Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Уральского госмедуниверситета Минздрава России, доктор психол. наук, доцент Людмила Баранская поделилась результатами исследований по проблеме эмоционального выгорания у врачей разных специальностей.
Место в рейтинге
Людмила Баранская:
В ходе исследований нами было установлено, что эмоциональное выгорание наиболее характерно для молодых врачей, которые работают 5–7 лет. Мы попытались найти причины такой неудовлетворительной ситуации и обратились к вопросу профессиональной идентичности: формируется ли она за время обучения в вузе.
В условиях инновационного развития общества по пути к гуманитаризации и гуманизации проблема профессиональной идентичности представителей социономических профессий (врачей, учителей) становится особенно актуальной.
С одной стороны, по данным исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, профессия врача занимает 2-е место в общем рейтинге профессий на протяжении шести лет наряду, казалось бы, с наиболее выгодными в социально-экономическом плане профессиями, как, например, финансист. С другой стороны, врачебная профессия все больше превращается в разновидность коммерческой деятельности, пациент становится клиентом, а у врача формируется «латентное внутриролевое напряжение».
Возникают некоторые противоречия. Во-первых, между ростом числа врачей, их квалификацией (количество специалистов, имеющих высшую квалификационную категорию) и повышением уровня их доходности по сравнению с реальным средним доходом других работников социальной сферы. Во-вторых, между ростом числа врачей и существованием постоянного дефицита врачей поликлинического звена и представителей узких врачебных специальностей, что отчасти обусловлено уходом из медицинской профессии молодых специалистов, особенно в первые 5–7 лет после окончания вуза. За годы обучения в медицинском университете студенты сталкиваются с кризисом профессиональной идентичности, несформированностью навыков организационного поведения, трудностями коммуникации на разных уровнях и в разных сообществах.
Профессиональная идентичность рассматривается как ценностное, статусно-ролевое и эмоциональное отождествление с профессиональным врачебным сообществом. По словам специалиста, в формировании профессиональной идентичности выделяют 3 основные стратегии в зависимости от результирующей связи между профессионалом как человеком, как представителем профессии и как членом общества.
Положительная стратегия — принятие профессии как смысла бытия означает реализацию себя в ней не только как профессионала, но и как личности. Нейтральная — происходит бесконфликтное принятие своей профессии как средства заработка и достижения некоторого социального статуса. Отрицательная — возникает ощущение личной и профессиональной неудовлетворенности, вплоть до профессионального маргинализма. Эксперт отмечает, что начало формирования всех трех стратегий приходится в основном на студенческие годы.
12 главных симптомов
Людмила Баранская:
Эмоциональное выгорание — это психологический синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно и своевременно преодолен личностью.
Характеризуется 3 взаимосвязанными фазами: психоэмоциональное напряжение и опустошение души; негативное восприятие и отрицательные эмоции по отношению к пациентам, циничное отношение к труду, деперсонализация; кризис профессиональной компетентности, редукция профессиональных достижений.
Специалисты провели исследование с участием 194 студентов 3-го (86 человек) и 5-го (108 человек) курсов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов Уральского госмедуниверситета. С первого раза поступили 82 % респондентов, со второго и более раз — 18 %.
65 % — первые представители медицинской профессии в семье, 15 % имеют родственников-врачей, у 20 % родственники — представители среднего медперсонала.
Людмила Баранская:
В качестве основного инструмента мы применяли опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» Виктора Бойко. Полагаем, данная методика является наиболее валидной по отношению к исследованиям, которые проводятся во врачебной аудитории. Также мы проводили анкетирование по специально созданной авторской анкете. Наконец, были организованы фокус-группы по проблеме исследования.
Специалист приводит результаты. Это, например, распространенность сформировавшихся 12 симптомов эмоционального выгорания.
Самым часто выявляемым признаком стало неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
Далее идут редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения, ощущение «загнанности в клетку», расширение сферы экономии эмоций, переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия, личностная отстраненность (деперсонализация), эмоциональный дефицит, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность, неудовлетворенность собой.
Людмила Баранская:
Такая фаза эмоционального выгорания, как резистенция, или реакция ухода от заботы, в дегуманизацию, как своеобразная защита, эмоциональный буфер в ответ на развивающееся психоэмоциональное истощение, была определена у 63 % респондентов. Фаза напряжения, которая проявляется в ослаблении ощущения самокомпетентности и продуктивности своей работы, снижении собственной эффективности (смыкается с депрессией и неспособностью справиться с требованиями), сформировалась у 38 %.
Распределение фаз синдрома эмоционального выгорания у студентов 5-го курса: резистенция — 60 %, напряжение — 39 %, истощение — 45 %.
Людмила Баранская:
Поскольку такие исследования мы проводим на протяжении 4 лет, результаты могут говорить о некоторых тенденциях. Если мы обобщим полученные данные, то увидим следующую картину: среди опрошенных третьекурсников все три фазы синдрома эмоционального выгорания оказываются сформированными у 31 %, и это говорит о том, что, скорее всего, та положительная стратегия, которая лежит в основе профессиональной идентичности, вряд ли сформируется. Среди пятикурсников все три фазы синдрома эмоционального выгорания были сформированы у 56 %.
Таким образом, особенностью современной подготовки будущих врачей, по мнению исследователей, является актуализация процесса профессиональной идентификации. В связи с этим важными становятся такие задачи, как профилактика развития синдрома эмоционального выгорания, повышение личной ответственности студентов за профессиональную подготовку и саморегуляцию учебной деятельности (установлено в фокус-группах), формирование навыков стрессоустойчивости и умений преодолевать ситуации неопределенности в широком контексте.