Артем Белый
Фото из архива Артема Белого.

Артем Белый влюбился в пение в раннем детстве, и творчество стало идти параллельно с основной дорогой в жизни: учебой в школе, лицее, медуниверситете, а в дальнейшем и с работой в аптеке. Путь к большой сцене был тернистым, парень усердно развивал свои вокальные и артистические навыки, выступал на различных мероприятиях сначала в родном Пинске, потом в Витебске. А после участия в известном вокальном телевизионном проекте о таланте Артема узнали зрители по всей Беларуси и не только. Теперь его узнают на улицах, поклонники создают фан-группы в соцсетях и с нетерпением ждут концертов. Некоторые особо активные поклонницы стали приходить в аптеку, чтобы вживую увидеть любимого артиста (поэтому мы не указываем его место работы).

 

В интервью корреспонденту «Медвестника» Артем Белый рассказал о своей профессии, хобби, жизненных приоритетах. По его мнению, только труд и работа над собой помогают достигать целей и расти как личность. 

 

«Ты можешь лучше»

 

Артем, как вы выбрали профессию? Это было осознанное решение?

 

Бабушка всегда говорила, что нужно учиться и стремиться получить высшее образование. С самого детства я был любознательным, учеба мне давалась легко, особенно математика. Когда началась химия, абсолютно новый предмет, две четверти получал шестерки, пока после очередной контрольной работы учитель по химии не сказала: «Артем, я же вижу, что ты можешь лучше, надо постараться». Я сел и попытался разобраться в одной, потом в другой теме, в результате за третью четверть получил 8, за четвертую — 9, и авансом за год мне поставили 8. Это меня очень замотивировало.

 

Со следующего учебного года и вплоть до окончания общего среднего образования я регулярно участвовал в городских предметных олимпиадах по химии, биологии, математике и истории, стабильно входил в пятерку лучших на уровне города, а по биологии даже ездил на областную олимпиаду в Брест.

 

Мне нравилось конкурировать с более сильными в знаниях ровесниками из разных школ. После 9 класса поступил в химико-биологический класс лицея Полесского государственного университета: сначала победил в олимпиаде по химии для абитуриентов лицея, а затем успешно сдал вступительные экзамены по химии и биологии. Планировал поступать на химический факультет в БГУ, однако преподаватель по химии Татьяна Владимировна Андрухович рассказала мне о профессии провизора. Честно говоря, тогда я даже не знал, кто такой провизор.

 

Поступить в медуниверситет во все времена было непросто. Традиционно на все факультеты конкурс очень высокий…

 

Учеба в университете, да и еще в другом городе — затратное удовольствие. Финансовые возможности нашей семьи в то время были ограничены. Мама знала, что у меня есть способности к учебе, но изначально сказала, что будет финансово помогать только в случае поступления на бюджет. Вообще она часто сетовала на то, что было бы лучше, если бы я поступил в колледж и получал стипендию вместо учебы в лицее. 

 

О репетиторах разговор даже не заходил, к счастью, была возможность посещать дополнительные занятия по профильным предметам. Также большой вклад внесла подготовка к олимпиадам, которая сформировала алгоритмы решения задач повышенной сложности.

 

Как и многие абитуриенты, в 11 классе я регулярно проверял свои знания на репетиционных тестированиях. И если по химии и биологии стабильно получал хорошие баллы, то с русским языком возникла проблема. С 60 баллов на первом тестировании я скатился до 39, а до ЦТ оставалось несколько месяцев. И тогда я решил пройти экспресс-подготовку с репетитором, на оплату которого ушли все деньги, отложенные на выпускной. В итоге на ЦТ по русскому получил 72 балла, по химии 79, по биологии 84. В сумме со средним баллом аттестата вышло 327 баллов, что было на 7 баллов выше проходного на фармацевтический факультет Витебского медуниверситета в 2013 году.

 

Пан или пропал…

 

Некоторые абитуриенты в последний день мониторят баллы, по несколько раз перекладывают свои документы с факультета  на факультет, даже в последние часы меняют вуз. Как прошло ваше поступление? 

