Светлана Денисова
Фото Татьяны Русакович, «МВ».

Больше года старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО Светлана Денисова руководит курсом «Организация сестринского дела». А подготовкой специалистов со средним медицинским образованием занимается с 1994 года. С экспертом обсуждаем компетенции сестринского персонала, озвучиваем проблемные вопросы отрасли и предлагаем пути их решения.

 

Светлана Владимировна, в Концепции развития сестринского дела  в Республике Беларусь  на 2021–2025 годы говорится о внедрении новых организационных форм работы. Что это подразумевает?

 

В настоящее время в решении задач по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению весомая роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием.

 

Для внедрения новых организационных форм должны быть изучены затраты рабочего времени сестринского персонала в одну рабочую смену. Основные действующие лица, которые должны быть заинтересованы в этом, — главный врач, главная медсестра и старшая медсестра. Это поможет определить те непроизводственные затраты, которые нужно и можно ликвидировать и тем самым максимально эффективно использовать сестринский персонал.

 

Слабое звено —  организационная работа сестринского персонала. Задача, которая стоит перед нами, — научить организаторов быть  организаторами.

 

И начальный организатор здесь — старшая медицинская сестра, которая является руководителем маленького коллектива средних медицинских работников и младшего персонала.

 

В нашей стране специалисты со средним медицинским образованием могут пройти 4-месячную переподготовку по 11 специальностям: «операционная сестра», «медицинская сестра-анестезистка» и т. д. Но специальности «медицинская сестра — организатор сестринского дела» нет. А ведь самая важная и трудная работа — управление людьми. Этому нужно учиться, для того чтобы непроизводственные затраты, про которые мы говорим, были минимальны.

 

Специалист, занимающий должность старшей медсестры, главной медицинской сестры должен владеть компетенциями, необходимыми для эффективного планирования и организации деятельности, быть знакомым с законами конфликтологии, делового общения, знать технологии создания благоприятного психологического климата.

 

Плюс ко всему руководители сестринскими кадрами должны быть профессионалами, способными выполнять медицинские вмешательства и контролировать, насколько правильно их выполняют подчиненные. Поэтому я считаю, что назрела необходимость в открытии переподготовки для организаторов сестринского дела.

 

Резервом повышения качества медицинской помощи, особенно в условиях совершенствования кадровой политики, должно быть рациональное использование младшего медицинского персонала.

 

Совместно с другими ведомствами нужно рассмотреть вопрос о включении в перечень специальностей  профессионального  образования должности «младшая медицинская сестра».

 

Так младшая медицинская сестра станет полноправным участником рабочего процесса, выполняя простые медицинские процедуры по уходу за пациентом. У нас такой рабочей специальности сейчас нет. В связи с развитием высокотехнологичных операций, современного материально-технического обеспечения организаций здравоохранения нагрузка на квалифицированных  медицинских сестер возрастает, а все, что касается выполнения «уходовых» процедур, остается на втором плане. Но эту функцию никто не снимал с медицинской сестры.И иногда она, что греха таить, не выполняется.

 

А вот если бы у нас была введена должность младшей медицинской сестры, она бы и осуществляла все «уходовые» процедуры. Младшие медицинские сестры могут взять на себя многие функции квалифицированных медсестер, освободив их для выполнения обязанностей, которые должны быть выполнены квалифицированными специалистами. И таким образом появится еще одна ступень для подготовки специалистов сестринского дела.

 

Итак, мы получаем многоуровневую образовательную  лестницу: младшая медицинская сестра — медицинская сестра — квалифицированная медицинская сестра (после переподготовки) — главная медсестра с высшим образованием.

 

В многопрофильных лечебных учреждениях, межрайонных центрах, РНПЦ на должности главной медицинской сестры в обязательном порядке должны быть специалисты с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело». В настоящее время только 6,3 % соответствуют данному требованию. Как видите, здесь есть над чем работать.

 

Конечно, в виде исключения на этой должности может работать специалист со средним медицинским образованием, но он должен иметь стаж не менее 10 лет и обязательно высшую квалификационную категорию. Даже эти требования не везде и не всегда соблюдаются. Поэтому только выстраивание многоуровневой системы профессиональной подготовки может привести к желаемому результату.

 

Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества образования! Сначала должно идти качественное образование, и только тогда мы можем говорить о том, что медицинская помощь, которую оказывают медицинские работники среднего звена, будет качественной.

 

В стране более 112 тысяч медицинских сестер. При этом 54 тысячи врачебного персонала. Таким образом, среднего персонала, который участвует в оказании медицинской помощи, в 2 раза больше. И если мы сейчас не уделим должного внимания каждому из них, не начнем работать с каждым из этих 112 тысяч, ситуация к лучшему не изменится.

