В последние годы в контексте реабилитации детей с особенностями психофизического развития все большую популярность помимо классических методик приобретают такие альтернативные направления работы, как адаптивная физкультура и музыкотерапия. Что это такое? Как работает? Чем может быть полезно для детей с ОПФР? Спросили у Алисы Кудлач, врача-невролога, ассистента кафедры детской неврологии ИПКиПКЗ БГМУ.
Движение и жизнь
Адаптивная физическая культура (АФК) — это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими вариантами ОПФР особенно важны, так как способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически укрепить ребенка, но и развивают коммуникативные навыки, способности взаимодействия в коллективе. Адаптивная физическая культура улучшает адаптацию ребенка к жизни в обществе через его социализацию.
Алиса Кудлач:
Адаптивная физкультура включает в себя два основополагающих компонента. Первый — медицинский. Двигательно-моторное и психическое развитие тесно взаимосвязаны, недаром именно психомоторному развитию ребенка уделяется пристальное внимание с первых дней его жизни. Как по мере роста выстраиваются его движения, ориентация и понимание себя в пространстве, понимание пространственного континуума в целом, так выстраиваются и психические процессы познания, восприятия, запоминания и применения полученного опыта.
Моторный репертуар человека формируется постепенно: на первых месяцах жизни ребенок еще не знает, как на живот перевернуться, а условно взрослый в 30 уже умеет управлять сложной техникой, собственно, при каждом даже простом действии (например, умывании или заваривании кофе) совершает столько мелких моторных актов, сливая их в единый комплекс, при этом даже не задумываясь о своих движениях, поскольку это доводится до автоматизма. Точно так же развивается и психика. Например, с позиции социального взаимодействия — в первые месяцы жизни ребенок еще не различает лица, а по мере взросления уже свободно воспринимает людей, запоминает, различает, общается с ними.
Эта тесная взаимосвязь моторного и психического развития стала основой такого направления, как адаптивная физкультура для детей с ОПФР в том отношении, что посредством улучшения, построения, выравнивания моторных навыков и способностей ребенка улучшаются и развиваются одновременно и его психические процессы познания, запоминания, применения опыта и развития. Это и есть значимая медицинская основа АФК.
— Второй компонент, о котором больше знают педагоги, — социально-адаптивный. Адаптивная физкультура — это занятия с педагогом, индивидуальные, впоследствии — групповые. И вовлечение родителей в совместную работу, — говорит Алиса Кудлач. — Чтобы был достигнут ожидаемый результат, нужны постоянные системные занятия. Если родители привели ребенка один раз или приводят от случая к случаю, толку большого не будет.
«Адаптивная физкультура работает не только на физическое развитие, ее основная цель не просто научить ребенка, условно говоря, мячик бросать или преодолевать полосу препятствий. В процессе этой работы выстраивается еще и познание окружающего мира: цветовое, вкусовое, слуховое, зрительное, речевое. Выстраивается и социальная адаптация ребенка: к условиям, общению, новым людям, собственным возможностям».
Основные задачи АФК:
- обучение выполнению инструкций;
- развитие подражательных способностей;
- формирование двигательных навыков;
- развитие физических качеств;
- формирование коммуникативных навыков и способности взаимодействовать в семье и коллективе;
- формирование навыков произвольной организации движений в пространстве;
- обучение выполнению физических упражнений без помощи взрослых;
- коррекция нежелательного поведения.
Алиса Кудлач:
Социально-адаптивный компонент играет, пожалуй, даже первостепенную роль, крайне значимую для детей с РАС и с другими нарушениями, при которых аутизация ребенка достаточно сильна. Помимо непосредственной пользы от физической нагрузки, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижения избыточного веса (что тоже актуально для детей с ОПФР, потому что они зачастую гиподинамичны), в процессе работы по адаптивной физкультуре используются и элементы психологии, дефектологии, сенсорной интеграции, применения альтернативных средств коммуникации с ребенком, а также методики коррекции его поведенческих и эмоциональных нарушений, прикладного анализа поведения, когда работа с ребенком начинается с его исходных возможностей с постепенным их развитием и расширением.
Программа физического воспитания для детей с РАС и другими ОПФР включает в себя:
предварительный этап (анкетирование родителей, знакомство с ребенком);
начальный этап (диагностика развития моторной и коммуникативной сферы ребенка, составление тренировочной программы);
основной этап (реализация программы в ходе регулярных занятий и дополнительных мероприятий);
завершающий этап (итоговая диагностика, анализ динамики показателей двигательной активности, обсуждение перспектив дальнейшего развития двигательных навыков).
