Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

«Теперь она нарядная на праздник к нам пришла», — поется во всем известной новогодней песенке. Вот только случилось это вовсе не сразу, и путь красавицы-ели из дремучего леса к мировому признанию, ярким огням славы, блистающим нарядам и всенародной любви был долог и тернист. И, как это обычно бывает, во многом случаен…

 

Как зарождалась традиция

 

Вечнозеленые растения использовались для празднований на протяжении тысяч лет. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Дохристианские язычники использовали ветви вечнозеленых деревьев для украшения жилищ во время зимнего солнцестояния, так как это заставляло их думать о грядущей весне. Римляне декорировали ветвями, в том числе хвойными, свои храмы во время зимнего праздника Сатурналий. Жрецы-друиды у древних кельтов развешивали дары на ветвях священных деревьев. Однако все это было совсем не похоже на то, что мы сегодня считаем рождественскими традициями.

 

Ученые точно не установили, когда ели впервые стали применять в качестве рождественских деревьев. Вероятно, это началось около тысячи лет назад в Северной Европе. Возможно, ель сначала стала «райским деревом» — ее ветви, установленные в деревянные рамы и украшенные яблоками, использовались в средневековых немецких мистериях, которые разыгрывались перед церквями в канун Рождества. В ранних церковных календарях 24 декабря было днем Адама и Евы. Райское дерево — хвойное, увешанное красными яблоками, символизировавшее Эдемский сад, до начала представления часто возили по городу. Согласно апокрифам, Адам, будучи изгнан из рая, взял с собой ветку райского дерева, и потом из этого дерева был сделан крест, на котором распяли Спасителя. В знак памяти о грехопадении дерево увешивали яблоками.

 

Кстати, немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Именно на самую большую елку в лесу ежегодно в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди развешивали подношения для духов, чтобы их задобрить.

 

Зеленея в любое время года, ель олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом жизненной энергии (огня) и восстановления здоровья.

 

Рождественские елки в том виде, в котором они существуют сейчас, появились примерно в конце 1400-х — начале 1500-х годов. На территории нынешней Германии (тогда это была Священная Римская империя) уже привычное райское дерево украшали все богаче: добавляли облатки для причастия, вишни, а позже и кондитерские украшения в виде звезд, колокольчиков, ангелов и т. д., и оно даже получило новое название — «кристбаум», «Христово дерево». А потом, очевидно, каждому захотелось кусочек красоты и счастья внести и в свой дом: люди мастерили пирамидки из дерева и украшали их яблоками и свечами, чтобы они напоминали елку. Иногда их даже переносили из дома в дом. Маленькие верхушки или ветви елей подвешивали к потолку, в основном в некоторых частях Германии и славянских странах. Возможно, это делалось для экономии места, или же они просто красиво смотрелись, свисая со стропил!

 

Право на первенство

 

Спор о том, кто впервые использовал елку на праздновании Рождества и Нового года, ведется между городами Таллинн и Рига. Оба утверждают, что первые елки появились у них: в Таллинне в 1441 году, а на городской площади Риги есть мемориальная доска с надписью на восьми языках «Первая новогодняя елка в Риге в 1510 году».

 

Обе елки были установлены «Братством черноголовых», которое представляло собой ассоциацию местных и иноземных купцов и судовладельцев Ливонии. Об этих деревьях мало что известно, кроме того, что они ставились на городской площади, вокруг них танцевали члены братства, а затем их поджигали (и это очень похоже на обычай йольского (позднее святочного) полена — древний кельтский обычай сжигания бревна в ночь зимнего солнцестояния — Йоля).

 

Исторические документы свидетельствуют, что в Страсбурге рождественская елка была установлена в кафедральном соборе в 1539 году, также в городе Туркхайм в Эльзасе с 1576 года сохранилась запись об украшении рождественской ели на «ключевом камне».

 

В 1584 году ливонский историк, автор «Хроник провинции Ливонии» Бальтазар Руссов писал о рижской традиции украшать ель на рыночной площади, куда юноши «шли со стайкой девиц и женщин, сначала пели и танцевали там, а потом поджигали елку». Есть запись о маленькой елке в германском Бремене, датируемая 1570 годом. Деревце, украшенное «яблоками, орехами, финиками, кренделями и бумажными цветами», было выставлено в «доме гильдии» (место встречи общества деловых людей города).

 

Первым человеком, который принес в дом рождественскую елку в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, возможно, был немецкий проповедник 16-го века Мартин Лютер. Рассказывают, что однажды ночью перед Рождеством (история датируется примерно 1536 годом) он гулял по лесу и, подняв голову, увидел звезды, сияющие сквозь ветви деревьев. Это было так красиво! Проповедник вернулся домой и сказал своим детям, что это напомнило ему об Иисусе, который покинул небесные светила, чтобы спуститься на землю в Рождество, и потому он принес елку в свой дом и украсил ее свечами, призванными изображать звезды.