 

Во время анкетирования  главных медсестер для выяснения цели обучения  80 % пишут:  «Для подтверждения имеющейся категории». Это очень горько читать. У специалистов нет стимула к развитию в профессии.

 

А очень хочется, чтобы на каждой ступени образования был определенный материальный бонус. Повышаешь уровень знаний, и это позволяет тебе подняться на более высокую ступень. Образно говоря, поступил в медколледж и понимаешь, что если будешь плохо учиться, останешься в лучшем случае на ступеньке младшей медсестры и заработаешь условно 100 баллов.

 

Окончишь колледж и остановишься на следующей ступени — медицинской сестры, будешь иметь 400 условных баллов. Еще приложишь усилия, получишь дополнительный уровень знаний, став анестезисткой или операционной сестрой, получишь 600–800 баллов и т. д. Образование нужно стимулировать. Оно не должно быть просто ярлыком.

 

Медицинская сестра должна иметь возможность расширять полномочия и уметь принимать самостоятельные решения?

 

Конечно, но давайте поговорим о том, почему возможности изначально сужены? Я четко вижу здесь проблему: потому что врач знает, что уровень подготовки медицинской сестры недостаточен, и не может ей полностью доверять. Медицинские сестры, которые завоевали доверие врача, имеют широкие полномочия. Особенно это видно в настоящее время там, где организована командная форма работы.

 

Например, в первичном звене: двухлетний тяжелый период эпидемиологического неблагополучия мы вытянули именно за счет командной работы ВОП, помощника врача и медицинской сестры. Или в отделениях реанимации и интенсивной терапии, где все действия среднего медперсонала должны быть молчаливыми и мгновенными. И как раз здесь полномочия расширены просто невероятно!

 

И как нигде, актуален вопрос рационального использования младшего медперсонала. Высокотехнологичные вмешательства выполняют медицинские сестры-анестезистки, а процедуры по уходу (профилактика пролежней, переодевание, гигиена) и даже кормление — младший медперсонал.

 

Сейчас эта система не закреплена на законодательном уровне. Просто делегированы полномочия, некоторые прописаны в должностных инструкциях. Но если такая система будет выстроена изначально, начиная с образовательного аспекта, а не дана на откуп каждому отдельному учреждению здравоохранения, это в корне изменит отношение к сестринским кадрам.

 

Нам необходимы  единый подход в организациях здравоохранения в целом, единые требования к каждому специалисту со средним медицинским образованием и младшему  персоналу и единый контроль.

 

Сейчас уменьшилось количество образовательных часов для подтверждения квалификационных категорий работниками, имеющими среднее специальное образование…

 

Для подтверждения  любой из квалификационных категорий необходимо 40 часов в течение 5 лет — это непозволительно мало.

 

В России, например, необходимо 250 образовательных часов за 5 лет. В апреле мы принимали участие в международной конференции по непрерывному образованию в Ташкенте, где спикеры говорили о том, что образовательный процесс должен быть непрерывным, постоянным, с использованием современных образовательных технологий, и о том, что формальное образование должно быть ежегодным: будь то конференция, семинар, онлайн-выступление, но такое, в котором участник не просто слушает, а участвует лично!

 

Мне очень импонирует такой подход. Это же совершенно другой вид деятельности, стимулирующий познавательные процессы, это то, что вырывает медицинского работника из рутины практической деятельности. Пусть останутся те же 40 часов, но ежегодно. Формальное образование необходимо совершенствовать и развивать.

 

Тогда какими должны быть требования к образовательному процессу, к специалистам, которые работают в медицинских образовательных учреждениях?

 

Согласно Концепции развития сестринского дела, в нашей стране 50 % выпускников, получивших высшее образование по специальности «Сестринское дело», должны пополнять преподавательский состав медицинских колледжей. Но это должно быть обязательно для исполнения и контролироваться на всех уровнях управления. Эти выпускники не должны отсеиваться и уходить на должности врачей-диетологов, врачей лабораторной диагностики, врачей-валеологов и т. д. Тогда не будет нехватки преподавательского состава в медицинских колледжах. А это все-таки лучшие, молодые, современные, мотивированные специалисты, которые хотят  и изменят систему медицинского образования в лучшую сторону.

 

Преподаватели, работающие в дополнительном образовании, должны быть практиками, которые работали, а в идеале и работают в практическом здравоохранении хотя бы на 0,25 ставки. Мы можем сколько угодно в аудиториях читать лекции и учить, как должно быть, но если теория не подтверждается на практике, то аудиторные образовательные часы однозначно не имеют никакого смысла.

 

В настоящее время в медицинских образовательных учреждениях осуществляется практико-ориентированный подход при подготовке обучающихся.

 

А какими вы видите базы для практического образования?

