Результаты исследования опубликованы в журнале The Lancet Regional Health — Europe. Ученые из австралийского Университета Флиндерса показали убедительную взаимосвязь между воздействием света в темное время суток и развитием СД 2-го типа.
Доказано, что ночное освещение может нарушать циркадные ритмы, что в свою очередь является фактором риска развития СД 2-го типа. Но до сих пор не проводилось исследований, позволяющих оценить воздействие света на риск развития диабета. Поэтому научная группа взялась изучить, предсказывают ли персональные модели светового окружения риск возникновения СД 2-го типа, используя данные примерно 85 тысяч человек из британского Биобанка и около 13 млн часов работы датчиков света. Средний возраст участников составил 62,3 года, 58 % — женщины.
Испытуемые, не имеющие диабета в анамнезе, в течение недели носили на запястье устройства, отслеживающие уровень освещенности в разное время суток. Циркадные амплитуда и фаза были смоделированы на основе данных о недельной освещенности. В течение 9 последующих лет (в общей сложности 670 тысяч человеко-лет) за участниками наблюдали с целью выяснить, не появился ли у них в дальнейшем диагноз диабета. Было зафиксировано 1 997 таких случаев на 84 790 человек.
Ученые исходили из того, что нарушение циркадных ритмов приводит к изменениям в секреции инсулина и метаболизме глюкозы, которые влияют на способность организма регулировать уровень сахара в крови, что в конечном итоге может привести к развитию СД 2-го типа.
У подверженных повышенному воздействию света в ночное время (с 00:30 до 6:00) риск развития СД 2-го типа увеличен в 1,5 раза по сравнению с теми, кто этот временной промежуток проводил в темноте, вне зависимости от того, сколько света люди получали в течение дня.
Риск оценивался как функция дневной и ночной освещенности, циркадной фазы и циркадной амплитуды с поправкой на возраст, пол, этническую принадлежность. В исследовании учитывались и другие факторы, связанные с СД 2-го типа, такие как образ жизни, режим сна, сменная работа, диета и психическое здоровье, а также полигенные риски.
Результаты показали, что яркое освещение в темное время суток является сильным предиктором развития диабета, причем зависимость между освещенностью и риском носит «дозозависимый» характер.
Этот вывод справедлив для 10 % участников, испытывавших ночью самый высокий уровень освещенности около 48 люкс (1 люкс — это освещенность, при которой на поверхность площадью 1 м2 падает световой поток, равный одному люмену). Примерно на столько же увеличивается риск при наличии отягощенного семейного анамнеза диабета.
«По сравнению с людьми, проводившими ночи в темноте (до 50-й перцентили), риск развития диабета постепенно возрастал в более ярких перцентилях ночной освещенности (50–70-й (относительный риск (HR) 1,29), 70–90-й (HR 1,39) и 90–100-й (HR 1,53). Ночное освещение и полигенные риски выступали независимыми предикторами более высокого риска развития диабета. Разница в рисках между людьми со «светлой» и «темной» ночью была аналогична разнице между людьми с низким и умеренным генетическим риском», — пишут авторы исследования.
Результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня освещенности в ночное время и поддержание темноты в помещении может быть простым и дешевым способом предотвратить или отсрочить развитие диабета, прежде всего для людей из группы риска.