 

Подавал документы в предпоследний день. В 2014 году приемная кампания совпала со Славянским базаром, билетов на поезд практически не было, ночлег в Витебске по приемлемой цене найти было нереально. Поехал я вместе с бабушкой на верхних боковых местах, ночевать решили на вокзале.

 

При подаче документов мне предложили поступать на лечебный факультет, однако я твердо ответил, что решил идти только на фармацевтический. В ответ меня спросили, с кем я приехал и где остановился. Услышав про бабушку и вокзал, женщина из приемной комиссии сказала: «Знаете, молодой человек, за вас я не переживаю, а вот за вашу бабушку — да». В итоге на одну ночь нас поселили в номер  в университетской гостинице «Двина».

 

Вечером я стал мониторить баллы: из периода 310–320 конкурс перешел в 320–330. Был вариант сесть в поезд Витебск — Гродно и подать документы на лечебный в Гродненский медуниверситет. Стали думать с бабушкой, в итоге решили: ночевать есть где, никуда не поедем: пан или пропал… Рано утром пошли с вещами в университет и сели под дверьми приемной комиссии. Я стал спрашивать каждого, с какими баллами они выходят, пытался узнать, какой проходной балл…

 

Некоторые абитуриенты решили не рисковать и подавали документы на целевое направление или на лечебный факультет. Мы же сидели до последней секунды, пока из кабинета не вышла женщина и не объявила окончание приема документов. В тот момент мне казалось, что я проиграл: ведь если я не прошел на бюджет и отказался от платного, то по итогу никуда не поступил в этом году. Я считал: в моем периоде на 26 мест 32 абитуриента, то есть 6 — на вылет. На последний поезд мы не успели, поэтому поехали с пересадками в Минск, а затем в Пинск на дизелях. Пока ехали, я повторял «а что, если я не поступлю», так к концу поездки я уломал бабушку дать мне шанс попробовать поступить в вуз в следующем году или пойти в Могилевский медицинский колледж.

 

Через две недели я разносил корреспонденцию (летом подрабатывал почтальоном на почте), и мне позвонила одноклассница по лицею: «Артем, поздравляю, ты в списках на зачисление!» Я посмотрел на сайте, и оказалось, что я зачислен на бюджет, 71-й из 78. Так я стал студентом фармацевтического факультета ВГМУ.

 

Фармация — больше, чем просто аптека

 

Чем запомнились студенческие годы?

 

Учиться было тяжело с самого начала. С первого курса пришлось перерабатывать огромный пласт информации, так как единых литературных пособий не было, знания надо было собирать из лекций и литературы. Сначала это были конспекты, а к последним курсам я и мои друзья объединялись в гильдию и писали целые учебные методички по вопросам к экзаменам. В память о тех временах у меня дома в кладовке лежит огромный чемодан, полностью забитый учебными материалами.

 

Главной мотивацией к учебе была стипендия, поскольку поначалу все деньги матери уходили на оплату комнаты, общежитие давали только  к 3–4-му курсу. В остальных расходах мог рассчитывать только на стипендию, поэтому старался, как мог, чтобы получать повышенную. На первом курсе работал в студенческом стройотряде, что впоследствии вместе с другими достижениями помогло мне добиться места в общежитии на 2-м курсе.

 

На 3-м курсе я и мои одногруппники снимали учебные видеоматериалы по аптечному изготовлению лекарственных средств. За высокие достижения в учебе я получил право пройти фармакогностическую практику на базе Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии в поселке Лемболово Ленинградской области. Это была моя первая заграничная поездка.

 

В завершение учебы я защитил на 10 баллов дипломную работу по теме «Промышленное производство микрокапсул на основе травы пустырника» под руководством заведующей кафедрой промышленной технологии лекарственных средств, доктора фарм. наук, профессора Ольги Михайловны Хишовой. Защищать работу в те времена было необязательно, многие однокурсники не стали заморачиваться. Моя работа выполнялась на основе экспериментальных данных, полученных в учебной лаборатории. Закончил университет со средним баллом 8,68.

