Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В разных языках и культурах родители значительно упрощают свою речь в ответ на лепет младенцев — и такой обмен, по-видимому, является основополагающим для развития речевых навыков ребенка. Когда младенец лепечет, он, по сути, учит взрослых разговаривать с ним на том уровне, на котором способен обучаться в этот период, говорится в новом исследовании Корнеллского университета (США), опубликованном в журнале Current Biology.

 

Призыв требует ответа?

 

Проведенный исследователями анализ более 1 500 транскриптов взаимодействия родителей и детей на 13 языках позволил обнаружить, что эффект упрощения работает абсолютно везде: взрослые упрощают свои ответные реакции на вокализацию младенцев, но постепенно переходят на другую «условную» речь с детьми постарше.

 

Похоже, младенцы сами активно формируют условия, облегчающие для них изучение языка, а не усваивают его пассивно, как считалось еще совсем недавно.

 

Долгое время принято было думать, что лепет — это незрелый, неполный акустический шум, издаваемый аппаратом, который еще не знает, как производить хорошо сформированную речь. Но на самом деле это инструмент, с помощью которого младенцы получают обучающую информацию извне. По мере того как малыш достигает разных стадий речевого развития и его лепет меняется, речь мамы и папы подстраивается под него. Уменьшая сложность своей речи — а происходит это совершенно неосознанно, — взрослые завершают цикл обратной связи, который способствует обучению и может быть ключом к пониманию того, как языки передаются от одного поколения к другому.

 

В своем предыдущем исследовании команда выявила поведение, получившее название «эффект упрощения»: родители используют более короткие предложения с меньшим количеством слов, включают больше односложных высказываний, выдерживая паузы в несколько секунд, когда реагируют на лепет своего чада. Чем чаще это делали мамы, принимавшие участие в эксперименте, тем быстрее их дети усваивали новые звуки речи.

 

Универсальный «младенческий»?

 

Теперь ученые задались целью проверить, насколько распространено описанное явление, с учетом различий в структуре разных языков и практике воспитания в разных культурах. Оказалось, что этот эффект действительно универсален и устойчив независимо от того, на каком языке говорят родители.

 

Практически на всех языках младенцы, производящие незрелую речь, быстрее и легче воспринимают речь взрослых, если она имеет упрощенную структуру.

 

Способность младенцев принуждать взрослых переходить на более простые языковые модели подчеркивает, по мнению исследователей, преимущество, а не недостаток того, что люди относятся к медленно развивающимся (альтрическим) видам. Человеческое дитя не беспокоится о выживании и в течение длительного периода может сосредоточить ресурсы на обучении, в том числе коммуникативным нормам культуры. На взрослых ложится нагрузка по обеспечению вербальной обратной связи, что большинство благополучно и делают, причем инстинктивно, даже не осознавая, что упрощают свою речь.

 

Таким образом, вместо того чтобы просто поощрять родителей больше разговаривать с детьми, необходимо сделать акцент на особенностях их речи.

 

Младенцы и дети ясельного возраста способны вести беседу, и родители должны реагировать на их незрелые вокализации, подстраиваясь и тем самым открывая доступные для детей возможности обучения.

 

Управляет интерес!

 

Работа Института исследований мозга имени Макговерна Массачусетского технологического института, опубликованная в журнале Imaging Neuroscience, показала, что личные интересы очень сильно влияют на то, как мозг детей реагирует на язык.

 

В традиционных исследованиях испытуемым всегда дают одинаковые стимулы, чтобы избежать «искажающего» влияния на результаты. Однако в этой экспериментальной работе стимулы подбирались с учетом интересов ребенка (например, были группы любителей бейсбола, железнодорожного транспорта, компьютерных игр и мюзиклов), что позволило добиться более сильной и последовательной активности в языковых областях мозга у разных испытуемых.

 

В ходе исследования дети слушали аудиосказки, соответствующие их области интереса. Для сравнения им также были представлены аудиосказки о природе (но они не вызвали интереса ни в одной группе). Чтобы зафиксировать паттерны активности мозга, команда использовала функциональную магнитно-резонансную томографию.

 

Оказалось, что когда дети слушали истории на темы, которые их действительно интересовали, они демонстрировали более сильные нейронные реакции в языковых областях, чем когда слушали общие истории. Адаптация языковых стимулов к интересам детей вела к более активной реакции в языковых областях мозга.

 

Исследователи отметили еще один поразительный результат. Паттерны активации мозга детей в большей степени совпадали со сверстниками, когда они слушали идио-синкразические (разные) истории, чем те же самые общие истории о природе. Это указывает на то, что интерес может усилить как величину, так и согласованность сигналов в языковых областях у разных испытуемых, не меняя при этом того, как эти области «общаются» друг с другом. Наблюдалась также более сильная активация областей мозга, связанных с вознаграждением, а также с самоанализом.

 

Такие персонализированные парадигмы могут особенно хорошо подходить для изучения мозга, например, нейродивергентных групп. Команда уже применяет метод для изучения языка детей-аутистов.