Как справиться со сложной задачей, найти то самое, правильное решение? Заведующая клинико-диагностической лабораторией Гомельского противотуберкулезного диспансера Елена Журлова берет передышку — творческую. Рисование, фотография, вышивка, вязание — те занятия, которые позволяют полностью переключиться и с новыми силами вернуться к решению повседневных вопросов. В интервью «Медвестнику» Елена Журлова рассказала о любимых работах и о том, легко ли расставаться с картиной, в которой осталась частичка твоей души.
Работа с микроскопом и работа с кистью — есть ли что-то общее?
Рисование, вязание, вышивка — это скрупулезные занятия, и именно скрупулезность — то качество, которое необходимо в нашей специальности. Четкость, последовательность, внимание каждой детали. Как в вязании: петля за петлей, где-то допустил ошибку — дальше весь процесс насмарку. Творчество и работа с микроскопом требуют усидчивости, терпения.
Меня привлекают яркие краски. Сначала я обращаю внимание на цвета, а потом начинаю разглядывать, какая картинка прячется за их сочетанием. Так же, как и когда ты смотришь в микроскоп. Мне нравится этот поиск — в медицине, в искусстве.
Вероятно, поэтому выбрали лабораторную диагностику?
Помню, еще в детском саду я играла в доктора, всех лечила и выдавала рецепты. После школы, оценив свои возможности — мне нравилась биология, я поступила в Мозырское медучилище на фельдшера-лаборанта. Затем окончила Гомельский медуниверситет. Я первый медик в семье, и это абсолютно моя профессия. Специальность, конечно, узкая, и мне хочется знать больше, поэтому общаюсь с клиницистами, интересуюсь историями болезней, изучаю сами заболевания. Ответственность на нас лежит очень высокая: мы проводим диагностику биоматериала на туберкулез. Сначала мне казалось это сложным, но с опытом ты находишь не только палочки — микобактерии, но даже фрагменты палочек, настолько глаз наметан.
Полагаю, вы с детства творческая личность. Это так? Чем увлекались?
Начиналось все с бальных танцев, но пришлось уйти. Потом просто наблюдала, как мама шила одежду, а бабушка вязала и вышивала. В какой-то момент самой захотелось попробовать. Я полностью погружалась в процесс, и мне это нравилось. В 13 лет я связала джемпер из бабушкиных ниток. Помню, в нем было очень тепло. Кстати, в те времена нитки были не такой обработки, как сейчас, а более грубые, колкие.
Когда я училась в старших классах, мы поехали с мамой на море. У нас был фотоаппарат, еще тот — с пленкой на 36 кадров. Как тогда фотографировались? Стань ровно, улыбнись, каждый кадр — на вес золота. Но, помню, мы поехали на экскурсию в место с очень живописной природой, в пещеру со сталактитами, сталагмитами, и я всю пленку спустила на эти фото. Проявили, и, надо сказать, снимки получились интересные. Я их подписала, придумала такие оригинальные названия, что все удивлялись. Потом появились мобильные телефоны с камерой.
Сейчас мне хочется делать это профессионально, и я пошла на курсы фотографии. Занимаюсь предметной съемкой. У меня требовательный преподаватель, который дает много знаний, и благодаря ей мой уровень очень вырос.
Расскажите о ваших картинах. Какая самая любимая?
Впервые на мастер-класс я пошла в 2019 году. Художественные студии объявляют, какие будут сюжеты, ты выбираешь, записываешься, приходишь, а там для тебя уже все подготовлено — холст, краски… Рисуем акрилом или акварелью, преподаватель пошагово объясняет процесс. Что удивительно: одна и та же картина у всех получается по-разному.
Первой моей работой стали «Лимоны», и мне понравилось, как они получились. Любимая картина — «Мельница», испытываю особое тепло, когда смотрю на нее. Пшеничное поле, легкий ветерок… Душа лежит к ней, это как будто мое место. Я родом из России, из Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Папа был военным, так мы попали в Мозырь, где я провела детство и юность. Красивый живописный город, но душа не легла к нему, нет чувства своего места. Я езжу к бабушке в Россию, у них там тоже холмистая местность, леса, но именно там я ощущаю особый трепет, дышу этим.
Картина «Тоскания» привлекла меня яркими, броскими красками. Да и само название — приятное итальянское. Горы, лавандовое поле. А картина «Киты» создает впечатление космического полета, а не глубины океана.
Мастер-класс длится 4 часа, и на все это время я выпадаю из реальности с ее заботами и по-настоящему расслабляюсь и отдыхаю, не думаю ни о чем обыденном, сосредотачиваясь на рисовании.
Я человек эмоциональный, сильно переживаю, расстраиваюсь, это выматывает. А чтобы иметь силы на решение повседневных вопросов, мне нужна вот такая творческая передышка. После сложные задачи решаются проще: ты успокаиваешься, и к тебе приходят правильные решения.
То же самое с массажем, которым я занимаюсь, — тет-а-тет с человеком, полная концентрация на процессе, работа на результат. Ко мне ведь люди приходят с разными заболеваниями и ждут помощи.
