В рамках 29-й Международной специализированной выставки «Здравоохранение Беларуси — 2024» состоялась республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Современные подходы в лечении психических и поведенческих расстройств», организованная РНПЦ психического здоровья. Профессор кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования Курского государственного университета (Россия), доктор мед. наук Владимир Лукьянов поделился взглядом на актуальную проблему — синдром выгорания среди медработников.
Цена помогающей профессии
Профессиональная деятельность медработников является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике специалиста, как стрессоустойчивость.
Владимир Лукьянов:
Многочисленные исследования показывают, что врачебная профессия в большей степени подвержена синдрому выгорания. Труд врача отличает высокая степень эмоциональной загруженности.
В процессе выгорания врач теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение (исчерпание ресурсов), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, появляются вегетативные расстройства, деформируется личность и искажается самооценка, утрачиваются удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной жизни.
Известный психоаналитик Герберт Фрейденбергер в 1974 году опубликовал статью Staff Burn-Out, т. е. выгорание персонала. Это считается точкой отсчета научного исследования такого феномена, как выгорание. С позиции Вильмара Шауфели, Майкла Лейтера и Кристины Маслак, корни понятия «выгорание» находятся в сфере знаковых социальных, экономических и культурных событий 1960-х годов в США.
Первоначально выгорание было идентифицировано в пределах сферы услуг: выгорание — синдром эмоционального истощения, деперсонализации, уменьшения профессионального достижения, который может возникать среди лиц, работающих в сфере коммуникации. В данном случае феномен выгорания представляет собой цену, заплаченную работниками помогающих профессий в процессе перехода от призвания к современному занятию. Разочарование, являющееся результатом широко распространенного стандартизированного столкновения утилитарных организационных ценностей с личностными и профессиональными характеристиками работников, способствует развитию этого феномена.
К концу 1980-х метафора выгорания была расширена от узких границ предъявления интенсивных требований по обслуживанию клиентов к более широким границам понятий творческого потенциала профессиональной деятельности, организационной культуры и взаимоотношений с руководством. В этой более общей форме выгорание было определено как состояние истощения, в котором человек циничен по отношению к значимости занятия и сомневается в способности его выполнить.
Владимир Лукьянов:
Работники, испытывающие выгорание в течение продолжительного времени, теряли способность достигать высоких результатов. В итоге метафора «выгорание» описывала истощение их способности поддерживать интенсивное участие, которое оказывало выраженное негативное влияние на профессиональную деятельность. В середине 1990-х годов выгорание начали истолковывать как эрозию положительного настроения, возникающую в результате негативного воздействия профессиональных обязанностей.
С точки зрения общественного мнения в современных условиях выросло несоответствие между усилиями профессионалов и наградами, которые они получают, эта «нехватка взаимности» как раз и способствует развитию выгорания. В настоящее время выгорание трактуется как эрозия профессиональной деятельности, ее отрицательный полюс, а работа в благоприятных условиях составляет положительный полюс.
Классическое определение синдрома выгорания по Кристине Маслак относится к психологическому 3-компонентному конструкту (эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений), имеющему профессиональный генезис, стержнем которого является негативное восприятие себя в профессии и профессии в себе.
Владимир Лукьянов:
В англоязычной версии МКБ-10 четко написано: Z73.0 — Burn-out (state of vital exhaustion — состояние жизненного истощения). Если брать МКБ в переводе на русский язык, то Z73.0 — переутомление (состояние истощения жизненных сил). Несмотря на разнообразие взглядов на формирование синдрома выгорания, в иностранной литературе используется только один термин — burnout (без дефиса).
При переводе английского термина burnout на русский отечественными авторами использовались разные варианты: эмоциональное выгорание (наиболее распространенный), эмоциональное перегорание, эмоциональное сгорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание, синдром профессиональной деформации, синдром эмоциональной деформации.
Группой исследователей (Валерий Орел, Наталья Водопьянова, Сергей Игумнов, Владимир Лукьянов) в 2007 году принято решение использовать единый термин — синдром выгорания — без каких-либо уточняющих прилагательных, тем самым подчеркивая, что данный феномен встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере. Использование объединенного термина «синдром выгорания» подчеркивает, что речь идет не о новом определении, а об унифицированном использовании словосочетания как единственного перевода burnout с английского языка. С точки зрения названной группы исследователей, синдром выгорания — это профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий 3 основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Труд как предназначение
Поиск путей профилактики и коррекции синдрома выгорания, нацеленных на сохранение психической устойчивости и здоровья медработников, продление их профессионального долголетия, поддержание субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в целом, предполагает детальное исследование факторов, обусловливающих проявление данного синдрома.
К организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся:
- высокая рабочая нагрузка;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
- отсутствие условий для повышения квалификации;
- чрезмерная ответственность;
- недостаток положительной обратной связи;
- недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;
- невозможность влиять на принятие важных решений;
- двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
- постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- недостаточный уровень персонального комфорта;
- нерациональная организация труда и рабочего времени;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (например, быть эмпатичным);
- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Владимир Лукьянов:
Администрация может смягчить развитие синдрома выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Руководство способно четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции, может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников.
Также установлена взаимообусловленность личностных характеристик и склонности к выгоранию. Более всего риску возникновения синдрома выгорания подвержены люди, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. Долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого они ожидали.
По словам эксперта, неустойчивые и тревожные манеры поведения способствуют развитию синдрома выгорания, а вот способность принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, наоборот, повышает устойчивость к выгоранию.
Владимир Лукьянов:
Важно отметить, что если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь.
Любые социальные достижения требуют затрат психической энергии. Наряду с универсальными особенностями медицинской профессии следует учитывать, что мы живем в конкретную историческую эпоху — турбулентности постбиполярного мироустройства, глобальной продолжающейся неопределенности, и это накладывает дополнительный отпечаток.
По словам эксперта, одним из общепризнанных в мире методов профилактики выгорания, групповой супервизии является балинтовская группа, созданная психоаналитиком Майклом Балинтом и его супругой для предотвращения развития синдрома выгорания у медработников.
Основной целью является расширение сознания участников и стимуляция самопознания, достижение изменений не только в профессиональной деятельности, но и во всех аспектах жизни. В рамках классической балинтовской группы профессионалы численностью от 8 до 12 человек, желательно не связанные служебно-иерархическими отношениями, встречаются 1–2 раза в месяц (по 4–5 часов) на протяжении нескольких лет. Группа может объединять людей с разным стажем работы, но наиболее эффективно участие при стаже более 3-х лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения специалистов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. То есть это люди, обладающие рефлексией, оценивающие себя и свою ситуацию по крайней мере в профессиональной сфере.
Владимир Лукьянов:
Приведу слова из книги Ганса Селье «Стресс без дистресса», которые помогут понять направление профилактики различных психотравмирующих профессиональных факторов: учитывая ограниченный запас жизнеспособности индивида, следует мудро тратить данный природой капитал, понимать биологическую необходимость активности, ставить достижимую цель, переключаться для отдыха на другую работу. Ничто так не помогает, как целебный стресс отвлечения внимания. Под капиталом понимается адаптационная энергия, которая дается при рождении и не восстанавливается.
По мнению эксперта, необходим системный подход к формированию психологической устойчивости врачей: как в процессе обучения студентов медицинских специальностей, так и на этапе профессиональной переподготовки врачей-практиков.