Леонид Кизюкевич
Фото из архива Л. Кизюкевича.

Жизнь Леонида Кизюкевича неразрывно связана с ГрГМУ. Именно здесь он не только получил высшее образование, но и окончил аспирантуру, занялся научной деятельностью и преподаванием, а еще на протяжении почти 20 лет возглавлял первичную профсоюзную организацию.

 

О профессиональных достижениях и увлечении наукой, обучении и воспитании современной молодежи, помощи коллегам не словом, а делом, о хобби, которые делают жизнь ярче, наша беседа с заведующим кафедрой медицинской биологии и генетики ГрГМУ, кандидатом мед. наук, доцентом, в копилке которого  более 250 научных и учебно-методических работ, авторское свидетельство на изобретение СССР, 5 патентов Республики Беларусь и 12 рационализаторских предложений.

 

Леонид Стефанович, какие дороги привели вас именно в ГрГМУ?

 

У меня не было никаких сомнений насчет выбора сферы деятельности. В старших классах не представлял свою жизнь без связи с медициной.

 

Примером для меня была мама, ее стремление помогать людям и делать это не только с сочувствием, но и профессионально.

 

Она была обычной медицинской сестрой, потом стала старшей. Работала всю жизнь в Гродненской областной психиатрической больнице. Поэтому у нас дома часто обсуждались медицинские темы. Также навсегда запомнился случай, который заставил меня серьезно задуматься о том, насколько важна медицинская помощь, как много от нее зависит в жизни людей. У одного из родственников родился совершенно здоровый ребенок. Но вскоре по какой-то причине у малыша начались серьезные проблемы, связанные с болезнями уха, и даже развились гнойные процессы.

 

В то время, а это были 1960-е годы, большого выбора антибиотиков не было. И этому маленькому ребенку для лечения применили на то время новый антибиотик, который, к сожалению, не способствовал улучшению ситуации, а вызвал ототоксический эффект, и малыш оглох. Такая новость произвела на меня в школьные годы сильнейшее впечатление и побудила к будущим научным изысканиям: появилось желание разобраться в сложных процессах, происходящих в организме человека, чтобы помогать людям в тяжелых ситуациях.

 

Изначально, поступив в Гродненский мединститут, я хотел стать хирургом, заниматься вопросами онкологии. При этом было и стремление к научной деятельности, экспериментальной медицине. В определенный момент пришлось сделать сложный для себя выбор. В итоге я поступил в аспирантуру на кафедру гистологии, цитологии и эмбриологии. И много лет посвятил морфологии, углубленно изучал строение человеческого организма на клеточном уровне. С огромным интересом занимался научными изысканиями.

 

Что для вас наиболее значимо в научной деятельности?

 

Я долго изучал непищеварительную роль желчи. Когда начал заниматься этой темой, ей было посвящено немного исследований. Была поставлена задача — выяснить, как компоненты желчи влияют на наш организм, что происходит при их отсутствии. Проделано много работы, результаты которой были направлены на помощь клиницистам.

 

К примеру, была использована специальная методика по забору желчи у лабораторных животных. Посуточно отслеживали, какие изменения возникают в почках, органах пищеварительной системы, печени, различных отделах кишечника, сердце, эндокринных железах... Изучали, как влияют, помогают различные способы коррекции в условиях потери желчи.

 

Я занимался данной темой не только когда защищал кандидатскую диссертацию, но и потом продолжил изучать влияние желчи на организм, только уже ее избытка. Для того чтобы показать клиницистам, какие возникают изменения в организме, конечно, было необходимо изучить это на животных. Когда посылали в космос космические корабли, то не сразу отправляли космонавтов, а сначала Белку и Стрелку — и благодаря этому знали, как чувствуют себя, как реагируют млекопитающие.

 

Схожая роль и у наших научных изысканий: чтобы решить какие-то клинические медицинские вопросы, ставим эксперименты на животных. Это очень увлекательный процесс. И огромная мотивация для меня в том, что выводы помогают практикующим врачам глубже понимать то, что происходит в организме в определенных ситуациях. В частности, результаты наших экспериментальных исследований подсказывали специалистам, работающим в этой теме, какие процессы запустятся, если на потерю желчи не обращать внимания, а также дали конкретные знания о состоянии больных с желчнокаменной болезнью, механической желтухой.

 

В числе ваших наград нагрудный знак РК БПРЗ «Лучший наставник». Каковы особенности работы с современной молодежью? Что вас беспокоит и радует?

 

Перед всеми теоретическими кафедрами стоит одна главная задача — мы даем базовые знания для клинического мышления. Без них в будущем не может быть хорошего врача, который понимает, какие процессы происходят в организме, и, соответственно, принимает верные решения, чтобы помочь пациенту при какой-то конкретной проблеме.

