Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.
Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.

Приказом Минздрава от 30.11.2021 № 1505 внесены изменения в действующий приказ от 28.07.2017 № 830 «Об организации скрининга и ранней диагностики рака», а также утвержден ряд инструкций и положений. Об изменениях,  направленных на совершенствование организации скрининга опухолей различных локализаций, мероприятий по ранней диагностике предопухолевых заболеваний и опухолей, подготовки врачей общей практики по вопросам ранней диагностики и скрининга, в интервью «Медвестнику» рассказал врач-методист (руководитель) мультидисциплинарной группы по скринингу и ранней диагностике рака РНПЦ онкологии и медрадиологии им. Н. Н. Александрова Олег Панчук.

 

Олег Романович, чем обусловлено принятие новой нормативной правовой базы в организации скрининга злокачественных новообразований?

 

panchuk – Над созданием отечественных программ организованного скрининга рака отдельных локализаций белорусская медицина активно работает уже не один год.

 

Но можно выделить и некоторые исторические вехи, связанные со стартом пилотных проектов: рака предстательной железы в 2011 году, рака молочной железы в 2012-м, колоректального рака в 2013 году. В 2016-м принята национальная программа скрининга. Однако до 2017 года нормативной правовой базы по организационным вопросам скрининга и ранней диагностики рака в стране не было. Приказом № 830 были утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие основные этапы внедрения скрининга рака отдельных локализаций, в частности инструкции по проведению скрининга рака молочной железы (РМЖ), одного из самых опасных и высоких по показателям смертности колоректального рака (КРР), а также по скринингу и ранней диагностике рака предстательной железы (РПЖ). Эти локализации оказывают существенное влияние на структуру заболеваемости и смертности от онкопатологии.

 

  По данным статистики последних 5 лет в республике, у мужчин чаще всего диагностируется РПЖ, на втором месте — рак легкого, на третьем — КРР. У женщин лидирует РМЖ, на втором месте КРР, на третьем — рак матки.

 

Приказом № 830 также были утверждены: положение о кабинете скрининга рака и положение о Республиканском координационном совете по скринингу и ранней диагностике рака и его состав во главе с начальником главного управления организации медицинской помощи Минздрава. При этом в документе не была прописана четкая система организации и проведения скрининга на разных уровнях оказания медпомощи. Как показала практика, это сказывалось и на результатах данной деятельности. Поэтому основной целью при разработке нового приказа Минздрава № 1505 являлось создание стройной, устойчиво функционирующей системы мероприятий по скринингу рака и его ранней диагностике на всех уровнях оказания медпомощи. 

 

Какие основные изменения прописаны в приказе?

 

– Первый и, на мой взгляд, самый важный документ, утвержденный приказом, это Инструкция о порядке проведения скрининга и ранней диагностики рака, ранее такого документа просто не было.

 

В инструкции подробно прописан порядок преемственности в работе организаций здравоохранения при проведении мероприятий по скринингу и ранней диагностике рака на следующих уровнях: амбулаторно-поликлиническая организация по месту жительства (пребывания) пациента; кабинет скрининга и ранней диагностики рака на базе центральной районной (городской) больницы (поликлиники); межрайонный центр скрининга и ранней диагностики рака на базе онкологического диспансера, центральной районной (городской) больницы, амбулаторно-поликлинической организации; областной онкологический диспансер (в Минске — городской клинический онкологический центр); Республиканский центр организации скрининга и ранней диагностики рака на базе РНПЦ ОМР им. Н. Н. Александрова.

 

Для каждого уровня четко по пунктам указали их задачи: формирование баз данных для скрининга различных локализаций, информирование пациентов, проведение скрининговых мероприятий, контроль и оценка результатов, планирование и проведение последующих диагностических мероприятий, оказание медицинской помощи пациентам с предопухолевыми заболеваниями и положительными тестами скрининга и т. д.