 

Посланница из легенд и сказок

 

Обычай ставить рождественские елки вполне мог распространяться вдоль Балтийского моря. Хвойные деревья в это время произрастали повсеместно в Северной Европе, поэтому они и стали «стандартной» рождественской елкой.

 

Согласно другой истории, святой Бонифаций из Кредитона в Девоне покинул Англию в 8-м веке и отправился в Германию, чтобы проповедовать языческим немецким племенам и обратить их в христианство. Говорят, что он наткнулся на группу язычников, которые собирались принести в жертву мальчика, поклоняясь дубу в честь Тора. В гневе, чтобы остановить жертвоприношение, святой Бонифаций срубил дуб, и, к его изумлению, из корней дуба выросла молодая ель. Святой Бонифаций воспринял это как знак христианской веры, а его последователи украсили дерево свечами, чтобы святой мог по ночам проповедовать язычникам. Святой Бонифаций, безусловно, участвовал в распространении христианства в некоторых частях Германии, хотя легенды о дереве, по-видимому, возникли несколько столетий спустя, и они не упоминаются в ранних сочинениях о святом Бонифации.

 

Подвешивание деревьев «вверх ногами» также связано со святым Бонифацием. Одна из историй/теорий гласит, что он использовал форму перевернутой ели в виде треугольника, чтобы объяснить триединство в христианской вере (Бог-Отец, Иисус и Святой Дух). Будучи перевернутой, она немного напоминала крест (распятие).

 

Существует и другая легенда, родом из Германии, о том, как появилась рождественская елка. Однажды холодной ночью в канун Рождества лесник и его семья сидели в своем домике и грелись у огня. Вдруг раздался стук в дверь. Открыв ее, лесник обнаружил, что на пороге стоит маленький мальчик, потерянный и одинокий. Лесник принял его в своем доме, семья накормила, вымыла его и уложила спать в кровать младшего сына (которому в ту ночь пришлось спать вместе с братом).

 

На следующее утро, в Рождество, семью разбудил хор ангелов, и бедный мальчик превратился в Иисуса, Младенца Христа. Он вышел на улицу, отломил ветку от пихты (сосны, ели) и подарил ее семье в знак благодарности за заботу о нем. С тех самых пор люди вспоминают эту ночь, принося в свои дома рождественскую елку!

 

У славян (а также в некоторых местностях Германии, Дании и даже Англии) существовал свой красивый обычай: к новогодним дням выращивали в кадках… вишни. Их заранее высаживали так, чтобы они зацвели к празднику. Славяне издавна чтили это дерево и верили, что у вишни есть могущественный покровитель — бог Кернис. Чтобы получить благосклонность божества (а вместе с ней и богатый урожай), цветущее вишневое деревце украшали горящими свечами. И на Новый год в доме благоухала покрытая нежными лепестками славянская новогодняя вишня.

 

Праздник к нам приходит!..

 

В допетровские времена в Российской империи новый год справляли в первый день осени, что было продиктовано церковным и земледельческим календарем: на конец августа приходится последний в году праздник церковного богослужебного круга — Успение Пресвятой Богородицы, следом за ним и начинался новый год. Петр I заимствовал западноевропейский обычай встречать праздник зимой. Первые рождественские ели появились только в начале 19-го века в домах петербургских немцев, а затем и других знаменитых и богатых людей города. В правление Николая I в 1852 году Петербург порадовала первая большая публичная елка. Но в городах Северо-Западного края (белорусские земли в составе Российской империи) немцы-лютеране гораздо раньше — в конце 18-го века — стали устанавливать в домах рождественскую елку. Эта традиция быстро распространилась и прижилась в домах знати. В католических и лютеранских семьях в начале 20-го века елку устанавливали накануне 24 декабря, к празднику Рождества.

 

Первые маленькие елочки начинали продавать в кондитерских. Новогоднее деревце водружали на стол, покрытый белой скатертью. К веткам прикрепляли свечи и развешивали конфеты, яблоки, орехи, пряники. Постепенно елки делались все выше. Их уже устанавливали в залах, под ними раскладывали подарки для детей. Дети любовались елкой, затем разбирали подарки, срывали развешанные на елке сладости. Кстати, всеми любимые Дед Мороз и Снегурочка появились только в конце 19-го века. Но о всеобщем признании елки нельзя было говорить, эту новогоднюю традицию не очень охотно принимали в сельской местности.

 

У древних славян, как и у кельтов, существовали обычаи наряжать деревья в честь праздников —чаще всего так отмечали Новолетие, приходившееся на март. Как правило, украшали березы и дубы, заплетая ленты вокруг ветвей и задабривая лесных духов приношениями. Вот только ели древние славяне никогда не украшали. В те времена ель считалась «деревом смерти» и использовалась в основном в ритуалах, связанных с погребением. Так, еловые ветки бросали на пол в доме умершего, выстилали ими дорогу к кладбищу, делали из них траурные венки, а тенистый еловый лес воспринимался как обитель всякой нечисти. Только с распространением христианства отношение к ели изменилось.

