Как распознать профессиональный синдром эмоционального выгорания? Почему важно с ним бороться? Как руководителю вести себя с сотрудником, который эмоционально истощен?
В прошлом году в пересмотренный вариант МКБ-11 включен профессиональный синдром эмоционального выгорания. Он отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», который включает в себя причины обращения населения в учреждения здравоохранения, не классифицированные как заболевания или медицинские состояния.
Согласно МКБ-11, эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Характеризуется тремя признаками:
1) ощущение мотивационного или физического истощения;
2) нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей, чувство негативизма или цинизма по отношению к профессиональным обязанностям;
3) снижение работоспособности.
Симптомы СЭВ (на основе опросника доктора психол. наук, профессора Виктора Бойко):
• устойчивое нежелание идти на работу;
• ощущение напряжения и/или усталости при общении с руководителем и/или коллегами;
• ощущение, что вы стали работать хуже, медленнее, и вас это беспокоит;
• раздражение от работы, даже от привычных ситуаций;
• частое желание иронизировать и язвить на темы своей деятельности, коллег, руководства;
• вы настолько устаете на работе, что дома стараетесь ограничить общение; • очень переживаете и тревожитесь за свою работу;
• часто срываетесь в привычных рабочих ситуациях либо прикладываете большие усилия, чтобы не сорваться; • считаете обстановку на работе очень сложной;
• думаете, что, возможно, ошиблись с выбором профессии, должности.
Каковы варианты развития событий?
- Синдром пройдет сам собой, если исчезнет причина, которая вызвала хронический стресс. Например, вы смените работу или существенно изменятся условия труда. Важно понять, что лежит в основе неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
- Синдром будет развиваться и перерастет, например, в депрессию.
Что важно знать руководителю?
Можно заметить у сотрудника следующие симптомы:
• эмоциональные всплески, в т. ч. раздражительности и агрессии;
• частое забывание дел, событий;
• отсутствие прежнего энтузиазма; • повышенная утомляемость и безразличие к работе, обучению, корпоративным событиям;
• резкое снижение веса (в течение месяца-двух);
• значительный набор веса (около 10 кг за 4–6 месяцев);
• подолгу сидит на одном месте и смотрит в одну точку;
• постоянно жалуется на боли в сердце, спине, головные боли, на то, что чем-то тяжело болен, при этом органическая причина не подтверждается; • физически заторможен, медленно соображает; • подавлен и апатичен, перестал шутить и смеяться;
• часто необоснованно критикует себя и результаты своего труда, принижает или обесценивает свой вклад, заслуги, достижения.
В этом случае сотруднику нужна помощь. Только не советы! В состоянии депрессии человек безразличен к любым рекомендациям, не может читать статьи или слушать лекции. Наиболее коварна высокофункциональная депрессия, когда человек внешне выглядит вполне здоровым, но внутренне погружен в глубокую тоску.
Сотрудник в состоянии депрессии
МОЖНО:
- задавать вопросы, но не требовать объяснений, почему ему плохо;
- оценивать конкретные действия, но не работу в целом;
- хвалить;
- позволить не посещать общие собрания и больше времени уделить индивидуальному общению;
- ставить четкие цели, разбивать их на мелкие задачи;
- не ожидать и не стимулировать инициатив;
- напоминать о необходимости сделать перерыв или пообедать;
- предложить помощь в решении бытовых вопросов.
НЕЛЬЗЯ:
- использовать общие фразы: «все будет хорошо», «это пройдет», «ты молодец, ты справишься».Они могут вызвать страх не оправдать ожиданий;
- обесценивать чувства словами «люди и не с таким живут», «да что такого страшного у тебя могло случиться», «возьми себя в руки»;
- перегружать работой;
- требовать выполнения срочной работы.
Лечение
1) поддержка родных, друзей, коллег, которые знают, как правильно себя вести в такой ситуации;
2) психотерапия (психолог или психотерапевт помогут найти причины указанных состояний, что станет ключом к лечению);
3) медикаментозное лечение.
Руководитель, который поддержит своего сотрудника в состоянии депрессии, и сотрудник, который своевременно начнет терапию, через полгода вернутся к обычному режиму взаимодействия и результативности. Кроме того, грамотное поведение руководителя повысит уровень доверия и сплоченности в коллективе.