Фото из архива Ю. Пищенко.
Фото из архива Ю. Пищенко.

 «Основная моя должность — врач- акушер-гинеколог, только потом, в скобочках, заведующая женской консультацией», — так представляется Юлия Пищенко в начале нашего разговора. Моя собеседница руководит женской консультацией № 1 Борисовского родильного дома. За время, что работает здесь, Юлия Александровна не раз получала почетные грамоты и благодарности как на районном, так и на областном уровне, была лауреатом (диплом 2-й степени в 2016 году) конкурса «Врач года Республики Беларусь» в номинации «Врач-акушер- гинеколог», в нынешнем году стала отличником здравоохранения Республики Беларусь.

 

«Во мне не видели врача»

 

Юлия Пищенко из тех людей, кто сделал себя сам, для кого успех — следствие целеустремленности и трудолюбия, помноженного на упорство.

 

Юлия Пищенко:

 

В моей семье нет профессиональных традиций, никто из близ¬ких не связан с медициной, родители — преподаватель музыки и инженер-строитель. Когда я поступала в медицинский вуз, в «лихие 90-е», такой выбор был велением времени.

 

Медицинский университет, надо признать, это в большей степени выбор моих родителей, чем мой, но не только они видели во мне врача. Очень хорошо помню, как классный руководитель на выпускном вечере прочитала зарифмованные пожелания для каждого выпускника. Для меня были такие слова: «И нам выпишут пилюли золотые руки Юли».

 

Что ж, Юля действительно поступила в Витебский мединститут, который в 1998 году был преобразован в университет. Интернатуру молодой специалист проходила на базе Минского областного роддома. До сих пор Юлия Александровна с огромной благодарностью вспоминает и учебу в Витебске, и интернатуру.

 

Юлия Пищенко:

 

Лучшие годы моей жизни — это, без сомнения, годы учебы. Несмотря на бессонные ночи перед экзаменами, когда мои знакомые, студенты других вузов, отдыхали, это самые теплые мои воспоминания. Ну, а в плане практики такие же чувства у меня к областному роддому. Людей, которые меня учили, помогали мне, вспоминаю с теплотой и глубокой благодарностью.

 

Это на тот момент заведующая родильным залом Людмила Сергеевна Усердина, заведующая отделением патологии беременности Анна Никифоровна Жорова, заведующий гинекологическим отделением Николай Михайлович Корниевич и непосредственный наставник на период интернатуры — акушер-гинеколог Анна Николаевна Фокина.

 

В Борисове Юлия оказалась, выйдя замуж. Начинала работать в акушерстве, но обстоятельства сложились так, что перешла в женскую консультацию, о чем, по собственному признанию, ни минуты не жалеет.

 

Юлия Пищенко:

 

Нет, минуты бывают, конечно, но я знаю, что нахожусь на своем месте: работа любит меня, а я люблю работу.

 

Такая взаимная любовь не могла не принести результатов. Главное — это, конечно, благодарные пациенты, получившие квалифицированную помощь, счастливые родители с долгожданным малышом на руках. И диплом конкурса «Врач года Республики Беларусь», как и другие награды, о многом говорят.

 

С 2015 года Юлия Александровна руководит женской консультацией № 1. Борисовский родильный дом наряду с родильными домами Молодечно и Солигорска — перинатальный центр 2-го уровня, где оказывают лечебно-консультативную помощь не только жительницам Борисовского региона, но и сложным пациентам из Березинского, Крупского, Смолевичского районов и Жодино. Женская консультация Борисовского роддома, кстати говоря, занимает 4–5-е место в Беларуси по численности женского населения, которое она обслуживает, в области это второе место после Минского района.

 

Важнее всего люди

 

Юлия Пищенко:

 

Безусловно, в любом отделении для оказания качественной медицинской помощи имеют значение оборудование, лекарственное обеспечение и многое другое. Но самое главное и ценное у нас — это люди. В женской консультации один в поле не воин однозначно, поэтому все мои награды, благодарности, грамоты были бы невозможны без моего коллектива. Он у нас молодой, многочисленный (17 врачей-акушеров- гинекологов), самый дружный, креативный и красивый.

 

К этому перечню характеристик я добавила бы еще эпитет «деликатный». Работа специалиста женской консультации предполагает особый такт, культуру в общении, спокойствие, выдержку. Понятно, что всему этому способствуют не только личные качества специалистов, но и условия, в которых они работают, наличие жилья, в общем — «надежный тыл». Юлия Александровна напоминает о том, что общение сотрудников медицинского учреждения с пациентами начинается еще в регистратуре:

 

Юлия Пищенко:

 

Коллеги из нашей ЦРБ, заведующие другими поликлиническими отделениями, нередко спрашивают, как так получается, что в регистратуре у нас не бывает скопления людей. Не то чтобы у нас не было очередей, бывают, конечно, но рассасываются очень быстро.

