.

 

Лидия Алифиренко:

 

Вскрываем гнойники (панариции, абсцессы, флегмоны, гнойные бурситы и пр.), удаляем доброкачественные новообразования (кисты, фибромы, липомы, папилломы), вросшие ногти, инородные тела, металлоконструкции, проводим внутрисуставные и периартикулярные введения лекарств, выполняем хирургическую обработку ран, вправляем вывихи… Тому, кто поработал в районной поликлинике, не страшен никакой пациент, потому что здесь мы видели все.

 

Лидия Алифиренко отмечает: гораздо приятнее трудиться в хороших условиях.

 

Лидия Алифиренко:

 

За те полвека, что я работаю, открыты новые больницы — Сухаревская, Дашковская, Княжицкая, причем мы своими руками помогали их строить. В свое время у нас было 8 участковых больниц на 500 коек. Не так давно в поликлинике установили лифт. Раньше поедешь на вызов, а там тяжелый больной, нужна рентгенография, а как его поднять на 2-й этаж? Стыдно, душа болит. Двое санитаров усаживали пациента в коляску и, можно сказать, тащили на себе.

 

А сегодня говоришь больным: ваше дело — только приехать, вас поднимут на любой этаж к любому специалисту. Совсем другое общение с пациентом стало. В прошлом году благодаря усилиям главврача нам оборудовали новую операционную. Теперь их две, можем одновременно выполнять по две операции или перевязки, а раньше пациентам приходилось ждать, интенсивность труда хирурга была снижена. В планах — приобретение диатермокоагулятора.

 

Лидия Алифиренко уверена: без помощников хирургу работать невозможно.

 

Лидия Алифиренко:

 

У нас прекрасные медсестры. Галина Смычкова и Людмила Тишковская работают со мной почти 30 лет. Как искусно они владеют бинтом, гипсом, как правильно и красиво выполняют перевязки! А без санитарок разве возможна хирургия? Это же особое подразделение: здесь стерильность на первом плане.

 

Врач-оториноларинголог  Елена Ставская пришла в поликлинику 27 лет назад — по распределению из Витебского мединститута.Stavskaya

Елена Ставская:

 

Я по характеру очень добрая, люблю людей, считаю, что лечить — мое призвание. Накоплен огромный опыт, и я вижу результаты своего труда. Быть оториноларингологом мне нравится, работаю и со взрослыми, и с детьми.

 

В день Елена Ставская принимает 70–80 пациентов (на 1,25 ставки).

 

Елена Ставская:

 

Преобладает острая патология, которая сопровождается болью. Естественно, такие пациенты стремятся как можно скорее получить помощь. У детей чаще диагностирую отиты или аденоидиты. Хронической патологии стало значительно меньше: улучшилось качество медицины, дети своевременно санируются, оперируются. В последние годы в Могилеве аденотомии и тонзиллэктомии выполняются под общим наркозом.

 

Взрослые, как правило, обращаются с отитами (хроническими и острыми), синуситами. Но особого внимания требует выявление новообразований.

 

С 2016 года Елена Ставская является председателем первичной профсоюзной организации.

 

Елена Ставская:

 

Наша основная задача — материальная поддержка сотрудников, в первую очередь после болезни. Так, в 2021 году материальную помощь получили 148 человек. Организовываем экскурсии, объездили почти всю Беларусь, были в Киеве, Санкт-Петербурге. В нашем коллективе есть сплоченность и чувство локтя. Молодежь слышит нас, стремится перенять опыт, чтобы реализоваться в профессии. Я с удовольствием делюсь знаниями, мне нравится быть еще и педагогом.

 

Лидия Алифиренко:

 

От хирургии получаю большое удвлетворение. Приходит пациент, плачет: 4 ночи не спал — гнойник.  Прооперируешь и на завтра слышишь: «Доктор, большое спасибо, я наконец выспался». Что еще нужно для врача? Это главное в нашей работе.

