Фото Татьяны Русакович, «МВ».

ФАП станции Буйничи располагается в нескольких километрах от Могилева. С каждым годом население агрогородка растет, строятся новые дома, и сегодня ФАП оказывает медицинскую помощь более 2 700 человек. Коллектив составляют три прекрасные девушки: фельдшер — она же заведующая Галина Ефимова (на фото в центре), акушерка Елена Ребец (справа) и санитарка Людмила Кабзова, которые четко выполняют свои задачи. ФАП не раз признавался одним из лучших в области по итогам работы за год. Корреспонденты «Медвестника» отправились в Могилевский район, чтобы узнать об особенностях работы с жителями пригорода.

 

Подход неформальный

 

На ФАПе имеются детский, акушерский и процедурный кабинеты, а также кабинет приема. Раз в месяц приезжает врач общей практики. Могилевская поликлиника № 11, к которой относится ФАП, находится в 3-х остановках от агрогородка. На ФАПе выполняют назначения врача — инъекции, перевязки, а также регистрацию ЭКГ, измеряют внутриглазное давление и др.

 

Заведующая ФАПом Галина Ефимова:

 

Единственный выходной — воскресенье, но в понедельник на работу я лечу.

 

Галина Ефимова рассказывает о специфике работы на ФАПе.

 

— Наша основная задача — профилактика заболеваний. Приглашаем на прививки, проводим диспансеризацию. Пациенты заполняют анкеты, мы измеряем рост, вес, температуру тела, артериальное, внутриглазное давление, осматриваем полость рта на онкологические заболевания, — говорит Галина Станиславовна.

 

Стоит отметить, к анкетированию здесь подходят не формально, а внимательно анализируют и при необходимости назначают дополнительное обследование. Как правило, наблюдаются факторы риска развития сердечно-сосудистой патологии.

 

А как само население относится к диспансеризации?

 

По словам собеседницы, есть действительно ответственные пациенты, которым достаточно напомнить один раз. И, как это обычно бывает, есть те, которых приходится уговаривать, ведь они убеждены: это нужно только медработникам. Фельдшер в этом плане настойчива и, главное, знает, как найти подход, чтобы человек задумался о своем здоровье.

 

Галина Ефимова:

 

Начинаю с вопроса «Болели ли ваши родители?». Выясняется, что у кого-то была онкологическая, сердечно-сосудистая патология. Далее объясняю пациенту, что у него есть предрасположенность к этим заболеваниям, поэтому к своему здоровью ему нужно подходить с особой ответственностью. Регулярные профилактические осмотры нужны для того, чтобы не пропустить патологию, которая уже потребует лечения, — тогда будет больно».

 

Охват диспансеризацией на ФАПе в прошлом году составил более 90 %, флюорографическим исследованием — 100 %.

 

Кроме того, дважды в месяц фельдшер выходит в школу, осматривает детей на чесотку и педикулез, контролирует работу столовой, а также проводит профилактические беседы. Стоит отметить, некоторые темы вызывают у школьников неподдельный интерес, как, например, вопросы рационального питания. Компетентно поданная информация в отношении, казалось бы, безобидных продуктов становится открытием, дети вступают в диалог. 

 

По религиозным соображениям

 

Следующее ключевое направление — вакцинопрофилактика. По словам фельдшера, взрослые жители — старой закалки, от прививок никогда не отказывались. А вот ситуация с детьми интересная: некоторые родители отказываются от вакцинации по… религиозным причинам. Обоснование простое: «Бог дал — Бог взял». Но куда сильнее доводы специалиста. 

 

Галина Ефимова:

 

Когда в соседних странах началась вспышка кори, мне все-таки удалось убедить отказчиков, одну прививку они сделали. Стоило привести статистику, что среди детей до 5 лет более 60 % заболевших умирают, мамы задумались. Иногда в интернете что-то прочитают... Беседую, привожу аргументы, даю время взвесить все «за» и «против», в конце концов соглашаются.

