Горбацевичский ФАП Бобруйской городской поликлиники № 2
Горбацевичский ФАП Бобруйской городской поликлиники № 2. Фото автора.

За ФАПом закреплены 6 населенных пунктов, 678 человек; радиус обслуживания 7 км. Здесь трудится сплоченный коллектив под руководством опытной заведующей Светланы Довыдовской, в медицине она 22 года. Примечательно, что Светлана Витальевна пришла в профессию в 27 лет. Что вызвало желание кардинально изменить жизнь и в 25 лет, имея семью, поступить в медучилище?

 

Корреспондент «Медвестника» отправилась в Горбацевичи, чтобы подробнее узнать о коллективе ФАПа.

 

«Светлана Витальевна, нужно поговорить»

 

Светлана Довыдовская:

 

Я очень люблю свою работу, люблю людей. И получить такую высокую оценку, конечно, приятно, хотя мы совершенно не ожидали, мы трудимся как всегда. Вместе в одном коллективе около 7 лет.

 

Мы с акушеркой Екатериной Колейчик пришли сюда в 2016 году, зубной фельдшер Татьяна Якшонок и санитарка Тамара Качан здесь гораздо дольше. Фельдшер ушла на заслуженный отдых, и мне предложили возглавить ФАП.

 

Собеседница уверена: медицина — это действительно ее призвание, и она ни разу не пожалела о своем выборе. Так что же послужило стимулом к поступлению в медучилище?

 

Светлана Довыдовская:

 

Заболела младшая сестра, вызвали скорую помощь, я сопровождала сестру в больницу. Ее отвели в приемный покой, а я ждала. Всего одна минута — шла врач по коридору, я посмотрела на нее и поняла: хочу быть медиком.

 

IMG 5435FAP

 

Светлана Довыдовская:

 

Набрала книг по анатомии, изучала все лето, пошла на подготовительные курсы в медучилище. Вообще очень хотела быть хирургической медсестрой. Но по распределению меня направили на Богушовский ФАП, в село, где я родилась и жила, там освободилось место акушерки. Заведующая Наталья Гацко стала моим наставником. Во время учебы ты получаешь азы, но когда окунаешься в реальную практику…

 

Во-первых, училась у Натальи Ивановны выстраивать диалог с пациентом. Когда человеку плохо, к нему нужно особое отношение — внимательное, трепетное.

 

Во-вторых, ответственность в труде, аккуратность, скрупулезность в оформлении документации: это такая же неотъемлемая часть работы, как и прием пациентов. С Натальей Ивановной мы проработали 15 лет, и я благодарна, что она направляла меня в профессии.

 

Собеседница признается: понадобилось время, чтобы освоиться на новой должности — ФАП больше и по территории обслуживания, и по количеству населения, а это другой объем работы и документации.

 

Светлана Довыдовская:

 

Сложно было первые полгода-год: предстояло со всеми познакомиться, наладить контакты. Сейчас мы знаем каждого своего человека, чем он болеет, что у него может случиться, почему вызывает. Нас уважают, так же и мы относимся к людям, абсолютно ко всем обращаемся по имени-отчеству, с добротой, независимо от социального статуса. Стараюсь к каждому найти подход.

 

Моя собеседница — невероятно позитивная, производит впечатление человека, которого сложно представить злым, раздраженным, недовольным. А как она относится к ситуациям, когда пациенты вызывают без явной причины?

 

Человек просто так помощь не вызывает, он думает, что ему плохо. Но мы с ним беседуем, и он успокаивается, говорит: «Спасибо, Светлана Витальевна, приехали, поддержали». 

 

Светлана Довыдовская:

 

Ко всему отношусь со спокойствием и оптимизмом. Ну а как иначе? Приходят к нам иногда на ФАП, закрывают дверь и открывают душу: «Светлана Витальевна, нужно поговорить». Мы какая-то такая инстанция, где полечат и словом, и делом. Доброжелательное, чуткое отношение к людям у нас на первом месте.

 

Должность ответственная, и работа наша трудная, но все зависит от человека, его характера. У нас сплоченный коллектив, дружеские отношения, одинаковые жизненные ценности. Считаю, мы профессионально подходим к своему делу, у нас достаточно знаний, но мы продолжаем учиться.

 

Наша молодая коллега стимулирует нас, делится полезными ссылками. Я полностью доверяю Екатерине (акушерке Екатерине Колейчик. — Прим. авт.), она может заменить меня на приеме, на вызове.

 

Кроме того, на базе поликлиники ежемесячно проходят семинары, специалисты посещают курсы повышения квалификации. Да и сама жизнь вынуждает постоянно учиться. Ведь в чем специфика работы на ФАПе: сюда, говорит заведующая, приходят люди со всеми жалобами, и фельдшер, акушерка должны распознать проблему и принять решение — оказать помощь здесь или направить в больницу.

