«Натуральное» не значит безопасное, даже сами критерии «натуральности» размыты и могут подаваться и восприниматься по-разному, утверждают исследователи из Стэнфордского университета (США), протестировав более 1 700 средств по уходу за кожей с пометкой «натуральное». Оказалось, что более 94 % из них содержат как минимум один контактный аллерген. Результаты опубликованы в научном журнале Американской медицинской ассоциации JAMA Dermatology.
Чувствительная кожа — это боль, иногда в буквальном смысле, а у людей, страдающих кожной аллергией, контакт с аллергеном вызывает зудящую красную сыпь, которая может не сходить неделями. Обычные средства по уходу или те, которые, как мы надеемся, успокоят болезненную кожу, могут только усугубить раздражение. Люди, на собственном горьком опыте познакомившиеся с этой проблемой, в поисках более мягких и щадящих средств обращаются к «натуральным» вариантам, надеясь, что они-то уж точно оправдают их надежды. Но действительно ли такие средства с меньшей вероятностью раздражают кожу?
Исследователи из Стэнфорда проштудировали списки всех ингредиентов отобранных популярных уходовых средств, представленных и рекламируемых производителями как натуральные, чтобы определить, содержатся ли в них распространенные контактные аллергены. И обнаружили как минимум один в 9 из 10 продуктов. Причем 90 % средств содержали ингредиент, входящий в топ-100 наиболее клинически распространенных аллергенов.
Самыми часто встречающимися аллергенами (в 36,6 % средств для кожи) оказались вещества, используемые в качестве ароматизаторов (отдушка). Например, лимонен, эвгенол, гексилциннамаль — действительно вещества вполне натурального происхождения, однако при этом они входят в регламентируемый Евросоюзом список 26 ароматизаторов, которые необходимо указывать в составе продукта отдельно, так как они относятся к потенциальным аллергенам.
Поскольку большинство людей по-прежнему считают, что натуральные продукты содержат меньше синтетических ингредиентов, и совершенно не задумываются о «натуральности» многих контактных аллергенов, ученые в очередной раз напоминают: вместо того чтобы искать продукты с маркировками «натуральный», «чистый» или «органический», следует приобретать средства с указанием «без отдушек», «без парфюмированных добавок» и «гипоаллергенный».