— Адаптивная физкультура — это не просто выполнение наклонов и приседаний в течение 45 минут, — говорит Алиса Кудлач. — На самом деле работа по адаптивной физической культуре начинается с развития бытовых навыков ребенка, потому что ему банально нужно переодеться в спортивную форму, а потом обратно. Она включает в себя также и общение с педагогом, а если это групповые занятия, то и с другими ребятами (поздороваться, сосредоточиться, установить контакт). Дальше эта работа подразумевает правильное восприятие своего тела в пространстве: где находятся руки, ноги, голова, куда это все должно вращаться, наклоняться, перемещаться… Это и различные упражнения на координацию, и различные возможности взаимодействия с предметами окружающей обстановки и спортивным инвентарем… Это и выстраивание сюжетно-ролевой игры, т. е. определенной последовательности действий. Это и стимуляция речевого развития ребенка, его коммуникативных способностей, неважно, при помощи речи или альтернативных методов взаимодействия. Это и выстраивание эстафетных элементов, музыкально-сценических игр. А еще развитие адаптивности ребенка, потому что даже посредством банального изменения количества подходов и количества повторений упражнения ребенок учится правильно переключать внимание и адаптироваться к изменяющимся условиям. Все это на самом деле огромная комплексная работа, который включает в себя элементы психологии и дефектологии, но в сочетании с физическим развитием, физической активностью.
В результате постоянных занятий АФК отмечаются:
- улучшения в двигательной сфере;
- улучшения в сенсорной сфере;
- обучение игровой деятельности;
- формирование коммуникативных навыков;
- улучшение поведения;
- формирование социально-бытовых навыков;
- социализация (в т. ч. семьи ребенка);
- коррекция избыточного веса;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Алиса Кудлач:
Адаптивная физкультура — это не столько физкультура, подстроенная под ребенка с особенностями психофизического развития, сколько физкультура, направленная на то, чтобы такого ребенка адаптировать к жизни. И если уже совсем глубоко копнуть, то это две стороны одного процесса. АФК не просто урок физкультуры, где дети пришли, в шеренгу выстроились по росту, повернулись направо, побежали три круга, поотжимались, поприседали.
Определение «адаптивная» говорит о том, что мы адаптируем условия занятия, программу физической культуры к ребенку, адаптируем способ общения, взаимодействия с ним. Это с одной стороны.
С другой — адаптивная означает, что мы выводим ребенка на новый уровень физической, психической адаптированности, подготовленности, расширяем его функциональные возможности, в том числе для повседневной жизни.
Терапия звуком
Музыка — универсальный язык, с помощью которого люди могут выражать эмоции, передавать настроение и делиться своим внутренним миром.
Среди основных функций музыки можно выделить:
- эмоциональное воздействие. Музыка способна вызывать разнообразные эмоции — от радости и воодушевления до грусти и задумчивости. Она помогает людям справляться с переживаниями и находить душевное равновесие;
- творческое самовыражение. Сочинение и исполнение музыки дает возможность творческой самореализации композиторам, исполнителям, певцам. Музыка — это способ выразить то, что невозможно выразить словами;
- коммуникация и сплочение. Музыка объединяет людей, помогает им лучше понимать друг друга. Совместное музицирование и посещение концертов сближают людей;
- эстетическое удовольствие. Восприятие красивой, гармоничной музыки доставляет слушателям эстетическое наслаждение, обогащает духовный мир человека.
- познавательная функция. Музыка расширяет кругозор, помогает лучше понять культуру и историю различных народов. Изучение музыки развивает музыкальные способности и общую эрудицию.
В целом музыка является неотъемлемой частью человеческой культуры, обогащает нашу жизнь, облегчает переживание сложных эмоций и дарит радость творчества.
Алиса Кудлач:
Зрение и слух — два главных сенсорных канала восприятия окружающего мира человеком и его существования в нем. Зрительное восприятие является основным, но слуховое не менее значимо. Основы музыкотерапии лежат в стимулировании, развитии слухового восприятия, слуховой ориентации ребенка, слуховой адаптации его в окружающем мире.
Таким образом происходит стимуляция значимой сенсорной системы. Но при этом музыкотерапия сопряжена не только с игрой на музыкальных инструментах или с прослушиванием музыки. Это также и воспроизведение звука при помощи такого чудесного собственного «музыкального инструмента», как голосовые связки. То есть терапия вокалом. Поэтому если оценивать значимость музыкотерапии, ее пользу и прикладную необходимость детям с особенностями психофизического развития, надо рассматривать ее как стимуляцию сенсорной системы в комплексе, с учетом взаимодействия ребенка с педагогом, музыкой, музыкальными инструментами и собственными речевыми возможностями… Кроме того, в результате музыкотерапевтического воздействия развивается эмоциональный спектр ребенка, происходит поведенческая коррекция, социальная адаптированность.
Чем полезны музыкальные занятия для детей с расстройствами аутистического спектра?