 

Наибольшее количество огней, одновременно зажженных на рождественской  елке, насчитали в бельгийском Мальмеди 10 декабря 2010 года — их оказалось 194 672!

 

Во многих странах в качестве рождественской ели используются разные деревья. В Новой Зеландии это дерево под названием Pōhutakawa с красными цветами, в Индии иногда украшают банановое или манговое дерево. В Пуэрто-Рико можно декорировать дом с помощью пальмовых листьев. В Доминиканской Республике есть украшение под названием «харамикос» (сухая ветка), которое сооружают из соломы или гибких веточек и красят в белый цвет. Изначально они были похожи на маленькие рождественские елки, но сейчас их делают самых разных форм, например, в виде звезд или животных.

 

История елочных игрушек

 

Древние европейцы подвешивали к ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отваживали злых духов и нечистую силу.

 

2c211382 bcab 58e6 81a2 ec984ce556ac

 

Вообще елочные украшения в традиционном понимании родились именно в Германии. Первое письменное упоминание о наряженном рождественском дереве сделано в Эльзасе и датировано 1605 годом: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, вафли, печенье, кусочки сахара, золотую фольгу». Как видим, в Германии первые рождественские елки украшали съедобными лакомствами — пряниками и яблоками, которые часто покрывали золотом.

 

Чуть позже появились специально изготовленные елочные игрушки, прежде всего из цветного стекла.

 

По легенде, в 1848 году, когда случился неурожай яблок, чтобы не разочаровать в праздник Рождества детей, в городке Лауша в Тюрингии были изготовлены первые стеклянные шары. Их покрывали изнутри сначала слоем свинца, чуть позднее — нитрата серебра, а снаружи украшали блестками и раскрашивали.

 

Такие украшения к концу 1860-х годов вошли в моду и стали изготавливаться массово. Одними из самых популярных были красные шары, что не удивительно, ведь прообразом для них послужили красные яблоки — самый первый атрибут рождественского дерева.

 

Сначала на верхушку ели ставили фигурку младенца Иисуса. Со временем она «превратилась» в Вифлеемскую звезду, которую видели волхвы, или в ангела (фею), рассказавшего пастухам об Иисусе. Ангелочек, возможно, также изначально был версией младенца Христа, которого поначалу изображали в виде маленькой фигурки со светлыми волосами.

 

Первая рождественская елка в Великобритании, вероятно, была установлена королевой Шарлоттой, урожденной немкой, женой короля Георга III. Есть записи о том, что в 1790-х годах она велела установить тисовые деревца в Кью-Паласе и Виндзорском замке. Королева сама помогала наряжать их, и вскоре это стало целым событием для двора. В 1800-м было установлено большое тисовое дерево в Виндзоре на празднике для детей из высших слоев общества. Доктор Джон Уоткинс, который при этом присутствовал, так описал дерево: «С ветвей его свисали гроздья сладостей, миндаль и изюм в бумажках, фрукты и игрушки, расставленные с большим вкусом; все это освещалось маленькими восковыми свечами».

 

В 1818 году королева Шарлотта умерла, и примечательно, что в повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь», опубликованной в 1843 году, нет ни одного упоминания о рождественской елке. По-настоящему популярными они становятся со второй половины 1840-х годов, когда сообщения о «королевской елке» стали печататься в газетах. В 1848 году в Illustrated London News был опубликован рисунок «Рождественская елка королевы в Виндзорском замке». На нем были изображены королева Виктория, ее муж принц Альберт и их маленькие дети вокруг елки, установленной на столе, а под ней лежали игрушки. Рисунок был переиздан в журнале Godey's Lady's Book, Филадельфия, в декабре 1850 года (правда, корону королевы и усы принца Альберта убрали, чтобы придать рисунку «американский» вид!).

 

Публикация помогла елкам стать популярными не только в Великобритании, но и в США. Несмотря на то что обычай устанавливать елки был завезен в Америку переселенцами из Германии и других европейских стран, до публикации рисунка рождественской елки британской королевской семьи они считались довольно странным украшением!

 

В викторианскую эпоху елку украшали свечами, имитирующими звезды. Во многих странах Европы свечи до сих пор используются в декорировании рождественских елок.

 

Искусственные елки стали обретать популярность в начале 20-го века. В эдвардианскую эпоху (с 1901-го по 1910-й) сооружения из разноцветных страусиных перьев красовались на вечеринках. Тогда же появилась мода на белые елки (так что не стоит думать, что цветные елочки — изобретение наших дней!). За более чем столетнюю историю искусственные елки делали из перьев, папье-маше, металла, стекла и различных видов пластика. Но это уже совсем другая история…