 

На первом курсе студенты медицинских вузов сталкиваются с большим объемом информации. Им несомненно приходится очень тяжело: во всем надо разобраться, выделить главное, запомнить. Порой это сопряжено с проблемами: оказывается, не все умеют работать с информацией, особенно если во время подготовки к поступлению ориентировались больше на тестирование. В медицине подход абсолютно другой. Не зря говорят, что это наука, которая стоит на грани богословия и философии. Будущим медикам необходимо много знать, уметь рассуждать и делать выводы.

 

Сразу говорю студентам: пациент не придет к вам с вариантами диагноза и лечения в кармане. Нужно будет ориентироваться полностью самостоятельно, подумать, какой анамнез собрать, какой диагноз поставить и какое лечение назначить.

 

Мне кажутся странными вечные сравнения и разговоры о том, какое поколение лучше, а какое хуже. У каждого есть свои особенности и возможности, сильные и слабые стороны. По сути, все студенты хорошие, и работать с ними интересно. Переживаю, когда у кого-то возникают сложности с учебой, а тем более когда не вижу должного интереса и старания. В таких случаях надо сразу уделить усиленное внимание, потому что потом может быть поздно.

 

Стараюсь сделать акцент на важности профессии и каждого предмета, побеседовать лично. В учебе большое значение имеет мотивация. Если к выбору профессии молодого человека подтолкнули родители, то в любом вузе в итоге может случиться похожая ситуация. Родители оплачивают обучение, а ребенок учиться не хочет, возможно, еще не разобрался в своих желаниях или согласился на то, что у него не вызывает настоящего интереса. Результатом, как правило, становится не получение диплома и специальности, а отчисление. Поэтому необходимо дать молодежи возможность сделать собственный осознанный выбор и взять на себя ответственность за него.

 

На мой взгляд, важна и финансовая мотивация. В мое время студенты старались заработать стипендию, это было большое подспорье для семьи. Если получал тройку, стипендии не было. Поэтому многие стремились  учиться исключительно на четыре и пять. Это влияло и на подготовку, и на качество знаний.

 

Kizyukevich2

 

Сейчас студенты получают стипендию при наличии среднего балла 5 и выше, а значит, можно сдать экзамен и на 8, и на 4. На мой взгляд, тут есть о чем подумать и, возможно, пересмотреть, чтобы мотивировать ребят на лучшую успеваемость.

 

На своих занятиях я стараюсь вызывать заинтересованность, удивлять, заставлять размышлять. В этом помогают необычные жизненные примеры, которые надолго запоминаются. Также необходима визуализация, продумываю к каждому занятию видеосюжеты и иллюстрации, которые помогут лучше усвоить материал.

 

У студентов всегда вызывают интерес задачи, связанные с генетикой и помогающие им понять, с какими проблемами можно столкнуться в своей семье и жизни. Но наставничество не ограничивается преподаванием дисциплины, это и воспитательная, и идеологическая работа со студентами. Тут сложно выделить одно направление, на занятии всегда затрагиваю какие-то важные жизненные темы помимо учебы.

 

В первую очередь нужно самому держать высокую планку, причем и касательно уровня своей образованности, и в плане культуры, умения общаться, выстраивать диалог.

 

Нельзя воспринимать как наставника человека, который не вызывает уважения, не развит всесторонне. Работа на кафедре для меня тоже связана с наставничеством. Молодым коллегам важно, чтобы рядом было надежное плечо.

 

Уверена: вы стали настоящим наставником, примером и для своих двух сыновей, которые также связали свои судьбы с медициной. Как удалось увлечь их?

 

Думаю, все дело в том, что, как и в моем детстве, у нас дома постоянно происходят увлекательные разговоры о работе, а значит о медицине, особенностях и возможностях человеческого организма, внимательном отношении к здоровью. Моя жена — врач лечебной физкультуры (трудилась в университетской клинике, сейчас в поликлинике № 1), поэтому нам обоим эти темы всегда были интересны. Конечно же, много говорим и о научных исследованиях.

 

Периодически я приходил домой поздно ночью, потому что на работе шел эксперимент и нужно было ничего не упустить, все держать на контроле. Дети  это видели, впитывали, а потом, когда подросли и встал вопрос о выборе профессии, оба без сомнений решили связать жизнь с медициной. Это произошло безо всякого навязывания родительских желаний или давления — такого у нас в семье никогда не было. Конечно, сегодня нас с супругой очень радует, что естественным образом сложилась и продолжилась династия.