 

Елена Ставская:

 

Во время профосмотра всегда тщательно осматриваю пациентов. Так, однажды у одного из них заподозрила рак гортани. Пациент недоумевал. Я успокоила: обследуетесь, вовремя получите лечение. Потом он был очень благодарен, ведь все могло бы пойти совсем по-другому…

 

«Верю, что  справимся»

 

В отделении общей практики под руководством заведующей Ольги Шевбаковой трудятся 8 ВОП. Ольга Владимировна в 1994 году окончила Витебский мединститут и была распределена в Недашевскую УБ Могилевской поликлиники № 11  (с 2000-го работала главврачом УБ). Отделение общей практики возглавляет с 2006 года.Shebakova Olga

Ольга Шевбакова:

 

Это моя родная поликлиника, я сама из Могилевского района. В детстве я восхищалась медсестрой нашего ФАПа Галиной Александровной Концевой — красивой, интеллигентной женщиной. Белый халат, ее доброта, уважение людей... Мне хотелось быть такой же, и я пошла в медицину. Как удается находить с пациентами общий язык?

 

В первую очередь я всегда терпеливо их выслушиваю.Терапевт во все времена, хоть на селе, хоть в городе, работал по принципу врача общей практики. Это грамотный специалист, который знает и про отиты, и про конъюнктивиты, и про всю внутреннюю патологию. Однако теперь мы оснащены необходимым оборудованием.

 

В пандемию в отделении пришлось организовать чистую и грязную зоны.

 

Сергей Караев:

 

Благодаря тому, что еще в 1986 году была возведена пристройка, у нас 7 входов, следовательно, есть возможность максимально разделить потоки пациентов и не дать распространиться инфекции: открыты отдельные входы для взрослых, детей, беременных, пациентов стоматологического профиля, а также в инфекционный кабинет. В участковых больницах основная масса пациентов — на соцкойках, и особенно важно было не допустить заноса инфекции в стационар, где находятся ослабленные пожилые люди.

 

Мы приняли решение полностью прекратить посещения, ввели жесткий контроль за соблюдением санэпидрежима, начали вакцинацию, как только получили препараты. Кроме того, на территории района расположен Солтановский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов. Специалисты работают там вахтовым методом (по 2 недели), сдав перед этим ПЦР-тест в нашей поликлинике. Конечно, им нелегко, зато удается сохранить жизни пациентов.

 

Ольга Шевбакова:

 

Утром зашла в инфекционный кабинет: в декабре отмечаются единичные случаи COVID-19. Активно работаем над вакцинацией. Только сегодня за 3 часа уже привились 18 человек. Я верю, что мы справимся с коронавирусом.

 

В основном ковидом болели люди трудоспособного возраста. Пожилые изначально изолировались дома, медики проводили с ними профилактическую работу по ношению масок, дезинфекции рук. Перенесшие COVID-19 часто астенизированы, боятся еще раз заболеть и, как они говорят, снова пережить этот ужас. Многие жалуются на головную боль и бессонницу. У некоторых до полугода сохраняется субфебрильная температура. Но мы не спешим все списывать на коронавирус, дообследуем, исключаем патологию, которая вызывает подобные жалобы. Коронавирусная инфекция могла спровоцировать вялотекущие, скрытые заболевания.

 

К слову, доля умерших от БСК в прошлом году составила 50,17 %.

 

Ольга Шевбакова:

 

Бич нашего времени — артериальная гипертензия. А после перенесенного  COVID-19 давление повышается даже у тех, у кого раньше подобных проблем не возникало. Работать с такими пациентами сложно в том плане, что они, снизив давление, решают, что уже поправились, и прекращают прием гипотензивных медикаментов. В результате синдрома отмены случаются гипертонические кризы, инсульты, инфаркты. Ежедневно объясняем пациентам, как правильно принимать лекарства.

 

ВОП отделения общей практики Тамара Лабуть пошла по стопам мамы, работавшей медсестрой инфекционного кабинета в этой же поликлинике.

 

Тамара Лабуть:

 

Я постоянно здесь находилась и другой профессии в общем-то не знала. С детства мечтала поступить в мединститут, окончила школу с золотой медалью. По распределению 2 года отработала на скорой помощи. С одной стороны, это тяжелый труд, с другой — ты сразу видишь результат своих усилий — человеку на глазах становится лучше. Но мне хотелось наблюдать пациентов в динамике.