 

Со стороны кажется, что аптека во многом схожа с торговой точкой, куда люди приходят и покупают то, что им нужно, или то, что выписал врач. И возникает вопрос: а зачем столько знаний для работы в аптеке? 

 

Конечно, для покупателя аптека — это место, где он может приобрести необходимые лекарства и проконсультироваться по вопросам медицинского применения. Незамеченными остаются система обеспечения качества и обращение лекарственных средств, в котором активное участие принимают провизоры. Каждое лекарственное средство должно соответствовать параметрам качества, эффективности и безопасности, все должно быть подтверждено документально.

 

Однако диплом провизора предполагает работу не только в аптеке. Есть и другие направления: провизор-маркетолог, провизор-информатор, провизор-технолог и т. д. Фармацевтическая отрасль охватывает намного большие горизонты, чем просто аптека.

 

Когда я начинал учиться,  белорусских лекарств было чуть больше 150 наименований, сейчас — порядка  1 800, а это уже немного  другая организация экономики фармации в аптеке.

 

Провизор как дипломированный специалист обладает комплексными знаниями смежных дисциплин, которые формировались постепенно на основе практической и теоретической подготовки.

 

Так, фармакологию сложно понять без патофизиологии и фармацевтической химии, которые, в свою очередь, нельзя понять без биохимии и нормальной физиологии, а биохимию без общей, неорганической, органической, физической и коллоидной химии и прочих. И если на начальном этапе допустить какой-то пробел, потерять кирпичик из фундамента, то восполнить эту брешь сложно. Знания тогда будут поверхностные, не основанные на доказательной базе, без понимания процессов. Также у нас много различных ответвлений от разных специальностей: фармакотерапия (связь с лечебным делом), технология промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, организация и экономика фармации, товароведение и прочие.

 

Получение диплома врача предполагает прохождение интернатуры. А как у провизоров?

 

Мы тоже проходим интернатуру продолжительностью 5 месяцев: закрепляем теоретические знания и отрабатываем практические навыки под наблюдением руководителя. Затем подготавливаем пакет документов и сдаем квалификационный экзамен, только после этого получаем сертификат специалиста. Интернатуру я проходил по месту распределения, в аптеке № 23 второй категории РУП «Белфармация», под руководством заведующей аптекой Ольги Поповой.

 

Артем, а какое у вас второе высшее образование и почему решили его получить?

 

Второе высшее получил в Академии управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление и экономика», квалификация «экономист-менеджер». Еще в медуниверситете меня и моих друзей заинтересовали учебой в Академии, говорили о престиже обучения с перспективой карьерного роста. Я убедил троих однокурсников поступать сразу же после окончания университета, что сыграло определенную роль в их дальнейшем карьерном росте.

 

Вообще, я считаю, что Академия — это прекрасная школа руководителя, за время обучения я смог не только комплексно познакомиться с функционированием различных организаций, но и понять, в частности, суть внутренних процессов. Отдельную роль играют знания о государственном регулировании экономики и госуправлении.

 

«Он будет выступать, или я увольняюсь!»

 

Когда у вас появилось желание петь, выступать на сцене?

 

В начальной школе, когда на уроке музыки мы классом пели песню из учебного пособия, учитель музыки отметила, что у меня красивый голос. Песня настолько мне понравилась, что я стал ее напевать на уроках и переменах. Речи о том, чтобы где-то выступать, не шло. Я был очень стеснительным. В 5-м классе попросился поучаствовать в концерте ко Дню учителя, сказал, что знаю песню «Крылатые качели». Когда пел, то от страха тряслись руки, коленки дрожали так, что директор школы вышел ко мне на сцену, чтобы поддержать. Так прошло мое первое выступление.

 

Первая же работа с вокалом началась уже в новой школе в 8-м классе. Я пришел на прослушивание к музыкальному работнику и попросил всех присутствующих: «Можно, вы не будете на меня смотреть?». Повернувшись спиной, спел песню Анны Герман «Надежда» детским голосом. Преподаватель удивился: «Почему ты так высоко поешь? Тебе надо петь ниже». И показал мне, как нужно… Так я начал петь в своем нижнем регистре, а длительное пение детским голосом сформировало мой фальцет.