 

В идеале за каждым медицинским колледжем должна быть закреплена многопрофильная клиника как база практического обучения. Мне видится важным вопрос создания таких условий, чтобы студенты пришли на практические занятия и им захотелось навсегда остаться в медицине. Не менее важно то, что они должны чувствовать себя желанными гостями в этом учреждении, видеть заинтересованность руководителей в молодых специалистах.

 

Согласно новому законодательству, студенты, которые получают среднее специальное медобразование по специальности «Лечебное дело», с 3-го курса могут подрабатывать медсестрами или медбратьями, а также в выездной бригаде скорой медицинской помощи. Но только одно материальное стимулирование, хоть это и важно, не является главным критерием привлечения специалиста.

 

Я всегда напоминаю  руководителям  сестринскими кадрами, что основной критерий успешной деятельности — это команда,  которую вы создали  в своем учреждении.

 

Раньше медицинские колледжи участвовали в республиканских конкурсах профессионального мастерства. Хороший с точки зрения мотивации ход…

 

 У нас 16 медицинских колледжей, которые готовят специалистов по 8 специальностям. И каждый из этих колледжей готовил обучающихся для участия в республиканском конкурсе профмастерства по терапии, хирургии, педиатрии и акушерству.

 

Студенты, занявшие первые призовые места, имели возможность поступления по результатам собеседования в высшие учебные медицинские заведения. Это был отличный стимул. На мой взгляд, эти конкурсы нужно обязательно возобновить, но растить «звезд» уже именно в сестринском деле. А конкурсным лидерам дать возможность поступления без экзаменов на факультет по специальности «Сестринское дело» в ГрГМУ.

 

Мы говорили о формальном  образовании. Но знаю, что и неформальному образованию медсестер вы уделяете  много внимания…

 

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО мы создали новый образовательный проект, состоящий из 3 модулей. Первый из них — школа главной медицинской сестры в виде ежемесячных онлайн-семинаров по самым актуальным темам.

 

Второй модуль — практико-ориентированная рубрика в специализированном журнале для акушеров, фельдшеров, медицинских сестер. И третий — телеграм-канал «Главная медицинская сестра Республики Беларусь», где мы освещаем самые яркие события, ведем информационные рубрики, рубрику «Вопрос-ответ». Мне очень нравится, что я получаю обратную связь и могу прощупать болевые моменты сестринских компетенций.

 

Важную роль в сестринском деле играет и самообразование. Я часто размещаю в телеграм-канале или советую литературу для самостоятельного изучения.

 

А как быть с насущной проблемой инфекционного контроля? Какой подход, на ваш взгляд,  сработает здесь?

 

Мне кажется, начинать работу в этом направлении нужно со стратегического управления. В настоящее время главный специалист по сестринскому делу в Минздраве (как и в областях) внештатный. Но невозможно одновременно эффективно работать главным специалистом Минздрава и главной медсестрой медучреждения.

 

Это должна быть только освобожденная должность, чтобы специалист, ее занимающий, решал организационные вопросы: занимался подготовкой конференций, планированием мероприятий, проведением мониторинга, разработкой стандартных операционных процедур и контролем за их выполнением. С основной функцией — организационно-методической.

 

К примеру, утвердили один стандарт, промониторили по различным медучреждениям, увидели, как работает, поговорили с медицинскими сестрами, узнали, что нужно изменить, чем помочь, проанкетировали их. Для того чтоб мы могли те замечания, которые возникают, вовремя подкорректировать, провести мероприятия, которые изменят ситуацию.

 

В эту же сферу ответственности будут включены и контроль за работой медицинских колледжей и практической подготовкой специалистов, проведение республиканских конкурсов, развитие международного сотрудничества.

 

Если решиться на этот важный шаг создания штатных должностей, результаты, я уверена, мы получим сразу.

 

Мы беседуем в канун Международного дня медицинской сестры. Для вас это «несущая свет» профессия?

 

На мой взгляд, это одна  из лучших женских профессий!  Женщина так устроена, что получает энергию только тогда, когда  заботится. И когда эта забота заканчивается результатом, когда ты видишь плоды своего труда,  это в первую очередь обогащает  тебя саму.

 

Галина Волчек одно из своих стихотворений заканчивала строчкой: «Приходя, несите свет!». Это именно про сестринскую профессию. Медсестра может даже ничего не сказать, а просто войти в палату, но если несет этот свет с уверенностью, улыбкой, хорошим настроением, то им заполняются души людей, нуждающихся в помощи.

 

Уважаемые коллеги! Примите слова глубокой благодарности  за преданность выбранному делу,  за ежедневный труд, бессонные ночи, доброту, чуткость и сострадание, которое вы дарите людям! Пусть все ваши надежды оправдываются!