 

Стоит ли спрашивать, прививается ли сама фельдшер?

 

— Ежегодно и я, и вся моя семья прививаемся от гриппа, нисколько не сомневалась, когда появилась вакцина против COVID-19. Я переболела еще до того, переболела тяжело и больше так не хочу, — отмечает фельдшер.

 

Чего ждет пациент?

 

Наряду с профилактической идет работа с пациентами с хроническими заболеваниями. На контроле медработников — приверженность лечению. Если говорить о гипертониках, то здесь частой ошибкой является несоблюдение времени приема препарата или вовсе пропуск на фоне улучшения самочувствия. И именно пациенты с повышенным артериальным давлением чаще всего обращаются к фельдшеру с жалобами на плохое самочувствие.

 

ФАП начинает работу в 8:00. Заведующая проверяет соблюдение санэпидрежима и приступает к приему пациентов. После спешит на вызовы, осуществляет патронажи.

 

Большой ли поток пациентов на ФАПе, обслуживающем более 2 700 населения? Зимой, по словам заведующей, в день обращается до 50 человек, иногда до 70.

 

В понедельник и пятницу поток всегда больше, т. к. приходят пациенты на повторный прием. Летом спокойнее, у фельдшера больше времени, чтобы пообщаться с каждым, дать совет или просто выслушать.

 

В сельском населенном пункте, где все друг друга знают, люди ждут от медработника главным образом внимания и доброго слова. Авторитет, из опыта собеседницы, наряду со знаниями формирует приветливое отношение к пациенту. Именно поэтому жители агрогородка предпочитают обратиться к своему фельдшеру и со своей стороны не скупятся на искренние слова признательности. Когда Галина Станиславовна рассказывает об этом, в ее голосе слышится особое воодушевление.

 

Галина Ефимова:

 

Конечно, это приятно, когда не просто назначаешь лечение, а видишь результат. А еще я очень люблю детей, даже хотела быть воспитателем. Поэтому это действительно моя работа, которая приносит удовольствие. Кроме того, коллектив: мы все одного возраста, при необходимости с акушеркой легко заменяем друг друга, поэтому, наверное, и показатели такие, это совместная работа. 

 

Правильный выбор профессии и любовь к своему делу, понимание задач и стремление к их выполнению, поддержка коллег и ощущение результатов — то, что позволяет быть эффективным сотрудником и оставаться в специальности долгие годы, справляясь с выгоранием. Фельдшер не скрывает: работа 6 дней в неделю — нагрузка чувствуется.

 

Галина Ефимова:

 

Обычно после зимы испытываю выгорание, так как в этот период пациентов всегда больше. Поэтому весной ухожу в отпуск. Дома у меня рыбки, нравится наблюдать за ними, это успокаивает. Люблю вязать. Живу в красивом месте, рядом лес, природа. Пока иду, слушаю, как поют птицы. Работа и семья — то, что делает меня по-настоящему счастливой, большего мне не нужно. После работы я спешу домой, пообщаться с сыном и мужем.

 

Отметим также, рядом с ФАПом находится мемориальный комплекс «Буйничское поле», где часто проходят знаковые мероприятия, поэтому еще одна ответственная часть работы фельдшера — медицинское сопровождение.

 

«Если бы не ваша медсестра…»

 

 

Галина Ефимова делится случаем из практики, который запомнился на всю жизнь.

 

— Это было еще в начале моего трудового пути, работала тогда в колледже. Одному из сотрудников стало плохо. Человека было не узнать: он сразу сильно постарел, цвет лица изменился, стал землистым. Электрокардиографа в то время в здравпункте не было, телефона тоже, попросила вызвать скорую, а сама в это время оказывала помощь, какую только могла в сложившихся обстоятельствах, и как будто ангел-хранитель стоял за моим плечом и подсказывал, что делать, — вспоминает Галина Станиславовна. — Как выяснилось, инфаркт миокарда, у мужчины уже два дня болело сердце, но за медицинской помощью он не обращался. Доктор в больнице сказал: «Если бы не ваша медсестра…» Человек прожил еще 20 лет. До колледжа я успела поработать на скорой, и разное бывало, но именно этот случай запомнился, наверное, потому что я знала этого человека. Его жена при встрече до сих пор меня благодарит.

