В конце ноября в СМИ широко обсуждалась информация о вспышке менингита в Подмосковье среди работников крупного торгового склада. В инфекционные больницы были госпитализированы около 30 человек — все они оказались трудовыми мигрантами, проживали в общежитии, в скученных условиях. Среди заболевших — граждане южных республик (Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана), а также 12 граждан Беларуси. Состояние 8 человек оценивалось как среднетяжелое, одного — тяжелое, у двух заболевание не подтвердилось.
В настоящее время эта вспышка локализована, все заболевшие выписаны из стационаров. В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что почти все заболевшие, в основном молодые люди, старались не обращать внимания на первые признаки болезни: повышение температуры, ломоту, слабость и другие гриппоподобные симптомы. Состояние пострадавших быстро ухудшалось.
Игорь Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней БГМУ, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор мед. наук, профессор:
Стремительность развития инфекционной симптоматики — один из признаков менингококковой инфекции. Neisseria meningitidis отличается от других грамотрицательных возбудителей склонностью вызывать быстро прогрессирующие кровоизлияния в кожу, некроз, диссеминированное внутрисосудистое свертывание и инфекционно-токсический шок.
Существует несколько клинических вариантов генерализованной менингококковой инфекции, важнейшими являются менингококцемия, фульминантная форма менингококцемии (с шоком), менингококцемия + менингит, менингит. Инфекция передается от человека к человеку воздушно-капельным путем.
Распространенным до сих пор заблуждением среди медперсонала является мнение, что менингококковая инфекция бывает только у детей и подростков. Это неверно, что в очередной раз показала вспышка в Подмосковье.
Игорь Карпов рекомендует врачам первичного звена обращать внимание на такие симптомы, как резкая слабость, сонливость, бледность на фоне высокой температуры, упорная головная боль у взрослых на фоне гипертермии. Наличие этих признаков позволяет заподозрить менингит и требует исключения этого диагноза. Педиатров должны насторожить гипертермия и рвота (без диареи!) у маленького ребенка.
Игорь Карпов:
Менингококцемия является самой опасной формой бактериальной инфекции. Без адекватного лечения летальный исход может наступить в течение 24 часов.
В первые 4–8 часов отмечается неспецифическая симптоматика: лихорадка, раздражительность, тошнота или рвота, головокружение. В течение 12–15 часов развиваются характерные симптомы: ригидность шейных мышц, светобоязнь. Затем состояние быстро ухудшается (15–24 часа), возникают поздние симптомы: спутанность сознания, или делирий, судороги, потеря сознания.
Игорь Карпов:
Фульминантная менингококцемия также имеет клинические особенности, затрудняющие раннюю диагностику. На начальных этапах отмечается высокая температура (39,7–40 °C и выше) с сильнейшей интоксикацией, появляется и быстро распространяется первично-геморрагическая сыпь. При этом нередко наблюдается относительно стабильное состояние пациента, которое, однако, является мнимым!
Различные клинические формы генерализованной менингококковой инфекции имеют высокую летальность. По данным мировой статистики, у каждого пятого переболевшего развивается стойкая инвалидизация, проявляющаяся неврологическими расстройствами и когнитивными нарушениями, нередко — потерей слуха и зрения.
Игорь Карпов напоминает, что приказом Минздрава № 1246 от 06.12.2013 утверждены алгоритмы оказания медицинской помощи пациентам с остро возникшей лихорадкой. В частности, при остро возникшем повышении температуры свыше 39,5 °C неясного генеза врач-педиатр, ВОП, врач или фельдшер скорой помощи обязательно должны направлять пациента в больничную организацию здравоохранения для проведения комплекса клинических и лабораторных обследований с целью уточнения этиологии заболевания и определения тактики лечения.
О менингококковой инфекции, ее клинических масках, диагностике и неотложной терапии на раннем этапе читайте в материале здесь.