Наверняка, как и у любого человека, у вас бывает состояние, когда ничего не хочется, накрывает тоска или просто скучно. Как поступаете в такие моменты? Беретесь за кисти?
В моменты очень сильной грусти я не занимаюсь творчеством, у меня нет для этого ресурсов. Но есть ритуал, который помогает мне переключиться, немножко погрустить, успокоиться и идти дальше. Я зажигаю свечу и читаю молитву или разговариваю с Богом, произношу: «Благодарю за свою жизнь и ее богатства». У каждого могут быть свои слова. Это для меня очень сильная вещь, которая помогает вновь воспрянуть духом. Не хочется уходить в это депрессивное состояние и тратить время на жалость, когда мы в силах делать что-то хорошее.
Вы ранимый человек? Что вас может выбить из колеи?
Да, я человек очень ранимый и очень впечатлительный. Кроме того, очень ответственный, у меня все должно быть под контролем. Вот почему я в том числе изучаю психотерапию (обучается в гештальт-институте. — Прим. авт.). Нужно понимать и принимать тот факт, что ты не всемогуща, ты ограничена в своих возможностях и не можешь дать всем и все, как бы того ни хотелось. В первую очередь нужно научиться беречь и заботиться о себе.
Что касается рабочих ситуаций, то я уже переросла эти моменты. Конечно, расстраиваюсь, когда что-то не складывается, но я научилась быстро выходить из этого состояния. На мне как на заведующей лежит большая нагрузка и высокая ответственность — обеспечить бесперебойную работу лаборатории, чтобы имелись все необходимые реактивы, вовремя подать документы. Кроме того, в подчинении у меня люди, и мне важно сплотить коллектив.
Раньше форс-мажоры действительно выбивали из колеи, я сильно переживала, но сейчас вывела для себя правило — эмоционально не вовлекаться. Да, это проблема, она есть, но мы ее решим, я найду способ, но не буду погружаться в негативные чувства.
Конечно, переживаю за близких, особенно за сына, потому что я очень эмпатичный человек. Но я учусь сама и учу ребенка воспринимать мир спокойнее. Не получилось сегодня? Получится завтра! Да и с другой стороны, неудачи учат нас гибкости. Все замечают: «Ты с сыном разговариваешь очень по-взрослому». И я считаю это правильно — разговаривать по-взрослому и, главное, с любовью. Не отмахиваться: вырастешь — поймешь. Не поймет. Мы садимся, я его обнимаю и говорю правду как есть.
Как еще построить доверительные отношения с ребенком?
Любить его таким, какой он есть. Любить в принципе очень сложно, все мы совершенно разные, со своими характерами. Но нужно учиться этому, учиться быть терпимой, не нагнетать, не драматизировать и таким образом потихоньку строить путь к ребенку. Пусть не сразу получится, ни в коем случае не сдаваться. Мне посчастливилось: мы с сыном нашли взаимопонимание. И мне грустно слышать, что у кого-то это не получается.
Это действительно очень сложно, но мама — великая женщина, которая продолжает быть терпимой и любить своего ребенка. Теплые искренние отношения можно построить только через любовь.
Вернемся к творчеству. Недавно вы участвовали в областном фестивале народного искусства «Я художник, я так вижу», представили публике ваши работы в картинной галерее Г. Х. Ващенко. Волнительно?
Волнительно, неожиданно и приятно, что администрация больницы предложила мне представить наше учреждение на выставке. Конечно, я решила поддержать коллектив, свои творческие работы представили и другие сотрудники. Но то, что одну из картин купят, совершенно не думала, у меня не было о себе настолько высокого мнения. Одной семейной паре приглянулась моя «Тоскания», то есть людей затронула энергия, с которой я ее рисовала. Может быть, картина что-то напомнила.
И вот сейчас они смотрят на нее, и она наполняет их душу эмоциями. И это так приятно! С одной стороны, через эту картину считалась информация обо мне. С другой — люди смотрят на нее и видят что-то свое. Я поинтересовалась, сколько всего картин было куплено. И моя вошла в это число! Горжусь собой, моя самоценность повысилась.
Я видела, сколько людей приходило на выставку, с каким интересом они смотрели на наши работы. И мне радостно, что в рутине повседневных забот люди обращены к искусству и это приносит им удовольствие.
В каждом, даже маленьком городе, деревне должен быть музей, галерея, куда можно прийти отвлечься, увидеть что-то новое, приобщить детей. Может быть, какая-то картина навеет приятные воспоминания, напомнит о месте, где было хорошо.
Ваши картины, фото, несомненно, доставляют эстетическое удовольствие. А что, кроме творчества, приносит вам положительные эмоции? Где еще черпаете силы, энергию?
Люблю йогу, растяжку. Силовые тренировки — не мое. Любим с сыном выезжать на велосипедах к воде, лесу. Обязательно путешествия, поездки по Беларуси и обязательно в новое место. Я так же, как и во время рисования, полностью переключаюсь, сосредотачиваясь на решении задач, связанных с настоящим моментом.
Фото из архива Е. Журловой.