 

Сельские жители, как и городские, хотят быть здоровыми. Ни я, ни кто-то из моего коллектива, какой бы пациент ни обратился, никогда не скажет: «У вас же возраст…».

 

Светлана Довыдовская:

 

Люди от нас ждут очень многого, и приходится соответствовать. Ждут не просто первой помощи, но и заботы, внимания, поддержки. Человек не хочет болеть, поэтому я говорю: все будет хорошо, вы пришли — будем лечить.

 

По словам главной медсестры Бобруйской городской поликлиники № 2 Татьяны Голуб, Светлану Витальевну отличают целеустремленность, легкость на подъем, готовность решать любые задачи и подхватывать идеи — качества, которые помогают достигать успехов.

 

«Ситуации бывают разные»

 

Светлана Довыдовская:

 

Вот, например, звонит встревоженная бабушка — ребенок обварился кипятком. Едем с Катей на вызов, 5 минут, боимся даже разговаривать, потому что не представляем, в каком состоянии находится этот ребенок. Пока едем, вызываем неотложку. Другой случай: звонит подросток — брат порезался ножом, очень много крови. Опять же: едешь и не понимаешь, как там на самом деле.

 

Или еще звонок: человеку очень плохо, умирает. Снова выезжаем с Екатериной (вдвоем легче оценить ситуацию). Мужчина и правда в тяжелом состоянии — отравился грибами. В таких случаях кажется, что бригада СМП едет вечность, хотя на самом деле в Бобруйске очень быстро реагируют, серьезные состояния не терпят промедления. Непредсказуемы острый коронарный синдром, ОНМК — в считанные минуты ситуация может развернуться до катастрофы.

 

Мы на передовой: в любое время может случиться любая ситуация. Рубленые раны, термические ожоги, травмы, тяжелые аллергические реакции (отек Квинке), гипертонической криз, острый живот…

 

В нашей работе приходится мгновенно мобилизоваться, быть собранными и спокойными, чтобы и пациенту это все передалось. Я сразу же, как захожу в дом, говорю: не волнуйтесь, все будет хорошо.

 

Заведующая ФАПом отмечает: в работе важна интуиция, но основывается она, безусловно, на знаниях и опыте.

 

Светлана Довыдовская:

 

Обратился молодой мужчина, абсолютно здоровый. Но пришел и говорит: «Как-то мне плохо». Посмотрела на него, произнесла буквально несколько слов, измерила давление и прошу: сидите, пожалуйста, я вас никуда не отпускаю. У него было предынфарктное состояние. Стала расспрашивать: накануне на работе сложилась конфликтная ситуация, после чего он плохо себя почувствовал.

 

На ФАП в день, по словам заведующей, редко обращается до 10 пациентов, обычно больше, как-то 23 насчитали. Кроме того, это ежедневные патронажи и не менее четырех вызовов, а также выполнение назначений врача и реализация лекарственных средств населению.

 

Светлана Довыдовская:

 

В летнее время пациентов меньше, сельчане заняты огородами, сбором урожая, ягод, грибов… Больше обращаются зимой, как правило, с респираторными инфекциями. Также это пациенты с артериальной гипертензией, ИБС, болью в спине, суставах, обострением хронических заболеваний — холецистита, язвенной болезни желудка.

 

Рядом с ФАПом школа, и уже с 1 сентября дети начинают «болеть» (улыбается. — Прим. авт.). Тесно взаимодействуем с врачом общей практики поликлиники Ириной Леонидовной Анисимовой. Она так же, как и я, работает на этом участке 7 лет. Мы вместе узнавали наших пациентов. Я всегда могу позвонить ей и проконсультироваться.

 

В этом году в соответствии с постановлением Минздрава от 09.08.2022 № 83 «О порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения» сотрудники Горбацевичского ФАПа выполняют первичный медосмотр и анкетирование пациентов. В зависимости от результатов назначают дополнительные методы обследования. На сегодня диспансеризацию прошли около 50 % населения.

 

Несмотря на любовь к своему делу, желание трудиться, собеседница не раз чувствовала, что выгорает. Более 20 лет изо дня в день видеть боль, сопереживать, лечить, помогать, отдавая всю энергию, делясь своим позитивом…

 

Светлана Довыдовская:

 

Сейчас мне нужен отпуск раз в полгода. Восстанавливаю силы дома, у меня замечательная семья, дети, внуки. А еще влюбилась в путешествия. я очень рада, что у меня есть возможность познавать мир, обретать новых знакомых. Две недели назад вернулась из Грузии, понравилось все, гостеприимный народ, потрясающая природа...

 

Люблю Беларусь, наша страна прекрасна. Очень нравится Минск, куда с дочерью часто ездим, Гродно и, конечно, Бобруйск. Моя работа сложная, но благодарная и нужная.

