Разный возраст ребенка имеет неодинаковое значение для возникновения тех или иных проблем с поведением. Психическое развитие детей происходит неравномерно, а в определенные периоды становится дисгармоническим, когда формирование одних функций отстает или опережает другие. Средовым, нервным и психическим нарушениям в наибольшей степени подвержены подростки.
Основа — семейное воспитание
Елена Зуева-ШирокаяНа формирование нарушений поведения влияют следующие факторы:
1) генетическая предрасположенность — наследственный фактор (родители или близкие родственники ребенка злоупотребляют алкогольными напитками или наркотическими, психотропными веществами);
2) средовое окружение (семейное воспитание): неблагоприятная семейная обстановка — одна из самых главных причин нарушения поведения.
Гиперопека, тотальный контроль со стороны родителей лишают подростка самостоятельности, что приводит к бунту и противоречивому поведению. Гипоопека (безнадзорность) — отсутствие тепла, внимания и поддержки со стороны родителей, подросток чувствует себя ненужным; конфликты и насилие в семье (физическое, эмоциональное или психологическое).
Наиболее вредными для ребенка оказывается непредсказуемость родительских реакций, которая лишает ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность, а также блокировка базовых потребностей в автономии, уважении со стороны сверстников и взрослых, самоопределении, поддержке и присоединении (семейном «мы»).
Влияние сверстников — стремление быть своим в компании, не отставать от других, страх быть изгоем. Особенности субкультуры (если подросток уже относит себя к какой-либо субкультуре) и влияние медиа — в некоторых молодежных субкультурах, музыкальных направлениях романтизируется образ «грубого героя» с бутылкой или сигаретой, употребление более тяжелых психоактивных веществ.
При неблагоприятном воспитании и прохождении возрастных кризисов у несовершеннолетних может формироваться т. н. агрессивное и делинквентное поведение (асоциальное) — противоправное, антиобщественное поведение, проявляющееся в виде действий или бездействия, наносящих вред отдельным людям или обществу в целом.
В психиатрии существует целая группа расстройств поведения, характеризующаяся стойким паттерном (типом) агрессивного или вызывающего поведения, которое в значительной степени выходит за рамки соответствующих возрасту социальных ожиданий. Проявления такого поведения гораздо более серьезные, чем обычное ребяческое озорство или подростковое бунтарство, и продолжительные.
Приведем некоторые примеры расстройств поведения у несовершеннолетних из судебно-психиатрической практики.
«Отчим часто поднимал на меня руку»
Несовершеннолетний (17 лет) привлекался к уголовной ответственности за грабеж. Из обстоятельств уголовного дела: повторно, умышленно, из корыстных побуждений, по предварительному сговору с малолетним (2011 года рождения), имея умысел на тайное похищение чужого имущества, открыто похитил имущество, наблюдается в лечебно-профилактической группе с диагнозом F91.2 (социализированное расстройство поведения).
До 9 лет воспитывался обоими родителями. После развода (причину не упоминал) в семье появился отчим. Отношения с отчимом характеризовал как «не очень, часто ругаемся…». При этом пояснял: «Отчим часто поднимал на меня руку. В семье родился младший брат — он и его иногда бил».
С 6-го класса стал прогуливать уроки, конфликтовал с учителями. Воровал, вымогал деньги, в связи с чем поставлен на учет в ИДН. Окончил 9 классов. Из школьной характеристики: зарекомендовал себя как ученик с низким уровнем учебной мотивации и самооценки, склонен ко лжи, совершению противоправных поступков. Пропускал занятия без уважительных причин, состоял на учете в ИДН. Авторитетом среди одноклассников не пользовался, круг друзей был ограничен. Воспитывался в неполной семье, воспитанием занималась мать. Решением суда был направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на 2 года.
Из медицинской документации известно, что несовершеннолетний в поле зрения психиатра попал в связи с нарушениями в поведении, был осмотрен на ВКК в присутствии матери и инспектора ИДН: расстройство поведения за пределами семьи, прогулы в школе, воровство в компании с другими, не учится, бродяжничает, вымогает деньги, неоднократно задерживался инспектором ИДН. Несовершеннолетнему поставлен диагноз «социализированное расстройство поведения».
«Между родителями конфликтные отношения»
Несовершеннолетний (16 лет) направлен на судебную психиатрическую экспертизу в связи с привлечением к уголовной ответственности за покушение на грабеж.
Из обстоятельств уголовного дела: несовершеннолетний с группой, находясь во дворе дома, умышленно, из корыстных побуждений, с применением физического насилия, неопасного для жизни и здоровья, пытались похитить золотую серьгу, вдетую в ухо гражданки, однако преступный умысел до конца доведен не был по независящим от них обстоятельствам.
О самом несовершеннолетнем известно, что наследственность отягощена злоупотреблением отца алкоголем. В школу пошел с 7 лет. До 5-го класса обучался по облегченной программе, дублировал 5-й класс. В настоящее время обучается по обычной программе, учащийся 8-го класса. Из школьной характеристики: уровень учебных достижений удовлетворительный. На уроках активности не проявляет, не всегда выполняет домашние задания. Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Склонен ко лжи, воровству и пропускам учебных занятий без уважительной причины. По характеру неуравновешенный, вспыльчивый. На замечания учителей реагирует дерзко и грубо. Не может адекватно оценивать свои действия и поступки. Взаимоотношения с одноклассниками конфликтные. Дружит с подростками асоциального поведения. Общественные поручения выполняет, хотя и неохотно. Состоит на учете в ИДН.
Из медицинской документации: впервые в поле зрения психиатра попал в связи с затруднениями в усвоении программы в школе.
Из осмотра врачом-психиатром в 3-м классе: эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная конфликтность, агрессивен, неусидчив, внимание неустойчивое, пассивен в учебной деятельности, усвоение учебной программы посредственное по всем предметам. При последующих осмотрах врачами-психиатрами выявлялась эмоционально-волевая неустойчивость и неустойчивость внимания. Осматривался ВКК: учебная деятельность снижена за счет недостаточного развития логического мышления, между родителями сложные, конфликтные отношения, ребенку не уделяется должного внимания в учебе и воспитании. Поведение в школе адекватное, пассивен в учебной деятельности, круг интересов узок.
Из первичного осмотра психиатром: жалобы на значительное затруднение в усвоении учебной программы по всем предметам, неустойчивое внимание, неусидчивость. Общие представления и знания об окружающем мире бытовые, словарный запас беден, пользуется простыми нераспространенными предложениями. Внимание неустойчивое, переключаемость затруднена, причинно-следственные связи устанавливает только с чужой помощью, уровень развития основных мыслительных операций снижен, пространственные понятия сформированы частично. Диагноз: смешанное расстройство развития.
Заключение
В обоих описанных случаях по результатам экспертного обследования эксперт-психиатр пришел к выводу, что у несовершеннолетних в период времени, относящийся к инкриминируемым им деяниям, имелось социализированное расстройство поведения, однако они могли сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Нарушения поведения подростков требуют комплексного подхода в психотерапии как самого ребенка, так и его семьи.
Коррекция поведения несовершеннолетнего должна быть направлена на устранение деструктивных реакций, выработку социально полезных навыков, а также навыков взаимодействия в социуме. Работа с родителями и другими членами семьи должна быть направлена на то, чтобы улучшить семейный микроклимат, сформировать отношения с ребенком, основанные на взаимном уважении, безусловной любви, сотрудничестве и четких границах.