 

Что я могу сказать, оглядываясь на свой более чем 20-летний опыт работы в целом и уже довольно продолжительный опыт работы руководителем? Самое главное — это укомплектованность врачами. Сейчас у нас 100 % укомплектованность участковыми врачами-акушерами-гинекологами.

 

Я понимаю, что даже при таком раскладе будут недовольные пациенты, но доступность медицинской помощи у нас очень высокая, молодые специалисты закрепляются на местах. И огромная благодарность персоналу со средним медицинским образованием — людям, на которых можно положиться. Здесь укомплектованность с учетом тех, кто находится в декретном отпуске, более 80 %.

 

«Ежегодно в последние 5–6 лет в женскую консультацию приходят несколько молодых специалистов. Это, как правило, молодые женщины, которые выходят замуж, уходят в декретный отпуск. И самое главное для меня и моего руководства — закрепить их на местах. Больше мне ничего не нужно, был бы коллектив, и все будет хорошо и для меня как для руководителя, и для пациентов».

 

Очевидно, что главное для закрепления молодого специалиста — это жилье. В последнее время в консультацию приходят работать специалисты, у которых этот вопрос решен (уроженцы района или те, кто вышли замуж за борисовчан), хотя кому-то предоставляют арендное жилье либо общежитие. Недавно в Борисове был сдан дом, где часть квартир получили медики, которые нуждались в улучшении жилищных условий.

 

Кроме того, руководство роддома прислушивается к пожеланиям молодежи по поводу специализации, в которой молодые врачи хотели бы работать: если есть возможность выбирать, то люди занимаются тем, к чему больше лежит душа. А еще тут не забывают о ротации кадров — дают возможность специалисту попробовать себя в разных отделениях. И, конечно, не¬мало значит материальное поощрение, для кого-то важна организация досуга, что тоже не остается без внимания.

 

Интимный вопрос 

 

В общем, чем спокойнее врач, чем больше у него причин для хороше¬го настроения — тем лучше паци¬ентам. И все же конфликты, острые ситуации случаются.

 

Юлия Пищенко:

 

Мало назвать нашу работу деликатной. Мы как специалисты соприкасаемся с самыми интимными сторонами жизни людей. Поэтому крайне важны в нашей работе этика и деонтология. Имеет значение не только то, что сказал врач, но и как он это сказал.

 

Как, например, преподнес пациентке информацию о том, что у нее есть заболевание, передающееся половым путем. Здесь ведь часто бывает важно даже не только состояние здоровья, но и семейное благополучие; сохранится ли семья — зависит в том числе и от общения врача с пациенткой.

 

Как же поступать в таких ситуациях? Заведующая женской консультацией № 1 убеждена, что решать подобные вопросы нужно через беседу, в доступной для па¬циентки форме: спокойно, не повышая голоса, не реагируя на возможное некорректное поведение (некоторые пациентки могут и оскорбить врача, попытаться унизить).

 

Юлия Пищенко:

 

Спокойствие и только спокойствие. Корректная беседа, комфортная для пациентки, решает многое.

 

На мое замечание о том, что врачам для таких бесед, а заведующей консультацией — для разрешения спорных ситуаций нужно иметь железные нервы, Юлия Александровна отвечает:

 

Юлия Пищенко:

 

Знаете, это, наверное, не столько железные нервы, сколько опыт. Всегда четко объясняю пациентам, что я нахожусь на рабочем месте и выполняю свои должностные обязанности. Эмоции же оставляю за пределами родильного дома. Рабочими проблемами могу поделиться с администрацией, коллегами, но ни в коем случае не с пациентами. С ними я остаюсь заведующей женской консультацией, которая должна рассмотреть возникший вопрос, ни в чем не ущемив права пациента.

 

Кроме того, психолог, которая работает в роддоме, помогает в решении сложных вопросов не только пациентам, но и врачам. До пандемии коронавируса для них проводились занятия, в том числе групповые, и, вероятно, вскоре к ним вернутся.

 

При этом, как подчеркивает моя собеседница, чаще всего конфликты возникают не в кабинете врача, а до того, как пациент попадет сюда. Обычно они связаны с тем, что пациенты хотят получить помощь, пройти обследование, сдать анализы как можно быстрее, в идеале — сегодня же.