 

Когда помогаешь человеку, сначала видишь его испуганные глаза, а потом его отпускает, испытываешь гордость, понимаешь: все не зря, я правда на своем месте.

 

«Пациенты хотят психологической поддержки»

 

Акушерка Екатерина Колейчик пришла на Горбацевичский ФАП в 2016 году молодым специалистом. Окончила Бобруйский госмедколледж.

 

IMG 5487FAP

 

Екатерина Колейчик:

 

Медицина — это ответственно, но очень интересно. Помню, первое время просыпалась среди ночи и думала: а правильно ли я все сделала? Особенность в чем: ты акушерка, но пациенты приходят к тебе с самыми разными вопросами, в том числе теми, которые находятся в компетенции узких специалистов, и ждут от тебя помощи. И это на самом деле сложно, поэтому я постоянно учусь. И как сказала Светлана Витальевна, люди хотят психологической поддержки, диалога, особенно одинокие.

 

Старшие коллеги хорошо отзываются о работе молодой акушерки, отмечают: Катенька уговорит всех, очень настойчива в приглашении на профосмотр.

 

Екатерина Колейчик:

 

Например, есть люди, которые не хотят проходить рентгенографию. Звоню, прошу, объясняю, почему это важно: это не только их здоровье, но и статистика. И от пациентов, бывает, слышишь: «Пришел вот только ради вас» или «Ну вы же меня попросили».

 

Цифры говорят сами за себя: охват рентгенофлюорографическим обследованием (от подлежащих) за минувший год составил 98,6 %, профосмотрами женщин с цитологическим исследованием (от подлежащих) — 90 %.

 

Секрет, по словам заведующей, в обаянии и добром взгляде Екатерины Михайловны. В свою очередь акушерка отмечает: она просто относится к людям так, как ей хотелось бы, чтобы относились к ней, ставит себя на место пациента. Без альтруизма и доброты, по ее мнению, в медицине работать невозможно.

 

«Слово «больно» стараюсь не произносить»

 

Зубной фельдшер Татьяна Якшонок трудится на Горбацевичском ФАПе 24 года. Всего же у Татьяны Ивановны 29 лет опыта!

 

IMG 5473FAP

 

Татьяна Якшонок:

 

В Бобруйском медучилище открыли зуболечебное отделение, и отец говорит: давай попробуем. Мне понравилась моя специальность, люблю свою работу.

 

Когда начинаешь «латать дыры» и тут же видишь результат, это так вдохновляет, получаю удовольствие от своего труда, чувствую невероятный подъем, когда все получается как надо. Это действительно сложная ювелирная работа, но я по натуре человек скрупулезный.

 

В день за стоматологической помощью на ФАП обращается до 7 человек плюс профосмотры.

 

Татьяна Якшонок:

 

Одно время шла речь о том, чтобы сокращать ставку зубного фельдшера. Когда сельчане узнали об этом, они «поднялись»: откололся зуб, выпала пломба — рядом ФАП, помощь доступна в любой момент. Да и профилактика в стоматологии так же важна, как и в других отраслях медицины. И детям, и даже, бывает, взрослым показываю, как правильно чистить зубы, беру модель челюсти, щетку. А в поликлинике поток пациентов.

 

К слову, в работе с детьми зубной фельдшер вывела для себя правило: главное — не напугать, маленький пациент должен доверять и не бояться.

 

Татьяна Якшонок:

 

Предлагаю родителям привести ребенка раз, два, сначала просто на осмотр, даже если ничего не беспокоит, чтобы он адаптировался. Слово «больно» стараюсь не произносить, говорю: если тебе щекотно, говори «а», и я тебя пойму.

 

Татьяну Ивановну, как и ее коллег, отличают улыбчивость, доброжелательность, позитивный настрой. Человек с таким характером действительно располагает к себе.

 

Татьяна Якшонок:

 

Я люблю людей, вижу в них хорошее, и они тянутся ко мне. Ценю в окружающих доброту и честность, остальное можно принять.

 

Еще один сотрудник, без которого невозможно представить работу ФАПа, — санитарка Тамара Качан, и трудится здесь она тоже немало — 29 лет! Следит за чистотой в кабинетах, убирает во дворе, ухаживает за цветами. А если нужно, то и лекарство отнесет приболевшему.

 

Родом Тамара Качан из Глусского района, окончила училище электроники, работала в Минске на «Интеграле», но, говорит, судьба распорядилась так, что попала в Горбацевичи. По словам заведующей ФАПом, Тамара Николаевна — человек большой души, чуткая, внимательная, тактичная, трудолюбивая. В свою очередь санитарка, проработавшая не один десяток лет, уверена: людям важно теплое общение, и здесь лечат добрым словом.