Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено, что места сбора и хранения отходов должны соответствовать особым требованиям. Рассмотрим особенности организации мест сбора и хранения отходов в медицинском учреждении.

 

Общие требования

 

В соответствии с СанПиН «Требования к обращению с отходами производства и потребления» (утверждены постановлением Минздрава от 30.12.2016 № 143) юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, в деятельности которых образуются отходы производства 1, 2, 3-го классов опасности, должны обеспечивать их хранение в условиях, исключающих фильтрацию и переход вредных химических компонентов отходов в сопредельные среды (подземные и поверхностные воды, почву, воздух атмосферы и рабочей зоны). Тара для хранения отходов 1, 2, 3-го классов опасности должна полностью предотвращать их утечку, испарение и (или) просыпание.

 

Для хранения отходов 1-го и 2-го классов опасности должны быть предусмотрены закрытые помещения, в которые исключается доступ посторонних лиц. Помещения оснащаются системами вентиляции, обеспечивающими соблюдение гигиенических нормативов содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Твердые отходы должны храниться в герметично закрытой таре.

 

Жидкие отходы производства 1-го и 2-го классов опасности хранятся в герметичных контейнерах, бочках, цистернах, баках, баллонах и других емкостях, устанавливаемых на поддонах с водонепроницаемой поверхностью, высота бортов которых должна обеспечивать сбор всего объема жидкости в случае разлива.

 

Медицинские отходы

 

Порядок сбора и хранения медицинских отходов изложен в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утверждены постановлением Минздрава от 07.02.2018 № 14). Для сбора медицинских отходов должны использоваться: одноразовая и (или) непрокалываемая многоразовая тара в зависимости от морфологического состава медицинских отходов и условий для их удаления в организации и за ее пределами. Одноразовая тара (пакеты) должна располагаться внутри многоразовой.

 

Одноразовая тара, подготовленная к транспортировке из структурного подразделения организации, должна иметь маркировку с названием структурного подразделения, датой сбора медицинских отходов в тару. Маркировка одноразовой тары с медицинскими отходами, подготовленной к транспортировке из организации, не проводится.

 

В организации (структурных подразделениях) для упорядоченного временного хранения медицинских отходов должны быть созданы условия, исключающие прямой контакт с медицинскими отходами пациентов и работников (специально выделенное место, помещение, шкаф или другое).

 

Выделение из медицинских отходов вторичных материальных ресурсов в организациях (структурных подразделениях) для пациентов с инфекционными заболеваниями, представляющими или могущими представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, при работах с условно-патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами, а также в патологоанатомических организациях (структурных подразделениях) не допускается.

 

Работы с медицинскими отходами должны проводиться с использованием СИЗ

 

Временное хранение в организации тары с биологическим материалом должно проводиться в специально выделенном холодильном (морозильном) оборудовании, за исключением удаленных зубов и их остатков.

 

Ртутьсодержащие отходы

 

При организации мест хранения отходов, содержащих ртуть (ртутные градусники и термометры, ртутные лампы, люминесцентные трубки и пр.), следует руководствоваться требованиями СанПиН № 143, а также учитывать требования, изложенные в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением» (утверждены постановлением Минздрава от 12.04.2013 № 30). В помещениях, в которых осуществляется хранение ртутьсодержащих отходов, запрещается применение в качестве конструктивного элемента алюминия. Такое помещение в обязательном порядке должно содержать демеркуризационные средства, предназначенные для химического связывания пролитой ртути и предотвращения загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью человека.

 

Рекомендации

 

Для пресечения возможных нарушений законодательства и последующих санкций (в том числе штрафных) со стороны надзорных органов медицинским учреждениям предлагаются следующие рекомендации, позволяющие снизить вероятность возникновения фактов нераздельного сбора и несанкционированного складирования отходов:

 

1. Информация о всех местах сбора и временного хранения конкретных видов отходов, отведенных для этих целей в организации, должна четко доводиться до всех без исключения работников.

 

2. Все емкости для сбора и хранения отходов должны содержать идентификационные таблички, указывающие на наименование собираемого отхода и его класс опасности.

 

3. По возможности должна предусматриваться персональная ответственность работников за надлежащее исполнение требований законодательства в части раздельного сбора. Например, ответственность за раздельный сбор отходов, образующихся в конкретном помещении, может быть возложена на сотрудника, для которого это помещение является рабочим местом.

 

4. В учреждении должен быть организован регулярный контроль за исполнением требований законодательства в области обращения с отходами. Лица, осуществляющие проверку, должны быть наделены полномочиями привлечения нарушителей к ответственности за неоднократное пренебрежение установленными требованиями.