Светлана Русак
Светлана Русак. Фото автора.

Знаете ли вы, как выразить страх физически и причем тут воздушные шарики? Умеете «считывать» характер пациентов по их заболеваниям? Про все эти навыки рассказывает главная медицинская сестра 31-й городской поликлиники Минска Светлана Русак, которая создала в своем учреждении школу медицинских сестер по психологическому сопровождению пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями с интригующим названием «Спасем и окажем помощь раненому лимону».

 

«Почему именно лимон, а не помидор, например? — интересуюсь с ходу. Ответ образно, но четко объясняет сразу все — и концепцию школы, и оптимистичную жизненную позицию ее автора: «У раненого помидора все красное содержимое быстро вытечет, лучше быть лимоном — подлатали, и остаешься упругим!».

 

На рабочем столе Светланы Михайловны — толстая папка с методиками и наработками по «спасению раненого лимона». Сама она характеризует свой проект как совмещение самых разнообразных методик от аутотренинга до сказкотерапии, которые вместе дают ощутимый результат. В первую очередь курс разработан для среднего медицинского персонала 31-й поликлиники, но Светлана Михайловна охотно делится им с коллегами из других лечебных учреждений. Среди особенно актуальных запросов — методики борьбы со стрессом и выгоранием.

 

«Не дать уйти в депрессию»

 

На занятиях школы средний медицинский персонал учится психологическому сопровождению пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), а также получает навыки управления собственным эмоциональным состоянием. Идея проекта родилась из магистерской работы по реабилитологии, над которой Светлана Михайловна работала в 2017 году. Но какое-то время, по признанию главной медсестры, практическое воплощение буксовало. Востребованность школа психологического сопровождения получила в период пика COVID-19.

 

Светлана Русак:

 

Надо было работать с тревожностью, поддерживать психологическое состояние сотрудников в то тяжелое время, когда не было ресурсов, мотивации и знаний. Занятия в школе помогли выстроить отношения, сплотить коллектив, не дать погрузиться в депрессию, состояния, из которых сложно выходить.

 

Появилось много пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, тяжело переболевших или потерявших кого-то из родственников, растерянных, испуганных. Их тоже надо было поддерживать. Мне казалось важным организовать систему работы именно по психологической реабилитации таких пациентов на амбулаторно-поликлиническом этапе. Ведь здесь важны не только профессиональные навыки медицинской сестры, но и ее умение построить доверительные взаимоотношения с больным.

 

В последнее время в поликлинику обращается много родственников онкологических больных. С ними тоже надо работать, а не просто заполнять патронаж по наблюдению их родственника. Проходит диспансеризация, медсестры проводят анкетирования, много взаимодействуют с пациентами — и курс вновь актуален: нужно уметь общаться, грамотно донести всю необходимую информацию о заболевании, найти правильный подход к любому пациенту с хроническим диагнозом.

 

«Считать» пациента

 

Светлана Русак:

 

Если не учитывать психологических особенностей больного и индивидуальных обстоятельств его жизни, эффективность обучения в любой из школ здоровья, организованных при поликлинике, может быть сведена к нулю. Медицинский работник должен понимать, с кем имеет дело. Мы учим медицинских сестер «считывать» психологический портрет пациентов с различными заболеваниями, чтобы потом правильно подобрать к ним подход.

 

Например, страдающим остеохондрозом позвоночника присущи нетерпеливость, суетливость, несобранность. При болезнях системы кровообращения у пациентов отмечаются нерешительность, потеря интереса к труду и жизни в целом, сужение круга интересов, обидчивость.

 

Продолжительность занятий школы — полтора-два месяца. Светлана Михайловна считает, что круглогодичной необходимости в ней нет. Как правило, актуальность возрастает в осенне-зимний период, когда накапливается коллективная усталость. Среди тем занятий — гендерный аспект работы с пациентами, работа с семьями больных, помощь пациенту с тревожностью и депрессией, синдром эмоционального выгорания медсестры, методики психологического ведения пациентов с ХНИЗ и др.

