Помните, как это было в детстве: ты заболел и обреченно шагаешь за руку с мамой в поликлинику. В регистратуре суровая тетенька долго ищет твою карточку, мама нервничает, а ты тоскливо озираешься по сторонам. В одном из кабинетов раздается громкий детский плач, и тебе становится страшно...
Однако все меняется. И сегодня в поликлинике маленький пациент получает не только медицинскую помощь, но и хорошее настроение. Во всяком случае в детской поликлинике № 1 Гродно, под патронажем которой более 40 тысяч детей.
Перемены начинаются с регистратуры
Кардинальные изменения здесь коснулись всего. В регистратуре вы не увидите привычных стеллажей с карточками. Юные пациенты могут поиграть в сказочных домиках с любимыми персонажами. И никаких утомительных очередей. Если и нужно немного подождать, то сделать это можно в комфортных условиях.
Евгений Онегин, главный врач поликлиники:
Мы внедрили в регистратуре новое понятие — это так называемая бережливая медицина. Долго изучали проблемы, определили слабые места и запустили работу в новом формате. Сегодня регистратура включает три подразделения: справочная, картохранилище и кол-центр. Каждый работник выполняет свои четкие функции. В результате минимизированы трудопотери, появилось больше времени для общения с пациентами.
Работают в регистратуре 10 человек. В кол-центре — 4. Больше нет такого явления, как вечно занятый телефон. Позвонившему сразу называют его номер в очереди и вскоре соединяют с регистратором. Общение происходит и в мессенджерах, что очень востребовано у людей с ограниченными возможностями. К примеру, пациентам с нарушениями слуха и речи удобно связываться с сотрудниками поликлиники по вайберу.
Евгений Онегин:
Начали мы с того, что со всеми регистраторами провели психологическую работу. Для них были организованы индивидуальные и групповые занятия с нашим психологом, на которых прорабатывались возможные и наиболее частые конфликтные ситуации и варианты выхода из конфликта. Для работников регистратуры созданы специальные методические рекомендации.
Карточки в картохранилище разбиты по цветовым группам, чтобы обозначить разные участки, вся необходимая информация вынесена на корешках. Когда поступает запрос от родителя, который записался на прием в кол-центре, в картохранилище его передают в электронном виде. Сотрудник находит нужную карточку, а санитарка доставляет ее в кабинет.
Для обратной связи в поликлинике есть специальные планшеты, чтобы оставить отзыв, а также электронные анкеты — их тщательно изучают.
Поликлиника представлена во всех социальных сетях. Специалисты часто выезжают на городские праздники, поэтому есть специально приспособленная к такому «выездному» приему палатка.
Ближе к амбулаторному звену
С 1 июля на базе поликлиники открыта кафедра поликлинической педиатрии ГрГМУ. Заведует ей кандидат мед. наук Наталья Томчик.
Наталья Томчик:
Учитывая, что максимальное число выпускников нашего вуза становятся врачами общей практики, с созданием первой в республике педиатрической кафедры для амбулаторного звена появится новая возможность улучшить их практико-ориентированность. Здесь будем учить студентов общаться с пациентами, проводить диспансеризацию больных и здоровых детей и т. д. Стране стационарное лечение обходится недешево. Примерная стоимость суточного пребывания в стационаре — 100 рублей. Поэтому важно улучшить работу на амбулаторном этапе. Так будет и для пациентов комфортно, и для государства выгодно. Основная наша база — детская поликлиника № 1, дополнительная —7-я городская поликлиника. У нас 7 сотрудников, среди которых два главных внештатных специалиста ГУЗО Гродненского облисполкома. Я являюсь главным внештатным специалистом по функциональной диагностике в педиатрии, а кандидат мед. наук, доцент Андрей Карчевский — главным внештатным специалистом по детской гастроэнтерологии. За каждым из нас закреплены регионы Гродненской и Брестской областей. Мы оказываем консультативную общепедиатрическую помощь детям.
На кафедре организовано преподавание для студентов 1–2-х и 6-го курсов педиатрического факультета и для студентов 6-го курса лечебного факультета — будущих врачей общей практики. Они закреплены за участковыми врачами, посещают так называемые активные вызовы. А затем на занятиях обсуждаются и анализируются клинические ситуации, с которыми ребята столкнулись.
