Инновационные подходы к ранней диагностике детей с расстройствами аутистического спектра

В конце марта на базе БелМАПО состоялся республиканский семинар «Инновационные подходы к ранней диагностике и сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра». Он стал одним из этапов в комплексе мероприятий, разработанных и направленных на совершенствование подготовки медицинских и педагогических кадров, улучшение качества оказания медицинской и коррекционно-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), развитие инновационных методов диагностики и терапии РАС.

 

В последнее время проблематика РАС и в целом нарушений психофизического развития у детей находится в центре постоянного внимания не только специалистов-профессионалов, но и представителей органов власти самого высокого уровня. В 2022 году при Совете Республики был создан Консультативный совет по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, который возглавила председатель Совета Республики Наталья Кочанова.

 

Результатом рабочих встреч членов Консультативного совета с представителями профессиональных сообществ, общественных и пациентских организаций, досконального изучения «болевых точек» стал ряд нормативных документов, где четко изложены принципы и подходы к ранней диагностике РАС, включая использование инновационных методик; маршрутизация пациента; алгоритм оказания медицинской и коррекционной помощи, реабилитации и абилитации. Проблемные вопросы медицинского сопровождения пациентов с РАС и актуальная информация по теме также находят свое отражение на страницах «МВ».

 

Столь пристальное и всеобъемлющее внимание к проблематике РАС обусловлено несколькими причинами. Прежде всего это расстройства, которые сопровождаются нарушением психического развития и имеют ряд последствий в виде проблем социальной адаптации, обучения, профессиональной подготовки, высокого уровня инвалидности, огромного стресс-фактора для членов семьи, где воспитывается ребенок с РАС. Но что особенно важно: без должного решения эти проблемы сохраняются и усугубляются в течение всей жизни.

 

Заместитель главврача по медчасти Минского городского клинического центра детской психиатрии и психотерапии, главный внештатный детский психиатр Минздрава Ольга Литвинова привела актуальную статистику. Так, согласно последним данным, распространенность РАС составляет 1 на 44 ребенка 8-летнего возраста (в 2019-м — 1 ребенок из 56). Мальчики болеют в 4,2 раза чаще.

 

Тенденция роста заболеваемости имеет место и в Беларуси. Например, в 2018 году официально установленный диагноз РАС имели 1 602 ребенка, в 2022-м — порядка 3 000. Из общего количества детей-инвалидов в Беларуси по классу психических и поведенческих расстройств на долю РАС приходится почти 25 %. Необходимо отметить, что значительный рост обусловлен прежде всего улучшением качества диагностики расстройств развития и ранним выявлением нарушений.

 

Дмитрий Лазарь, начальник отдела медицинской помощи матерям и детям Минздрава:

 

Проблемы детей с особенностями психофизического развития и с расстройствами аутистического спектра, в частности, — тема актуальная и резонансная, — подчеркнул в ходе семинара заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи. О ней говорят часто, много, но, к сожалению, каждый обсуждает в компетенции своего ведомства.

 

Однако решить вопросы организации помощи детям с РАС в рамках одной только психиатрической службы или даже системы здравоохранения невозможно. Это требует комплексного, мультидисциплинарного подхода, эффективного взаимодействия различных ведомств, пациентских организаций и общественных инициатив. Подобные семинары и встречи как раз являются диалоговой площадкой для обсуждения наиболее острых моментов и определения направления векторов дальнейшего развития системы оказания всесторонней помощи детям с РАС, их семьям.

 

В настоящее время реализуется целый комплекс мер по поддержке, медицинскому сопровождению и социальной адаптации детей с РАС. Он включает прежде всего совершенствование ранней диагностики с внедрением скринингового метода, а также новейших информационных технологий (пилотный проект по диагностике РАС с помощью искусственного интеллекта буквально недавно завершился в Минске).

 

А также меры по раннему вмешательству и медико-социальной реабилитации, развитию амбулаторно-специализированной помощи, систематическому и целенаправленному повышению квалификации медицинских и педагогических кадров, преодолению стигматизации и стереотипов в обществе в отношении психических и поведенческих расстройств.

 

Семинар оказался крайне полезен врачам педиатрического профиля, неврологам, психиатрам, психологам и педагогам. Вызвал бурные, местами острые, но однозначно продуктивные и полезные обсуждения, которые наверняка лягут в основу новых решений и нормативных документов по совершенствованию помощи пациентам с РАС.