 

В 1986 году Тамара Лабуть устроилась в Могилевскую поликлинику № 11. К слову, здесь же ВОПом работает и ее дочь Анастасия.

 

Тамара Лабуть:

 

С начала пандемии мы с коллегами не только руководствовались протоколами, но и вместе нарабатывали собственные схемы лечения, смотрели, что эффективнее для каждого конкретного больного. В последнее время замечаем, что пациенты выздоравливают, но через пару дней, неделю симптомы возвращаются. Инфекция в первую очередь сказывается на когнитивных функциях, опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе. Такие пациенты восстанавливаются полгода-год. Люди болеют два, часто три раза. Тем больше последствий для организма. Сейчас наблюдаем пациентов с гриппом.

 

Тамара Лабуть рассказывает случай из практики: 30-летняя пациентка находится на больничном 150 дней — субфебрилитет. Консультировалась у разных специалистов, вплоть до онколога, сдала все возможные анализы, выполнила УЗИ, КТ... Патологии нет. Направлялась к психотерапевту, принимала седативные препараты.

 

Тамара Лабуть:

 

Состояние пациентки связываем с психологическим климатом в семье, где воспитывается ребенок-инвалид. А возможно, болезнь спровоцировала коронавирусная инфекция, обостряющая имеющиеся патологии.

 

«Это особая работа»

 

Заведующая женской консультацией Татьяна Комзолова, как и многие коллеги, в поликлинике работает с самого распределения — 20 лет.Komzolova

В районе 10 600 женщин  (5 800 — фертильного возраста). Татьяна Константиновна обращает внимание на заболеваемость: если раньше превалировали воспалительные процессы, то теперь на первый план выходят опухолевые образования.

 

Татьяна Комзолова:

 

Повысилась выявляемость, а 20 лет назад наблюдалась онкозапущенность (из-за поздней обращаемости, отсутствия каких-либо методов диагностики). Среди молодых людей отмечаем заболеваемость ИППП. Они пренебрегают профилактикой, считая, что такая проблема их не коснется.

 

За 11 месяцев 2021 года родились 198 детей (за 2020-й —  282). Хотелось бы, отмечает заведующая женской консультацией, чтобы молодые семьи планировали беременность, подходили к ее наступлению оздоровленными. Тогда и со здоровьем потомства проблем поубавится.

 

Всего в стоматологическом отделении 5 врачей и 5 зубных фельдшеров. Практически в каждом структурном подразделении на районе имеется стоматологический кабинет. До пандемии регистрировалось около 40 тысяч посещений в год — терапевтических, хирургических, ортопедических.

 

Зубной фельдшер Наталья Алексейчикова знает подход к детям, к ней стремятся попасть и маленькие пациенты из других поликлиник.

 

Rogovcova i Alrkseychikova

 

Наталья Алексейчикова:

 

В первую очередь детей нужно любить. Когда вижу, что ребенок не идет на контакт, рекомендую для начала познакомиться (если не острая боль), а потом прийти снова — уже лечиться, — делится секретами мастерства зубной фельдшер.

 

Радиус обслуживания медучреждения — 60 км. Как отмечает старшая медсестра поликлиники Лариса Таранова, это особая работа.

 

Лариса Таранова:

 

Мы общаемся с сельскими жителями — пациентами, которые требуют совершенно иного подхода. Они приезжают из деревни, и им нужно попасть к врачу здесь и сейчас, потому что у них уходит автобус. За один день они должны обследоваться, узнать диагноз и получить лечение.

 

Сегодня самая обсуждаемая среди пациентов тема — вакцинация.

 

Лариса Таранова:

 

Интересуются, какие препараты используются, какие могут быть последствия. На личном примере показываю: я привилась, и со мной все в порядке.

Kollektiv 11poliklinikiKollektiv 11polikliniki 2Фото Татьяны  Столяровой, «МВ».