 

Латынь и победа над страхами

 

На самом деле школа дает двойную пользу. Все знания и навыки, которые персонал получает на занятиях, применимы не только для пациентов, но и для самих медицинских сестер, часто работающих в сложной обстановке. Важная часть практического занятия в школе психологического сопровождения — аутотренинг, методики самовнушения, дыхательные практики, игровые приемы.

 

Светлана Русак:

 

Из последнего особенно запомнившегося — занятие по психологической разгрузке. Вроде бы знакомый многим психологический прием, но он очень встряхнул моих медсестер. Мы с валеологом надули кипу шариков, погрузили их в медицинскую тележку, спрятали под простыней.

 

В конце занятия мы выкатили ее в центр и под удивленные возгласы раздали шары со словами: «Представьте, что это физическое выражение вашего страха. Победите его!». Когда участники занятия стали отчаянно лопать шарики, стоял такой эффектный шум, что на звуки сбегались проходящие мимо пациенты и врачи!

 

Во время пика COVID-инфекции, когда часть сотрудников работала в красной зоне, хорошо проявили себя приемы арт-терапии: руководитель школы разместила в фильтр-боксе части огромной раскраски.

 

А затем попросила медсестер, ощущающих стресс, в свободную минуту браться за карандаши и раскрашивать свой кусочек, не ориентируясь на творчество коллеги. После кусочки соединили, проанализировали, что преобладали яркие цвета. Так сотрудники выражали стремление к позитивным эмоциям.

 

Светлана Русак:

 

Я люблю вплетать в рабочую рутину небанальные психологические приемы. Как-то ко дню медсестры подарила старшим медсестрам рамки с пословицами на латыни. Каждой свою, подбирала их в соответствии с качествами своих коллег. Пословицы дружно выучили, тем самым потренировав когнитивные функции. Рамки до сих пор стоят на рабочих местах.

 

Активный резерв

 

Главная медсестра часто слышит от коллег из других поликлиник: а кто же занятия такой школы должен проводить? Если в штате медучреждения есть психолог, который заинтересован, чтобы психоэмоциональное состояние медицинских сестер было устойчивым, такие наработки будут ему хорошим подспорьем. Если нет — в любой поликлинике есть резерв, который не всегда используется, — это медицинские работники, имеющие педагогическое или психологическое образование.

 

Светлана Русак:

 

У нас нет штатного психолога, поэтому в проведении школы мне очень помогает Совет медицинских сестер — наиболее активные коллеги с 20–25-летним стажем в нашем учреждении. На помощь приходят валеолог Елена Величко, фельдшер отделения профилактики, имеющая психологическое образование, Ольга Верещак, инструктор ЛФК Марина Ким.

 

К занятиям привлекаем пациентов, бывших сотрудников поликлиники, которые вышли на пенсию, молодых специалистов, медицинских сестер стоматологических отделений. Кроме психологических аспектов в рамках занятий медицинские работники отрабатывают различные медицинские навыки и манипуляции.

 

Только в такой связке будут и практическая польза, и удовлетворенность своей работой, несмотря на то, что порой приходится исправлять профессиональные ошибки.

 

Не на бумаге, а в действии

 

Светлана Русак:

 

Есть расхожее мнение, что пожилые пациенты приходят в поликлинику, чтобы пообщаться. Вы знаете, это так и есть. Они должны с кем-то коммуницировать.

 

Им нельзя просто дать брошюру с формулировкой: «Сфотографируйте и изучите дома», вместо этого проявите внимание, участие и свою компетентность в проблеме: «Вы поняли, как измерять давление? А давайте вместе проверим… Почему вы думаете, что вам надо так часто его контролировать? Хотелось бы, чтобы все школы здоровья, открытые в поликлиниках, существовали не номинально на бумаге, а были действующим элементом еще и психологического сопровождения больных.