Дети с рождения обладают разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности. Все существующие работы, посвященные изучению РАС, отмечают одну особенность, присущую большинству детей с аутизмом, а именно — их высокую восприимчивость к аудиальным стимулам и особенно к музыке. При этом у таких деток нарушены способности к интеграции различных стимулов в единую целостную картину мира — это один из ключевых факторов их неравномерного развития.
Занятия музыкой
с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать улучшению интеграции аудиальных стимулов в целостное восприятие мира, опираясь на которое они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.
— Но помимо всего прочего работа с музыкальными инструментами требует развития моторно-координаторных способностей, мелкой моторики, неважно, фортепьяно это или что-нибудь клавишное, баян, например, или, допустим, духовые инструменты, игра на которых оказывает положительное влияние на развитие дыхательной системы, — подчеркивает Алиса Кудлач. — Конечно, музыкотерапия — это больше про сенсорную стимуляцию, сенсорное развитие, развитие сенсорно-моторной координации. Но и развитие моторно-координаторных параметров, пусть не такое активное, как при занятиях адаптивной физкультурой, тоже присутствует.
В чем, например, преимущества игры на фортепиано?
- Развитие моторики и координации. Игра на фортепиано требует точных, скоординированных движений пальцев, что помогает улучшить мелкую моторику ребенка.
- Улучшение коммуникации и социальных навыков. Совместные занятия с педагогом, а впоследствии в группе или ансамбле способствуют развитию навыков социального взаимодействия и коммуникации.
- Повышение концентрации внимания. Необходимость следовать нотам и ритму способствует улучшению произвольного внимания, его сосредоточению и распределению.
- Снижение стресса и улучшение эмоционального состояния. Музыка может оказывать успокаивающее и позитивное влияние на эмоции ребенка.
- Развитие воображения и творческих способностей. Импровизация и сочинение музыки стимулируют проявление творческого потенциала.
- Улучшение академической успеваемости. Исследования показывают, что музыкальное образование положительно влияет на успеваемость в школе.
- Повышение самооценки и уверенности в себе. Достижения в музыке помогают ребенку с расстройством аутистического спектра почувствовать свои способности и повысить самооценку.
Занятия фортепианной музыкой предоставляют широкие возможности для всестороннего развития детей с РАС. Систематическая работа под руководством опытного педагога может привести к значительным улучшениям в различных сферах.
В целом занятия музыкой помогают детям с ОПФР улучшать коммуникативные и социальные навыки, развивать эмоциональный интеллект, концентрацию, моторные функции. Кроме того, сам процесс творчества и самовыражения через музыку доставляет таким особенным детям огромную радость и удовольствие. Важно, чтобы родители и педагоги понимали ценность музыкальных занятий для детей с аутизмом и ОПФР в целом и создавали все условия для их активного вовлечения в этот вид творчества. Музыка может стать ключом к более глубокому пониманию, принятию и гармоничному развитию этих особенных личностей.
Чем раньше, тем лучше
Алиса Кудлач:
Вообще начинать заниматься коррекционными мероприятиями с детьми с ОПФР можно с полутора лет. Естественно, что все программы и методики адаптируются под возраст ребенка. Но даже если это, допустим, 10-летний ребенок и с ним только начинают работать, изначально используют самые простые методики, которые можно применять и в полтора года, просто постепенно их усложняют и развивают в соответствии с возрастом ребенка и его возможностями.
Весь успех в работе с детьми с ОПФР, по мнению Алисы Кудлач, зависит от двух моментов: от исходного потенциала у ребенка и его возможностей и от того, насколько часто, системно и правильно по отношению к нему осуществляется подход с позиции коррекционной работы. Важно понимать и врачам, и родителям, что речь не идет о работе в течение 1–2 месяцев или даже полугода. Эта работа системная и длительная. Головной мозг окончательно формируется только к 20–22 годам, но основной каркас психомоторного функционала у ребенка — к пубертатному периоду (12–13 годам). До этого возраста при легких, частичных нарушениях психоречевого развития может потребоваться работа в течение, допустим, одного года. Что же касается детей с ненормотипичным развитием, то нужно быть нацеленным на планомерную, последовательную и системную работу в течение нескольких лет. По мере роста и развития ребенка, успешности мероприятий объем этой работы может снижаться, может меняться ее направленность.
Перемены происходят не так быстро, как мы все этого хотим. И не все дети сразу отзываются на тот или иной вариант коррекционного подхода. Поэтому врачам важно озвучивать, а родителям понимать: методики, их последовательность и продолжительность нужно подбирать индивидуально. Если что-то не подошло, это не значит, что методика плохая. Значит, что на данном этапе надо пробовать другую. Опускать руки и расписываться в безнадежности нельзя».
— Потому что это просто недопустимая ситуация — не дать развиться тому потенциалу ребенка, который, вполне возможно, в нем есть, но просто дремлет за неимением ресурса и помощи для реализации, — подытоживает Алиса Кудлач.