О том, что еда может быть здоровой и полезной, знают все, а вот о том, что полезным может быть и процесс ее приготовления, задумываются не так часто. Тем временем научные исследования подтверждают огромное влияние приготовления пищи на самые разные аспекты человеческой жизни. Сегодня «кулинарная терапия» (cooking as a therapy) входит в арсенал методик клиник, занимающихся вопросами психического здоровья. Это направление широко используют в лечении умственных и поведенческих состояний, включая депрессию, тревожность, пищевые расстройства и зависимости. Но в канун самого главного и любимого всеми праздника в году особенно актуально будет вспомнить, что совместные хлопоты на кухне как нельзя лучше укрепляют родственные и дружеские связи.
Что для вас значит готовка?
Несмотря на то, что приготовление пищи играет важную роль в жизни людей, а данные свидетельствуют о том, что домашняя еда является более здоровой, очень немного известно о том, что значит для человека самому готовить себе еду. Исследователи из Университета Мэриленда в Балтиморе поставили цель изучить факторы, влияющие на восприятие и практику приготовления пищи среди взрослых американцев.
Участники были набраны из двух районов: одного с более высоким медианным доходом и доступом к здоровой пище, другого — с более низким доходом и ограниченным доступом к «правильным» продуктам питания. Представления всех участников о готовке значительно различались, при этом главными препятствиями для приготовления пищи дома были названы нехватка времени и отсутствие удовольствия. А вот основным фактором, способствующим более длительному времяпровождению на кухне, стал фактор «коллективизма», причем во всех фокус-группах.
Возможность готовить не только для себя, но и для своих близких, друзей и членов семьи, и особенно делать это сообща резко повышала притягательность домашней гастрономии для всех участников.
В большом систематическом обзоре Национального института здравоохранения США, посвященном изучению психосоциальных преимуществ кулинарных занятий, проанализировано 377 тематических статей, и в результате сделаны выводы, что процесс приготовления еды уменьшает тревожность и улучшает настроение, положительно влияет на самооценку людей, их ощущение благополучия и хорошего качества жизни. Многие данные подтверждают связь между питанием и расстройствами настроения, такими как депрессия. Доказано, что кулинарные мероприятия могут способствовать «реминисцентной терапии» — типу групповой терапии, предполагающему воспроизведение приятных воспоминаний.
Так, все участники одного исследования деменции имели исключительно положительный опыт приготовления пищи. А команда Королевского колледжа трудотерапевтов Лондона изучила взгляды пациентов психиатрических клиник на занятие выпечкой и пришла к выводу, что «выпечка придает им уверенности в себе». Результаты исследования подчеркнули важность занятия в благоприятной обстановке деятельностью, которая отвечает самым естественным потребностям человека.
В Оксфорде провели интересное исследование, целью которого было оценить терапевтическую эффективность групповой кулинарии с точки зрения пациентов, страдающих от ожогов. Был разработан специальный опросник, включающий такие моменты, как тревожность при работе на кухне (учитывая ограниченную функциональность использования рук, переносимость стояния у этой группы пациентов), степень отвлечения от своего физического состояния, уровень общения с другими перенесшими ожоги людьми и оценку пользы от участия в такой группе.
Результаты исследования показали, что респонденты рассматривали терапевтическую групповую кулинарию как ценный метод лечения, который эффективно сочетает функциональную деятельность с общением и позволяет снизить тревожность, увеличить физическую подвижность, способствует социализации этих сложных пациентов и их возвращению к прежней профессиональной деятельности.
Новозеландское Общество образования и поведения в области питания изучало участие и навыки подростков (в общей сложности 8,5 тысячи учащихся) в приготовлении пищи, пытаясь нащупать взаимосвязи между умением готовить и показателями качества питания, психического благополучия и семейных отношений. Около 80 % школьников сообщили, что они могут приготовить еду из основных ингредиентов достаточно легко или очень легко. Оказалось, что умение готовить положительно коррелировало с лучшими показателями питания, лучшими показателями психического здоровья и более крепкими семейными связями.
Подростки с самыми высокими навыками в готовке в 2 раза чаще соблюдали рекомендации по употреблению фруктов и овощей. Именно в этой группе были отмечены более низкий уровень депрессивных симптомов и лучшие показатели психического благополучия по сравнению с участниками, чьи способности к приготовлению пищи были ограниченными.
Авторы исследования пришли к выводу, что обучение кулинарии и умение готовить могут стать для молодого поколения прекрасной возможностью для развития жизненных навыков и позитивного вклада в жизнь семьи.