 

Каждый из сыновей выбрал ту сферу, которая вызывала у него наибольший интерес. Младший Дмитрий стал детским хирургом, старший Игорь — врачом-кардиохирургом, сейчас заведует кардиохирургическим отделением Гродненского областного клинического кардиологического центра. Оба они занимаются любимым делом.

 

Детьми я горжусь и в то же время как родитель переживаю за них. Работа врача, а особенно хирурга, тяжелая, очень ответственная, связанная с постоянным психологическим напряжением. Ведь до и после операции не только на работе, но и дома думаешь и беспокоишься о пациенте, особенно о тяжелом. Важно делиться своими волнениями, переживаниями с близкими, таким образом получается снизить градус напряжения.

 

Kizyukevich3

 

Что для вас было приоритетным в общественной деятельности, когда были председателем первичной профсоюзной организации?

 

Председателем профкома сотрудников университета я был почти 20 лет. Нужно признать, что на первых этапах недооценил эту деятельность, то, как много она потребует от меня сил и времени, как важна и значима будет для коллектива. Получал огромное удовольствие от того, что была возможность больше помогать коллегам в разных направлениях: лечении и оздоровлении, материальной поддержке, организации интересного, полезного досуга… Люди разные: кто-то сразу приходит со своими проблемами, а кто-то особенно ими не делится, держит все в себе.

 

Я занимался анализом заболеваемости среди сотрудников, знал, какие проблемы со здоровьем их беспокоят. Это позволяло правильно подбирать и предлагать санаторно-курортное лечение, понимать, кто в первую очередь нуждается в помощи.

 

Мне всегда было важно оказывать всестороннюю поддержку не только словом, но и делом. Когда есть настоящее желание помочь, ищешь действенные варианты, которые можно предложить человеку. Было радостно, когда получалось значительно изменить ситуацию, а потом услышать искренние слова благодарности.

 

В работе с людьми особенно важно доверие, а оно не возникает вдруг, зарабатывается годами. В любом коллективе случается не только хорошее. Обращались члены профсоюза, у которых возникали какие-то конфликты или недопонимания на рабочих местах, — их всегда в пользу работника решали с участием ректора. При необходимости подключали юристов нашего областного и даже республиканского профсоюза.

 

Принцип работы у меня был неизменный — не оставлять сотрудника один на один с его проблемой, постараться максимально помочь. Ведь если взрослый человек пришел и поделился своей непростой ситуацией, доверился, значит у него наболело. Именно председатель профкома должен стать посредником, который помогает людям справиться с проблемами. Признаюсь, совмещать работу на кафедре, научную и профсоюзную деятельность было непросто. Нередко, вернувшись из университета домой, допоздна сидел за работой… Очень благодарен супруге за понимание и поддержку.

 

А что помогает вам полноценно отдохнуть, чтобы потом работать с интересом и в полную силу?

 

У меня несколько увлечений, без которых уже лет тридцать не представляю свою жизнь. Они дают возможность переключить внимание, расслабиться. Например, в свободное время занимаюсь фалеристикой — коллекционирую и изучаю наградные знаки Советского Союза. У меня накопилось уже довольно много литературы по этой теме. Увлечение возникло благодаря семье: у тещи и дедушки были ордена и медали Советского Союза. А любая награда — это история, непростые судьбы.

 

Еще одно увлечение — филателия. В моей коллекции — марки Республики Беларусь. Также занимаюсь нумизматикой: коллекционирую монеты, выпускаемые Национальным банком Республики Беларусь. От всего этого получаю настоящее удовольствие, остановиться на чем-то одном не могу. Это мой способ отдохнуть после работы. Вечером после напряженного дня могу часами спокойно рассматривать марки, монеты или наградные знаки. Мне это интереснее и ценнее, чем, допустим, путешествие в другую страну. Так что отдаю предпочтение покупке не путевки на заграничный курорт, а приобретению предметов для своих коллекций.

 

Чтобы совсем расслабиться, полностью отдохнуть от умственной деятельности, отправляюсь на рыбалку или за грибами. Жена, как правило, ездит со мной. У нас на Гродненщине для этого есть все условия: места очень живописные, много озер. Я не отношусь к заядлым рыбакам, но в выходной день рад побыть на природе, посмотреть на поплавок и забыть о заботах. Огромный эмоциональный всплеск чувствуешь, когда попадаются щука или лещ, пытаешься вытащить рыбу из воды, она сопротивляется, и ты тоже...

 

Заметить красивый или редкий гриб, гуляя по лесу, тоже удовольствие. А без положительных эмоций невозможно, поэтому каждому важно найти для себя те самые занятия, которые подарят радость и помогут двигаться дальше.