Забавные картинки в интернете, посвященные разным аспектам пандемии COVID-19, находят сильный эмоциональный отклик у интернет-аудитории. Они получают в 5 раз больше лайков, чем другие мемы. А просмотр такого контента помогает людям снизить уровень стресса, говорится в научной статье, опубликованной в журнале Американской психологической ассоциации Psychology of Popular Media.

 

Огромное число таких изображений носит добрый юмористический характер — это шутки над собой, своими тревогами и страхами, отношениями, самочувствием. Но многие картинки злые и сатирические, особенно часто они касаются ограничительных мер и проблем с медициной. Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и Университета штата Пенсильвания заинтересовались, не могут ли мемы «накручивать»  и без того нервных людей и усугублять их тревожное состояние.

 

В онлайн-эксперименте приняли участие 748 пользователей сети (из них 54,7 % составляли женщины) в возрасте от 18 до 88 лет. Как минимум 36 % имели высшее образование. Примечательно, что на момент опроса 5,5 % сообщили, что им поставили диагноз COVID-19, 9,1  % заявили о том, что кому-то в их семье был поставлен такой диагноз, а еще 52 % упомянули, что болеет или переболел кто-то из их близкого окружения.

 

Главным вопросом исследования стало то, влияет ли тематика изображения на положительные эмоции, состояние тревожности, глубину обработки информации, эффективность преодоления трудностей или стресс, ассоциированный с COVID-19.memcovid1Сначала исследователи уточнили, как часто в течение предыдущего месяца участники опроса чувствовали нервозность или стресс. А затем каждому испытуемому предлагали просмотреть либо три мема с одним и тем же объектом, уровнем симпатичности и подписью (связанной либо не связанной с пандемией), либо три текстовых сообщения. Нужно было оценить, насколько смешным был мем, а также сообщить о своем уровне тревожности, эмоциях и о том, заставило ли изображение задуматься о связанных с COVID-19 проблемах.

 

Сотни популярных мемов были распределены по категориям в зависимости от того, был ли их объектом человек или животное, были ли герои старыми либо молодыми, касалось ли изображение проблем пандемии напрямую или иносказательно и т. д. Как правило, более молодые существа (младенцы, щенки, котята) считаются более симпатичными, чем более старые, что, по-видимому, напрямую связано с механизмом выживания: молодые существа не могут постоять за себя и нуждаются в том, чтобы их опекали. Положительный эмоциональный подъем, полученный от просмотра мемов с более молодыми и милыми существами, определенно помогает пользователям социальных сетей справиться со стрессом пандемии, утверждают исследователи.

 

Так какие мемы лучше удовлетворяют потребности людей: связанные с COVID-19, которые могут помочь рассеять негативное воздействие на фактор стресса, или вовсе не связанные с пандемией, но позволяющие отвлечься и поднять настроение? Выяснилось, что у тех, кто просматривал мемы по тематике COVID-19, уровень стресса был даже ниже, чем у просматривавших «непандемийные» мемы. Кроме того, такие люди чаще задумывались о содержании мема и были более уверены в своей стрессоустойчивости в это непростое время. Те же, кто выбирал более умильные мемы, были менее склонны думать о пандемии и ее последствиях.

 

В целом просмотр мемов генерировал более высокий уровень положительных эмоций, они действительно могут помочь справиться с трудностями, позволяя взглянуть на ситуацию через призму юмора и просто посмеяться над своими страхами.

 

«Учитывая беспрецедентный опыт переживания глобальной пандемии, неудивительно, что пользователи интернета обращаются к мемам как к способу осмысления своего опыта
и участия в процессе культурного конструирования современной пандемийной эпохи».

 

«Один из способов справиться со стрессовыми ситуациями — это поиск отвлекающих факторов. Эмоциональные риски из-за чрезмерного объема информации, связанной с ковид, во время пандемии могут быть очень высокими. ВОЗ даже рекомендовала избегать слишком большого количества «профильных» новостей, вместо этого призывая людей не штудировать постоянно новостные СМИ, а обратиться к музыке и книгам Или выбрать юмористический контент...»
memcovid2«Мемы сегодня представляют собой единицы массовой культуры, которые распространяются, имитируются и трансформируются пользователями интернета, создавая в процессе общий культурный опыт. В мемах юмор используется для привлечения внимания к противоречиям или нелепостям, связанным с ситуацией и реалиями настоящего».