Участники заседания Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по социальной политике и правам человека проанализировали правовое регулирование и программно-технические возможности медпомощи с применением телемедицинских технологий в государствах — участниках СНГ, положения проекта модельного закона «О цифровом здравоохранении».
Первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Елена Кроткова представила сравнительный анализ правового регулирования и программно-технических возможностей в этой сфере. Она напомнила участникам, что Минздрав Беларуси на 29-м заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ выступил с инициативой интеграции национальных систем электронного здравоохранения стран Содружества. Беларусь по решению Совета была определена координатором по изучению уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении государств — участников СНГ.
В заседаниях рабочей группы принимали участие в том числе представители Межпарламентской ассамблеи СНГ, Европейского регионального бюро ВОЗ, Регионального содружества в области связи, Евразийской экономической комиссии, заинтересованных министерств и ведомств.
Как сообщила Елена Кроткова, результатом стала разработка Дорожной карты по развитию телемедицинского трансграничного взаимодействия государств — участников Содружества (в качестве первого этапа интеграции национальных систем электронного здравоохранения), которая была утверждена на 34-м заседании Совета. Для принятия такого решения было важно наличие нормативных документов СНГ, регламентирующих телемедицинское консультирование.
Рабочая группа разработала чек-листы, с помощью которых проведено анкетирование государств — участников СНГ по вопросам правового регулирования и программно-технических возможностей при организации и оказании медпомощи с применением телемедицинских технологий. Участие в анкетировании приняли 6 государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. В этих странах разработаны и созданы (в разном объеме) медицинские информационные системы с возможностью проведения телемедицинских консультаций.
Как считает первый замминистра здравоохранения Беларуси, программно-технические возможности государств — участников СНГ позволяют обеспечить трансграничное взаимодействие при оказании помощи с применением телемедицинских технологий, однако существуют различия в правовом регулировании организации такой помощи.
Выявлены различия как в сроках оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий, так и в порядке ее оказания. В Армении и Кыргызстане проекты законодательных актов, регулирующих сроки и порядок проведения телемедицинского консультирования, находятся на согласовании и утверждении. Есть различия в указанных целях телемедицинского консультирования, в категории специалистов, которые могут его проводить. Казахстан на законодательном уровне уже предусмотрел возможность оказания консультативной помощи специалистами зарубежных клиник.
Существуют и отличия в обязательности исполнения медзаключения после телемедицинского консультирования. Так, в Беларуси и Таджикистане исполнение носит обязательный характер, в России — рекомендательный, а в Армении и Казахстане обязательность исполнения не регламентирована.
Елена Кроткова:
В государствах — участниках СНГ не выработаны единые подходы к нормативному правовому регулированию аспектов оказания медицинской помощи при использовании телемедицинских технологий. Учитывая интенсификацию интеграционных процессов государств — участников СНГ, в том числе в области цифровизации здравоохранения, важно использование унифицированных норм законодательства. Одним из определяющих этапов можно считать разработку рабочей группой Межпарламентской ассамблеи СНГ проекта модельного закона «О цифровом здравоохранении».
На заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека прошли выборы председателя комиссии (переизбран Низами Сафаров, представитель Азербайджана) и его заместителей. Также были обсуждены проекты модельных законов «О донорстве крови и ее компонентов», «О радиационной безопасности», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников», «Об охране здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма».