Зоя Милош мечтала стать хирургом. Девушка была невысокой, хрупкой. Мама, которая была связана с медициной, отговаривала: «Хирург должен быть сильным, рослым. Чтобы лечить, необязательно брать в руки скальпель». А еще мама приметила, с каким интересом дочка разглядывает различные аптекарские коробочки, пилюли в местной новогрудской аптеке, и предложила присмотреться к этой профессии. Cлова были сказаны в нужный момент. Да и бабушкины рассказы о травах, которыми та лечила людей, не прошли даром...
Семейная история медпомощи
Зоя Милош:
В Витебском государственном медицинском институте любимыми предметами стали фармакогнозия и фармацевтическая химия. С особой теплотой вспоминаю своих преподавателей Наталью Сергеевну Гурину и Галину Николаевну Царик.
В столичную 32-ю аптеку «Белфармации» пришла на производственную практику и осталась. Кстати, сестра также выбрала медицину, стала стоматологом-протезистом, ее дочери тоже дарят людям красивые улыбки. У нас семейная история помощи людям.
Именно знания позволяют двигаться вперед, уверена провизор-рецептар аптеки № 32 РУП «Белфармация» Минска. Ребятам из медколледжа она говорит о том, что уважение к профессии требует непрерывного образования, постоянного всестороннего самообучения.
Зоя Милош:
На рынке появляется большое количество лекарств, БАДов. Важно изучать, чем они могут быть полезны, а кому могут быть противопоказаны. У фармацевта, провизора-рецептара невероятная ответственность. В эти профессии идут люди особого склада ума, я убеждена. Сколько работаю — мой стаж 42 года — постоянно читаю, углубляюсь, исследую новое.
Наставник говорит, что все ее ученики были умницами. И это не везение и не совпадение.
Зоя Милош:
Рада за наше фармацевтическое будущее. Моя задача — помочь молодым обрести уверенность в себе, поддержать. Сделать все, чтобы имидж профессии рос, чтобы людям было приятно зайти в аптеку, получить грамотную фармацевтическую помощь. Хочется, чтобы у молодых специалистов был ориентир: какой они хотят видеть аптеку будущего. Важно привить им любовь к людям, чтобы это было их эталоном.
Заведующая аптекой № 32 Вероника Кульбицкая о нашей героине отзывается так:
Наша профессия предполагает четкость, знания, дисциплину, соблюдение режима. Ребята стараются почаще прийти в смену Зои Владимировны, так как она к ним относится по-матерински, как к своим детям. И они стараются не подвести своего наставника. Пациенты тоже звонят, уточняют смену и приходят именно к нашей обаятельной Зое Владимировне.
Из заботы о сотрудниках и молодых коллегах складывается имидж аптеки, уверена Зоя Милош.
Зоя Милош:
И даже высыпаться очень важно, если ты хочешь достойно выстоять смену, быть собранным, сконцентрированным, помочь людям. Специалист априори должен ориентироваться в лекарственных препаратах, законодательстве. Не менее важно быть опрятным, приветствовать человека легкой улыбкой, установить зрительный контакт.
Если человек болен, это всегда читается в его глазах. Посетитель аптеки должен чувствовать: ты ему поможешь, нельзя упустить ни один момент. Важно тактично спросить, кому предназначено лекарство: взрослому или ребенку? Есть ли аллергические реакции или противопоказания к применению препарата? Таких пунктов очень много. Даже подбирая безрецептурное средство от кашля, нужно понимать, какой это кашель.
В летний период ночью нередко приходят с травмами после самоката. Настаиваю на том, чтобы человек обязательно посетил врача для исключения сотрясения, если был удар головой. Многие возвращаются и благодарят, ведь в моменте не всегда придают значение травме. В общем, наша работа требует терпения и внимания. Сложно помогать другому, если сам качественно не отдохнул, рассеян, если нет внутри любви к людям.