 

Также приказом утверждены новое Положение о межрайонном центре скрининга и ранней диагностики рака и отредактированное Положение о кабинете скрининга и ранней диагностики рака. Впервые в дополнение к этому документу утвержден примерный перечень врачей и других работников межрайонных центров, где даны рекомендации по каждому кабинету скрининга с перечислением специалистов, которые могут там работать. Этот вопрос ранее вызывал сложности кадровых служб и руководителей организаций здравоохранения, поскольку формировать штатное расписание необходимо с учетом номенклатуры, утвержденной рядом других приказов Минздрава. В приложенном перечне мы все это учли, и, разумеется, это облегчит формирование штатных расписаний служб скрининга на местах исходя из имеющихся специалистов и поставленных задач. Помимо этого приказом № 1550 утвержден Примерный табель оснащения оборудованием межрайонных центров скрининга и ранней диагностики рака. Перечислили, чем должны быть укомплектованы кабинеты, начиная от оргтехники и заканчивая диагностическим и иным медицинским оборудованием, документацией. 

 

Приказом утверждено в новой редакции Положение о Республиканском координационном совете по скринингу и ранней диагностике рака и его состав. Задачи координационного совета конкретизированы и связаны в основном с координацией действий, рассмотрением аналитических результатов программ скрининга, инициированием разработки новой нормативной базы. Головным центром организации скрининга и ранней диагностики рака в республике теперь будет Республиканский центр организации скрининга (Республиканский ЦОС), который создается на функциональной основе в РНПЦ ОМР им. Н. Н. Александрова. Основанием для этого является Положение о Республиканском ЦОС, утвержденное названным приказом.

 

Еще один важный документ, утвержденный приказом № 1550, это Инструкция о порядке проведения скрининга рака шейки матки, которая регламентирует единый порядок проведения скрининга РШМ в республике. Таким образом, теперь мы имеем утвержденные Минздравом инструкции по четырем локализациям: РМЖ, КРР, РПЖ, РШМ.

 

Насколько распространен РШМ  в нашей стране?

 

–  В структуре онкологической заболеваемости среди женщин РШМ занимает 4 %.

 

По данным статистики, каждые 2 дня РШМ заболевают 5 женщин, и каждый день болезнь уносит жизнь одной женщины. Всего в нашей стране на учете стоит более 11 тысяч женщин, страдающих РШМ.

 

Благодаря современным методам диагностики и лечения пятилетняя выживаемость превышает 70 %. Но, по данным научных исследований, грамотные профилактические мероприятия позволяют предотвратить развитие РШМ у 4 из 5 женщин! Как правило, с момента первичных признаков поражения шейки матки до развития рака в среднем проходит около 10 лет. Участие женщин в возрасте 30–60 лет в программах скрининга РШМ 1 раз в 5 лет дает шанс вовремя выявить предопухолевые изменения и избежать развития рака.

 

По каким еще локализациям рака  планируется развивать программы скрининга?

 

 – В настоящее время реализуется пилотный проект скрининга рака легкого, который занимает первое место в структуре смертности от злокачественных новообразований. В проект включены Минская ЦРБ, Минский областной противотуберкулезный диспансер, Вилейская и Солигорская ЦРБ. А также присоединилась Гродненская университетская клиника. Скрининг проводится с использованием низкодозовой КТ, в нем участвуют мужчины в возрасте 50–70 лет, проживающие в зоне обслуживания данных медучреждений.

 

Кроме того, реализуется пилотный проект по раннему выявлению злокачественных новообразований головы и шеи на базе Славгородской ЦРБ. Целевая группа — граждане от 50 лет и старше, которые составляют более половины  всех жителей района. За полгода проанкетированы и осмотрены порядка 40 % целевой группы, на дообследование к узким специалистам направлены около 4 %. Выявлено 5 случаев рака глотки и гортани, 25 случаев предопухолевых заболеваний, 18 — опухолеподобных.

 

Самое главное, у нас в стране приняты нормативно-правовые документы, являющиеся основой системы мероприятий по скринингу рака и его ранней диагностике на всех уровнях оказания медицинской помощи. В начале декабря провели рабочее совещание в онлайн-формате. Все информационные материалы направлены в региональные органы управления здравоохранением. Как главный внештатный специалист Минздрава по скринингу и ранней диагностике рака прошу, чтобы в регионах, на всех уровнях оказания медицинской помощи руководители и специалисты активно включились в решение вопросов организации и проведения скрининга злокачественных опухолей.