По инициативе Европейской организации по изучению редких болезней EURORDIS самой редко встречающейся в календаре дате — 29 февраля — официально присвоен статус Международного дня редких заболеваний (Rare Disease Day). Логика ясна: редкий день — редкое заболевание. Но поскольку такая дата выпадает только раз в 4 года, принято отмечать Международный день редких (орфанных) заболеваний ежегодно в последний день февраля. Цель — привлечь внимание общественности к проблемам людей, страдающих такими заболеваниями, а также повысить осведомленность о них.
С какими проблемами сталкиваются люди с редкими заболеваниями? С отсутствием научных знаний и качественной информации, что очень часто приводит к ошибкам в постановке диагноза, затягиванию лечения и получению неадекватной медицинской помощи (об этих патологиях к тому же мало знают врачи!). Из-за широкого разнообразия расстройств и относительно распространенных симптомов, которые могут маскировать скрывающиеся за ними редкие заболевания, первоначальный неправильный диагноз — обычное явление. Кроме того, симптомы различаются не только в зависимости от заболевания, но и у разных пациентов, страдающих одним и тем же недугом.
Люди с орфанной патологией особенно нуждаются в получении медицинской помощи надлежащего качества, сталкиваются с трудностями в доступности диагностики, лечения и ухода; тяжелая нагрузка ложится на плечи родственников и членов семей таких пациентов. Для успешного решения проблем орфанных заболеваний сегодня должны быть налажены четкие связи между экспертами, исследователями и клиницистами, причем на международном уровне.
Приближается конец февраля — и для нас это повод напомнить о «болезнях-сиротах», привести статистику и актуальные научные данные.
Как минимум 300 млн человек на планете живут с редкими заболеваниями — по разным оценкам, ими страдают от 3,5 % до 5,9 % населения земного шара.
Орфанные заболевания (распространенность составляет около 1:2 000 и реже, хотя такая статистика весьма условна, бывают патологии с частотой одна на миллион и даже несколько миллионов человек) часто называют «болезни-сироты». Термин (от англ. orphan — сирота) появился в 1983 году в США при принятии законодательного акта Orphan Drug Act, определившего на тот момент около 1 600 таких заболеваний и синдромов.
Факт!
Самое редкое заболевание человека — дефицит рибозо-5-фосфат-изомеразы (RPI-дефицит). Вызывается мутациями в пентозофосфатном пути фермента рибозо-5-фосфат-изомераза (катализирует обратимое превращение D-рибозо-5-фосфата в D-рибулозо-5-фосфат на первом этапе неокислительной ветви пентозофосфатного пути; играет важную роль в метаболизме углеводов в целом и рибозы в частности). За 27-летний период изучения болезни известно только о трех случаях (по другим данным — о четырех). К симптомам можно отнести атрофию зрительного нерва, судороги, спастичность, атаксию, лейкоэнцефалопатию, психические нарушения, отставание в развитии.
Факт!
Самый дорогой препарат в мире разработан для генной терапии гемофилии. На гемофилию В (рецессивная мутация гена F9 в Х-хромосоме) приходится около 15 % всех случаев заболевания. Проявляется преимущественно у мужчин (гены, ассоциированные с гемофилией, находятся на Х-хромосоме). Этот вид гемофилии возникает из-за отсутствия в крови фактора Кристмаса (фактора свертывания крови IX) и характеризуется кровоточивостью гематомного типа.
В минувшем году FDA (Федеральное агентство по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами США) одобрило генотерапевтический препарат для однократного внутривенного введения на основе аденовирусного вектора, несущего и доставляющего в клетки печени функциональную копию гена фактора свертывания крови IX для лечения гемофилии B у пациентов с текущими или прошлыми эпизодами тяжелых кровотечений или принимающих профилактическую терапию фактором IX.
В клинических испытаниях он значимо снижал частоту спонтанных кровотечений (54 %) и потребность в регулярном использовании препаратов факторов свертывания крови и способствовал повышению уровня фактора IX в крови. Препарат стал самым дорогим в мире — стоимость одной дозы достигает 3,5 млн долларов.
В мире исследований
Пандемии проходят — след остается? Пандемия чумы сделала человека более чувствительным к аутоиммунным заболеваниям, утверждает международная группа ученых, проанализировавших древнюю ДНК людей, живших в период с 11-го по 18-е столетие. Результаты этой работы опубликованы в научном журнале Nature.