Алгоритм качества
Зоя Милош:
Учу ребят признавать ошибки, помогаю исправлять. Однажды я сознательно не стала останавливать диалог, когда молодой специалист забыл уточнить, кому нужно лекарство: взрослому или ребенку? Все было бы правильно, если бы дело касалось взрослого, однако в конце беседы выяснилось, что речь шла о ребенке. Пришлось начать сначала.
Опытный наставник поможет не допустить ошибки по отношению к потребителю, тактично подскажет выход из ситуации и не «растопчет» молодого специалиста. Стараюсь не брать в наставничество более двух молодых специалистов одновременно, чтобы полностью посвятить время им, подготовить как следует. Это моя ответственность перед самой собой.
Зоя Милош:
Когда я получала награду «лучший наставник», чувствовала невероятную гордость за будущее фармации беларуси. одновременно с этим могу сказать, что работники аптеки наравне с врачами принимают на себя удар во время сезонных заболеваний, так было и во время covid-19. таков наш профессиональный долг — в любой ситуации быть готовым оказать лекарственную помощь. И ребята это понимают.
Зоя Милош:
У меня обучались более 30 студентов учреждений образования фармацевтического профиля, — продолжает Зоя Милош. — Среди них и иностранные граждане: из Палестины, Сирии, Ирана, Ливана. Привыкаю к своим «детям» за эти 2–3 месяца практики. Например, Омар из Палестины покорил нас своей ответственностью.
Хорошо владел русским языком и старался вникнуть во все нюансы профессии, подробно изучал законодательство нашей страны. Нужно ли говорить, как тяжело расставаться с такими ребятами... У меня все успешно защищают практику. Мы и не расстаемся навсегда, переписываемся в мессенджере. Они присылают мне открытки.
По словам наставника, у этой профессии есть преимущество, которое позволяет говорить на одном языке, несмотря на различную географию стран, из которых приехали ее ученики. Законы у каждой страны свои, но всех объединяет фармакология и желание помочь.
Зоя Милош:
Многие подготовленные мной специалисты советуют своим младшим друзьям по курсу идти на практику к нам, в 32-ю аптеку РУП «Белфармация». Это дорогого стоит. И основному коллективу, и ребятам, что приходят к нам, приятно здесь работать. У нас комфортные условия и добрые, понимающие коллеги, которые стремятся передать опыт молодежи. Как будет построена работа, во многом зависит от руководителя. За время моей работы в аптеке их было всего два.
С теплотой вспоминаю Татьяну Иосифовну Минину, которая была создана для этой профессии и сочетала лучшие деловые и личные качества, знала все тонкости, умела сказать нужные слова, поддержать, научить. На смену ей пришла Вероника Викторовна Кульбицкая, которая так же грамотно выстраивает работу.
Заместитель заведующего Андрей Дмитриевич Гисич им под стать, на всех можно положиться. У нас сложившийся коллектив, нет текучки кадров. И этот факт немного даже огорчает студентов, ведь ребята видят нашу теплую атмосферу во время производственной практики и все очень хотят остаться здесь работать.
Правила работы от наставника, провизора-рецептара Зои Милош:
ЛЮБИТЬ ПРОФЕССИЮ МАЛО. Важно сделать ее своим предназначением. Тогда ты отдаешь, не теряя, но приобретаешь людей, которые верят тебе, потому что твой совет изменил их жизнь, улучшил здоровье, приобретаешь учеников, которыми гордишься. Так приято слышать «спасибо» и чувствовать, что мир стал чуть лучше благодаря твоим знаниям и профессионализму!
ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ — ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ. Лекарственную помощь нужно оказывать грамотно или никогда не выбирать эту сферу.
СДЕЛАЙ ТЕРПЕНИЕ СВОЕЙ СУПЕРСИЛОЙ. Люди очень разные. Кроме того, важно правильно подготовиться к смене — это ответственность специалиста.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ НУЖНО ПОВЫШАТЬ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. Чтобы идти в ногу со временем, важно постоянно учиться.
Зоя Милош:
Когда подбираю препарат, стараюсь сказать: «Это лекарство вам обязательно поможет». Настроить человека на выздоровление важно не меньше, чем подобрать самое подходящее в его случае лекарственное средство.