 

Не возникло мысли пойти в музыкальную школу?

 

Я даже не знал, что есть музыкальные школы. Откуда ребенок может знать то, о чем ему никто не говорил? Маме с бабушкой о том, что я пою на школьных мероприятиях, я не рассказывал. В общем-то и финансовые возможности тогда не позволяли заниматься музыкой.

 

В лицее Полесского государственного университета меня заметила заместитель директора и наш преподаватель по физике и астрономии Наталья Павловна Цуранкова. Она поддерживала меня и направила представлять честь лицея на городском смотре-конкурсе «Здравствуй, мир». Я спел песню про Беларусь и песню на английском языке. Тогда я ничего не занял, но руководитель эстрадной студии «ЛиК» Лариса Горбунова позвала меня заниматься пением.

 

Мне впервые показали, что такое распевка, специальные упражнения для голосовых связок. Если до этого я пел по наитию, то Лариса Валентиновна учила меня петь по нотам. Тогда я узнал, что мой природный тембр — баритон. Через год работы меня включили в отчетный концерт студии. На репетиции режиссер отругал за то, что я не двигаюсь, стою «как вкопанный», хотел исключить из концерта. Лариса Валентиновна заступилась и категорически сказала: «Он будет выступать, или я увольняюсь!». Все закончилось благополучно, но после этого я твердо решил, что, если хочу выступать на сцене, мне придется постепенно раскрепоститься.

 

Первый выход на большую сцену состоялся в 2013 году — в городском доме культуры. За время работы в студии в моем репертуаре появились три основные песни — «Это Беларусь», «Друг» и «Венский вальс».

 

В Витебске творческая деятельность продолжилась?

 

В Витебском медуниверситете была очень насыщенная культурная жизнь, организация мероприятий — на высоком уровне. Каждый год проходили фестивали творчества студентов-медиков «Студенческая осень» и «Битва факультетов», концерты к памятным датам и республиканским праздникам. Я принимал активное участие в творческой жизни университета как солист эстрадной студии «Тандем», в которой поначалу выступал в составе групповых номеров, а затем добился возможности петь сольно, а также как солист хоровой капеллы. Мотивацией развивать вокальные данные и репертуар был ежегодный вокальный конкурс «Мелофон».

 

В 2015 году я в составе хоровой капеллы под руководством Ольги Фалькович поучаствовал в закрытии фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Незабываемые эмоции — петь на такой сцене. Удалось побывать на концертах звезд (как участники хора мы имели свободный пропуск), увидел закулисье такого масштабного мероприятия, смотрел на все широко открытыми глазами.

 

Право выхода на сцену

 

Артем, недавно вы пошли  на интересный эксперимент и в репертуаре, и в образах, вам теперь подвластны  сценические номера даже  со сложными элементами  хореографии. Это понравилось зрителям всех возрастов — от школьников до пенсионеров. Молодежь приобщается к классике, люди  в возрасте пишут, что только в вашем исполнении расслышали современные хиты, спрашивают, как можно попасть на ваш концерт…  Не задумывались о смене профессии?

 

Пение никогда не стояло у меня во главе угла, на первом месте было получение достойного образования. У меня хорошая профессия. А творчество остается хобби, это важная, интересная часть моей жизни, которая вносит позитив, помогает избежать эмоционального выгорания. Не обладая от природы большим диапазоном и силой голоса, я 10 лет развивал в себе то, что есть сейчас. Я считаю, что непрофессионалу право выходить на сцену нужно заслужить усердной работой. И я его заслужил.

 

Очень благодарен людям, которые меня поддерживают, которым интересно мое творчество. Теперь я чувствую ответственность перед моими слушателями. Конечно, я буду только рад, если меня будут приглашать выступить на мероприятиях. Я открыт к общению и новым творческим встречам…