Младшекурсники проходят обучение по медицинскому уходу и манипуляционной технике. Впервые в республике для студентов младших курсов медвузов введена новая дисциплина — ознакомительная практика. На кафедре есть симуляционный класс, где можно осваивать навыки первой помощи.
Наталья Томчик:
Проводим активную научную работу. Одна из научно-исследовательских работ посвящена распространению эпидемиологии аритмий у детей. К сожалению, в последнее время наблюдается рост этой патологии. Обследовали более 10 тысяч детей. Часть исследований уже опубликованы, в т. ч. в российских изданиях. Я получила патент на метод раннего выявления аритмий. Утверждена инструкция по применению его в клинической практике. Часть наших научных исследований относится к аллергологии.
От первых дней жизни до юности
В областной ресурсный центр раннего вмешательства «Лучик» на базе поликлиники можно обратиться по направлению специалиста (логопеда, педиатра, реабилитолога и др.) детям до 3-х лет, закрепленным в ДП № 1, ГП № 7 областного центра, а также Берестовицкой, Мостовской, Щучинской и Свислочской ЦРБ. Кстати, комиссия ЮНИСЕФ, которая посетила поликлинику, оценила его работу в 153 балла из максимально возможных 169.
Светлана Сорока, врач-реабилитолог:
Центр действует с 1 апреля 2019 года. Наша задача — выявить и скорректировать нарушения развития у детей. Проводим индивидуальные и групповые занятия, на которых обучаем родителей, они получают рекомендации и домашние задания.
Ольга Будилович, координатор центра, инструктор-валеолог:
Центр «Позитив», дружественный подросткам, работает с 2013 года. Наши основные задачи — сохранение репродуктивного здоровья подростков, оказание информационно-консультативной, лечебно-диагностической и психологической помощи, формирование здорового образа жизни. Возраст наших подопечных — от 14 до 21 года. Работают в центре гинеколог, уролог, валеолог, подростковый врач, психолог и психотерапевт. Все специалисты проходили обучение на базе РНПЦ «Мать и дитя». За месяц к нам обращаются около 50 подростков. И сами бываем в гостях у ребят, которые учатся в школах, колледжах и других учебных заведениях областного центра. Очень востребована консультативная помощь нашего психолога Егора Новожилова.
Егор Новожилов, психолог:
Я здесь уже 6 лет. И все это время постоянный аншлаг. Это говорит о том, что психологическая помощь нужна и детям, и родителям. Те, кому уже исполнилось 14, обращаются самостоятельно: если в их ситуации нет угрозы для жизни и медицинских показаний, то мы не сообщаем об этом родителям. Работаем конфиденциально.
У детей, которые приходят с родителями, в основном проблемы поведенческого характера. Ребенок не слушается, с точки зрения взрослых, неправильно себя ведет. Но порой проблема кроется как раз в не совсем правильном отношении родителей, неадекватной реакции на поведение детей. Зачастую они просто не знают, как выстроить отношения со своими детьми.
Егор Новожилов:
Однажды к нам на прием пришла мама, которая одна воспитывает 11-летнюю дочку. Часто ссорятся, не всегда понимают друг друга. Когда мама просит что-нибудь сделать по дому, девочка не реагирует на ее просьбы. У мамы была, как я понял уже на первом занятии, неправильная реакция на бунт дочери. Она угрожала наказаниями, но не наказывала. Оказалось, что у мамы были строгие родители, которые очень часто ее наказывали, и она не хотела переносить этот негативный опыт на своего ребенка. Дочь это поняла и начала этим пользоваться… После пяти сеансов психотерапии, на которых мы прорабатывали грамотную схему поведения дочки и мамы, ситуация стала исправляться. Последние два занятия работали над тем, как наладить отношения между близкими людьми. Это у нас получилось. И подобных примеров множество.
Самая тяжелая проблема, с которой к нам приходят, это смерть близкого человека, горечь утраты. Мы вместе прорабатываем ситуацию, вспоминая важные эмоциональные моменты, плачем… Чтобы проблему отпустить, нужно ее проговорить, прожить заново. Приятно, когда пациенты приходят спустя несколько лет, просто чтобы поблагодарить.
Фото предоставлены ДП № 1 Гродно.