Фото предоставлены ГрГМК.
Фото предоставлены ГрГМК.

В 1874 году Гродненская городская дума ходатайствовала перед губернским правлением об открытии повивальной школы. Спустя два года, 1 октября 1876-го, состоялось ее открытие.  А в 1892 году с трибуны первого съезда сельских врачей Гродненской губернии врачебный инспектор А. Ф. Рейпольский говорил так: «Она не уступит ни одной университетской школе и во многих отношениях даже превзойдет их… Из совсем неподготовленной ученицы за два года сделать грамотную, да еще и хорошо подготовленную повивальную бабку — дело далеко не легкое».

 

Руководителем гродненской повивальной школы на протяжении 42 лет был врач и талантливый педагог Константин Семенович Кемарский. Он добился ее реформирования в 1910 году в акушерско-фельдшерскую школу… А в 1919-м ее упразднили.Grodnomedkoledz1В 1939-м был возобновлен набор учащихся, но деятельность школы была прервана в связи с Великой Отечественной войной. В 1944 году восстанавливается подготовка специалистов в открывшихся акушерской и фармацевтической школах, которые позже объединены в фельдшерско-акушерскую. В 1953-м школа переименована в медицинское училище.

 

1 сентября 1975 года в Гродненском медучилище обучалось 330 человек. С того времени здесь было подготовлено более 11 000 специалистов. В 2003 году медучилище получает статус колледжа. В 2013-м учреждение возглавил Валерий Пашук.Pashuk Valeriy

Валерий Пашук:

 

Считаю, что будущее за специалистами, которые стремятся помогать людям, способны сострадать, умеют работать на высокотехнологическом оборудовании.

 

Колледж сегодня — это два учебных корпуса с современными лабораториями и аудиториями. В 2020 году тут открылась лаборатория практического обучения по отработке навыков, которой заведует Екатерина Зиброва.

 

Екатерина Зиброва:

 

В нашей лаборатории более 80 манекенов и тренажеров различной степени реалистичности.Лаборатория разделена на тематические модули, где проводятся практические занятия: первичной медицинской помощи, терапии, хирургии, педиатрии, акушерства и гинекологии, скорой медицинской помощи, сестринского дела и манипуляционной техники, микробиологии, иммунологии и вирусологии.

 

Есть тренажеры для выполнения всех видов инъекций; тренажер, на котором можно отработать навыки ухода за стомами, пролежнями, методику промывания желудка, постановки клизм. У нас есть высокотехнологичный тренажер для аускультации легких, с воспроизведением сердечных и дыхательных шумов. На некоторых фантомах для промывания желудка можно поставить зонд вслепую. На других, более совершенных, можно увидеть, как проходит этот зонд и как располагаются желчевыводящие пути, как они соединяются между собой и т. д.

 

В лаборатории можно научиться уходу за новорожденными, за недоношенными детьми. Для отработки навыков по гинекологии тоже есть несколько симуляторов. Один из них — робот-симулятор — представляет собой интегрированную систему из двух взаимосвязанных физиологических моделей — матери и плода.

 

Есть возможность отработки акушерского пособия при нормальных и патологических родах. Можно провести гинекологический осмотр, определить положение плода в полости матки, отработать алгоритм действий при послеродовых кровотечениях, научиться на манекенах практическому обследованию молочных желез, «ощутить под пальцами» кисту или злокачественное образование.

 

Есть тренажеры по отработке реанимационных мероприятий с обратной связью, которые помогают не только овладеть навыками сердечно-легочной реанимации, но и проконтролировать их выполнение. В симуляционных кабинетах микробиологии, иммунологии и вирусологии можно производить микроскопию окрашенных микробиологических препаратов, исследовать мазки крови, ликвора, мокроты на бинокулярных микроскопах с программным обеспечением.Grodnomedkoledz3В лаборатории есть два передвижных комплекса «Телементор», которые представляют собой одновременно и стол для выполнения манипуляции, и экран, на котором можно смотреть, как правильно проводить эту манипуляцию. Можно сделать запись и оценить ее онлайн. Оснащение модулей лаборатории достаточное для индивидуальной отработки практических навыков всеми учащимися группы одновременно. Это хорошая практика, особенно теперь, в условиях пандемии. Работа на симуляционном оборудовании снижает стрессовый фактор от выполнения манипуляции в первый раз и риски для пациента.

 

С 2021/2022 учебного года на базе лаборатории в систему аттестации вводится ОСКЭ — объективный структурированный клинический экзамен, суть которого заключается в создании для экзаменуемых клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные навыки.

 

В феврале 2021 года в колледже оборудован кабинет «Симуляция красной зоны». Закуплено необходимое оборудование, помещение разделено на зоны, шлюзы. Обучение в таких условиях, максимально приближенных к реальным, позволяет учащимся после окончания колледжа работать в инфекционных стационарах, профессионально оказывать помощь пациентам с COVID-19.

 

Гродненский государственный медицинский колледж — единственный в Беларуси, где могут получить специальность инвалиды по зрению. С 1993 года подготовлено более 500 техников-массажистов. Их обучают опытные преподаватели, которые прошли специальную подготовку, стажировались в России, Польше, Франции. Это Алла Внукевич, Светлана Лис, Татьяна Лесничая, Ирина Сарлай.

 

Алла Внукевич:

 

Я начала преподавать сразу после окончания Минского мединститута.Сначала меня направили на работу в Желудокское медучилище. Там преподавала педиатрию, фармакологию и анатомию. С 1987 года работаю здесь. Вела коммунальную гигиену, гигиену труда у санитарных фельдшеров.

 

С 1995 года, пройдя специализацию в медицинском университете, преподаю дисциплину «Массаж». Обучаются только инвалиды по зрению, в том числе и тотально незрячие. До открытия специальности в нашем колледже во всем Советском Союзе квалификацию «техник-массажист» можно было получить лишь в Кисловодске.

Grodnomedkoledz5Перенимать практический опыт мы ездили в Краков. Спустя несколько лет я выступала с докладом на международной конференции по проблемам инвалидов по зрению в Париже, где делилась белорусским опытом. Наши выпускники состоялись не только в профессии, они принимали участие в Паралимпийских играх, Александр Зорко выступал со стихами на английском языке в Лондоне.

 

В колледже работает волонтерская группа «Отряд милосердия» под началом преподавателя с 35-летним стажем Ирины Сарлай. С 2014 года открыт Клуб молодых доноров, руководит которым выпускница колледжа Анна Богдевич.

 

В 2003 году решением профкома сотрудников и учащихся учрежден Орден милосердия — высшая награда преподавателям Гродненского госмедколледжа за особые заслуги в деле подготовки медицинских работников среднего звена.

 

Данута Барцевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

 

Мы гордимся нашими предшественниками, которые подготовили не одно поколение медработников среднего звена.

  

Фото предоставлены ГрГМК.