Волны Черной смерти, выкосившие почти половину населения Европы, северной Африки и Ближнего Востока, оставили след в генах человека. Ученые искали аллели, частота встречаемости которых значительно изменилась в образцах до и после эпохи Черной смерти, и обнаружили положительную селекцию нескольких вариантов. Так, защитный аллель одного из локусов, связанных с геном ERAP2, повышает шансы пережить чуму на 40 %.
Присутствие защитного аллеля повышает уровень экспрессии ERAP2, что влияет на цитокиновый ответ и на ответ макрофагов на возбудитель чумы Yersinia pestis. Но вот что плохо: протективный аллель ERAP2 является также известным фактором риска развития болезни Крона. Так что селекция в пользу защиты от одних недугов может нарушить баланс и сделать организм более чувствительным к другим, особенно аутоиммунным. И тогда пандемии действительно не проходят бесследно…
Иногда это работает по-другому? Журнал Nature публикует любопытную работу, выдвигающую гипотезу о том, что люди с муковисцидозом благодаря своему заболеванию лучше защищены от тяжелых последствий COVID-19. Международная команда ученых обнаружила, что у людей с кистозным фиброзом в первичном эпителии дыхательных путей снижена экспрессия ангиотензин-превращающего фермента 2 (АСЕ2), рецептора, который SARS-CoV-2 использует для захвата клеток.
Было показано, что экспрессия и локализация ACE2 регулируются каналом Cystic Fibrosis Transmembrane сonductance Regulator (CFTR), дисфункциональные каналы CFTR изменяют восприимчивость к инфекции, что приводит к снижению проникновения и репликации вируса в клетках больных муковисцидозом.
В зависимости от характера экспрессии ACE2 S-белок SARS-CoV-2 вызывал высокий уровень IL6 в первичных эпителиальных клетках дыхательных путей, полученных от здоровых доноров, но очень слабый ответ в первичных клетках с муковисцидозом. В совокупности эти данные подтверждают, что состояние муковисцидоза может хотя бы частично защищать от инфекции SARS-CoV-2.
К слову, по данным Европейского общества муковисцидоза (ECFS), летальность пациентов с этой патологией, перенесших COVID-19, была ниже, чем в популяции в целом.
Морфология митохондрий — фактор развития аутоиммунных заболеваний. Исследователи из Германии и США показали, что белки OPA1 и LKB1 отвечают за изменение формы и размера митохондрий, а также контролируют выделение IL17 Тh17-лимфоцитами, которые играют далеко не последнюю роль в развитии многих аутоиммунных заболеваний.
Исследователи обнаружили in vitro необычную структуру митохондрий, присущую именно этому виду Т-хелперов, и то, что, влияя на гены, кодирующие белки OPA1 и LKB1, можно регулировать активность Т17-хелперов и корректировать вызванное ими воспаление. Это открытие может помочь в создании терапии аутоиммунных заболеваний, в которых ключевую роль играет нарушение активации Т-хелперов.
Среди орфанных заболеваний встречаются весьма экзотические: синдром Кабуки (в Европе зарегистрировано около 300 случаев), синдром Паллистера — Киллиана (известно о 30 случаях в Европе), прогрессирующая костная гетероплазия, болезнь Ниманна — Пика, болезнь Гоше. Есть и те, что встречаются чаще: гемофилия, муковисцидоз, миелома, различные редкие формы рака, болезнь Гентингтона и др.).
В настоящее время описано около 7 тысяч редких заболеваний (врожденных, гематологических, онкологических, аутоиммунных и др.), 72 % из них являются генетическими, почти 1 из 5 раковых заболеваний является редким.
70 % орфанных болезней стартуют в детстве, 35 % детей с такими недугами не доживают до одного года.
В Беларуси впервые законодательно определение орфанных заболеваний внесено в приказ Минздрава № 1222 от 19.11.2020
«О перечне орфанных (редких) заболеваний»: орфанные (редкие) заболевания — группа тяжелых хронических прогрессирующих заболеваний, имеющих, как правило, генетическую природу и уровень распространенности в популяции не более одного случая на 10 000 человек, приводящих к сокращению ожидаемой продолжительности жизни, инвалидности.
В приказе Минздрава № 1153 от 02.09.2022 «Об орфанных (редких) заболеваниях и лекарственных препаратах» прописаны инструкции о порядке формирования перечней и установлены перечни орфанных (редких) заболеваний и лекарственных препаратов; приказ № 1222 признан утратившим силу. Перечни подлежат актуализации по необходимости, но не чаще чем 1 раз в 6 месяцев. Критерий орфанности — распространенность в популяции не более одного случая на 10 000 человек — сохранен.