 

Каждый по-своему реагирует на стресс — бей, беги или замри. По словам моей собеседницы, она из той категории людей, которых стресс концентрирует, в экстренной ситуации она быстро собирается с мыслями и начинает действовать — прекрасное качество для работы в медицине.

 

Галина Ефимова:

 

По характеру я тихая, спокойная, но при этом мне нравились та непредсказуемость, тот адреналин, который я получала, работая на скорой: едешь и не знаешь, что тебя ждет, у тебя нет времени на раздумья, ты должна быстро оказать помощь, опираясь на то, что видишь. Для молодого фельдшера это хорошая школа. Первый год работала очень много, брала подработки, так мне нравилось! Это было моей мечтой.

 

Интересно, что в школе моя собеседница хотела стать воспитателем или учителем, а в медучилище пошла за компанию с соседкой по парте.

 

Галина Ефимова:

 

Я поступила, она нет. В школе мне нравились и легко давались биология, анатомия, химия. В медицину влюбилась на 2-м курсе, когда начались практические занятия. Вот тогда я поняла, что это действительно мое, и ни разу не пожалела о своем выборе. Единственный выходной — воскресенье, но в понедельник на работу я лечу.

 

К слову, в профессии Галина Ефимова 26 лет. После медучилища была распределена в Могилевскую поликлинику № 11, начинала в Ямницкой больнице. Через полтора года уехала в Гомель, трудилась на скорой, потом вернулась в Могилев, в свою поликлинику. На ФАП станции Буйничи пришла в 2013 году.

 

ФАП не раз признавался одним из лучших в области: 2-е место по итогам работы за 2009 год, 3-е место по итогам работы за 2012-й и 2018-й. В личной копилке Галины Ефимовой — благодарность председателя Совета Республики Национального собрания и почетная грамота ГУЗО Могилевского облисполкома. Кроме того, Селецкий ФАП Могилевской поликлиники № 11, которым одно время заведовала Галина Станиславовна, занял 2-е место по итогам работы за год.  

 

Под конец интервью прошу опытного фельдшера резюмировать: хороший медработник — это какой?           

 

Галина Ефимова:

 

Грамотный, понимающий, вежливый и обязательно умеющий слушать — я вижу, как это важно для моих пациентов. Иногда они начинают свою историю с детства, тогда нужно корректно подвести к причине обращения на прием. А иногда человек хочет просто выговориться... 

 

«ФАП — это про взаимозаменяемость»

 

gfdre34

 

Акушерка Елена Ребец в профессии также 26 лет, на ФАПе в Буйничах — 16 лет, имеет высшую категорию. До этого Елена Ивановна трудилась в женской консультации Могилевской поликлиники № 9 и роддоме Могилевской больницы № 1. На ФАПе у акушерки своя специфика работы.

 

Елена Ребец:

 

Я не только осматриваю женщин, но и, если возникает такая необходимость, обслуживаю вызовы, оказываю неотложную медицинскую помощь, осуществляю патронаж. ФАП — это про взаимозаменяемость. С Галиной Станиславовной бок о бок трудимся 8 лет, родились в один день, в один год, хорошо понимаем друг друга и вместе работаем на результат.

 

По словам собеседницы, она всегда мечтала о медицинской профессии, окончила Могилевское медучилище. Работа с людьми, ежедневное оказание помощи и благодарность в ответ — вот что вдохновляет. Подкрепляют мотивацию медработников и различные награды. Так, Елена Ребец отмечена Благодарственным письмом председателя Могилевского городского Совета депутатов.