 

Юлия Пищенко:

 

Я тоже очень хотела бы этого для пациентов, мне очень близко понятие «поликлиника, доброжелательная к пациентам». Я понимаю, что когда пациентке нужно сделать УЗИ, маммографию, пройти маммолога и гинеколога, сдать анализы, она нервничает, хочет сделать все это как можно скорее и требует в регистратуре организовать ей все максимально быстро…

 

Терапия от «Яндекс»

 

Обсуждаем со специалистом и тему интернета, того, что некоторые пациенты приходят к врачу, самостоятельно поставив себе диагноз и определив лечение. Я уверена, что это не может не раздражать, но у Юлии Александровны другое мнение:

 

Юлия Пищенко:

 

Мы изменили свое мировоззрение и взгляды на эти вопросы. Я своим пациентам в некоторых ситуациях даже говорю: «Вы можете меня проверить у доктора Гугла или у доктора Яндекса». В интернете есть достаточно много полезной для пациента информации, хорошие ресурсы, но всем этим нужно уметь пользоваться, поэтому разумный специалист направит пациента туда, где он сможет найти то, что ему необходимо.

 

Например, врач каждый раз на приеме должен объяснить беременной женщине, как правильно сдавать анализы, как правильно подготовиться, как транспортировать биологическую среду, почему анализы нужно сдавать именно утром и так далее. Иногда для этого нет ни времени, ни возможности, но если пациенту дать основную информацию, а для получения более подробной посоветовать хороший ресурс в интернете, то это будет удобно и пациенту, и доктору.

 

«Все нужно использовать не во зло, а во благо, тогда и конфликтов на этой почве не будет. Так, интернет может быть полезен в онкопрофилактике: почему бы женщине не почитать, как правильно обследовать молочные железы или как часто посещать врача-гинеколога и зачем это нужно. Почему бы не узнать, с какой целью в поликлинике берут мазок шейки матки на цитологическое исследование, почему онкопатология не вызывает боли, что такое предраковое состояние шейки матки. А если пациент неоднократно прочитает и услышит в интернете то, что сказал ему доктор в консультации, то доверие к словам врача только усилится».

 

В конце концов, и сами врачи постоянно пользуются интернетом для повышения квалификации, только уже на профессиональных ресурсах. Борисовские медработники участвуют в онлайн-конференциях БелМАПО, РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова и других учреждений. Для специалистов, у которых рабочий день расписан по минутам, интернет — прекрасный выход, уверена Юлия Пищенко, хотя за время пандемии все соскучились по живому общению. Правда, в Борисове все-таки проще — город недалеко от Минска, и по пятницам к ним приезжают специалисты из той же БелМАПО.

 

Растет и грамотность пациентов, и это касается не только отношения к интернету. Уже не так много женщин, которые не хотят идти на прием к мужчине-гинекологу. В первой консультации сейчас такой врач один, работает здесь четвертый год и так сумел себя зарекомендовать, что теперь некоторые пациентки просят перевести их на его участок — за последний год не было ни одного случая, когда кто-то просил перевести его от врача-мужчины. А это значит, что любую проблему в отношениях «врач — пациент» можно решить, проявляя терпение, уважение и понимание друг к другу.

 

«Практически в идеальных условиях»

 

…Не так давно довелось мне беседовать с военным хирургом, который прошел в свое время Афганистан. Этот несомненно храбрый, опытный человек начинал свою карьеру в акушерстве и гинекологии, но сейчас признался: это настолько ответственная работа, что ему быть хирургом даже в чем-то спокойнее. Юлия Пищенко говорит об этом так:

 

Юлия Пищенко:

 

Для тебя нет слова «страшно», если ты идешь в медицину, но, согласна, акушерство и гинекология — это очень ответственно, даже экстремально, всегда нужно находиться в состоянии боевой готовности, поскольку беременная женщина — это два в одном, мы отвечаем и за мать, и за ребенка.

 

Врач-акушер-гинеколог — призвание. Но, вы знаете, это ведь и самая светлая, фантастическая профессия, хотя нам часто приходится жертвовать личным временем, семьей. Зато какая была радость, когда у нас недавно родила женщина, у которой до этого были четыре неудавшиеся беременности. Появился на свет замечательный мальчик, его назвали Ян — так же, как моего сына.

 

Повторяя, что главная составляющая успешной работы консультации — это люди, моя собеседница добавляет, что жительницы Борисовского региона в плане акушерско-гинекологической помощи находятся в практически идеальных условиях: и по укомплектованности как участковыми врачами, так и врачами- специалистами, и по уровню пренатальной диагностики, наличию медицинского оборудования, в том числе ультразвукового и эндоскопического, проведению биохимического скрининга в первом триместре беременности в сотрудничестве с РНПЦ «Мать и дитя», да и по многим другим составляющим. Конечно, есть то, что хотелось бы улучшить, добавить.

 

Так, Юлия Александровна надеется, что в консультации появится врач для работы в кабинете по планированию семьи, когда- нибудь будет возможность брать трепанбиопсию у пациенток с патологией молочных желез на месте, не отправляя их в Минск. Наверняка есть у нее и другие планы. Слушая заведующую, понимаешь, что это не просто пожелания и надежды — точно все получится, и скорее рано, чем поздно.