День Победы

Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской реабилитации в Республике Беларусь» в рамках 30-го международного медицинского форума «Здравоохранение Беларуси — 2025» собрала профессионалов из всех регионов, которые освещали ключевые подходы в решении насущных задач медреабилитации.

 

Плюс новая специальность

 

Приветствуя многочисленных участников, а выслушать доклады зарегистрировалось свыше 180 человек, директор РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, главный внештатный специалист по медицинской экспертизе и реабилитации Минздрава, доктор мед. наук, профессор Василий Смычек отметил важность и своевременность введения новой специальности — врач физической и реабилитационной медицины (ФРМ), предусмотренной постановлением Минздрава от 27 марта 2025 г. № 32. Глава профильного РНПЦ обратил внимание, что обучение врачей ФРМ потребует времени, в связи с этим важно оптимизировать процесс подготовки специалистов.

 

По инициативе Минздрава в прошлом году 3 человека были обучены по специальности «врач физической и реабилитационной медицины» в Санкт-Петербурге. Длительность учебы составила 7 месяцев.

 

Даже если бы обучение занимало 4 месяца, необходимо решить, как организовать процесс, ведь предстоит подготовить около 800 человек. А значит, нужно продумать альтернативные варианты.

 

Василий Смычек подчеркнул, что Минздрав уделяет очень много внимания медицинской реабилитации и медико-социальной экспертизе в том числе, акцентировав внимание на том, что разработаны конкретные модели развития медицинской реабилитации в каждом отдельно взятом регионе и в Минске, а также напомнил, что реабилитация — стратегическое направление развития современной медицины во всем мире.

 

Спектр нарушений функций и их тяжесть, с которыми поступают пациенты в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и реабилитации, неуклонно расширяется и усложняется — так в целом можно охарактеризовать озадаченность специалистов.

 

Сетевое взаимодействие

 

Декан факультета повышения квалификации и переподготовки ГомГМУ, доктор мед. наук, профессор Наталья Галиновская в своем докладе «Организация сетевого взаимодействия в системе медицинской реабилитации на примере университетской клиники» отметила, что травматологическая (после эндопротезирования) и неврологическая реабилитация в регионе количественно преобладает по сравнению с остальным спектром. За последний год внедрено 26 разнообразных методик дополнительной медицинской реабилитации, в т. ч. нейропсихологическая реабилитация, реабилитация с использованием эрготерапии. С прошлого года заключен договор о сотрудничестве по обмену специалистами университетской клиники с Санкт-Петербургской горбольницей № 38 им. Н. А. Семашко.

 

— Сотрудничество дало возможность обмениваться медицинскими технологиями для применения реабилитационных методик. Можем консультировать пациентов онлайн и проводить мастер-классы в удаленном доступе, вплоть до того, что проводим совместные пятиминутки, — рассказала Наталья Галиновская.

 

Большие надежды возлагаются на подписание в 2025 году договора о сотрудничестве с Федеральным центром мозга и нейротехнологий ФМБА России, где оказывается весь спектр неврологической помощи, начиная с реанимационного пособия и заканчивая поздней медицинской реабилитацией.

 

— Это сотрудничество в большей степени поможет нам включиться в общий совместный процесс развития медицинской реабилитации и в формирование новой специальности, — высказала мнение эксперт.

 

Пациент-центрированный подход

 

В докладе заместителя директора по клинической работе РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, кандидата мед. наук Светланы Козловой, посвященном значимости медреабилитации пациентов онкологического профиля в устойчивом функционировании системы здравоохранения на примере данного РНПЦ, сообщается, что онкологические заболевания занимают второе место по структуре инвалидности среди населения трудоспособного возраста.

 

РНПЦ медэкспертизы и реабилитации является единственным специализированным учреждением по проведению ранней и поздней повторной медицинской реабилитации онкологическим пациентам.

 

Здесь используется пациент-центрированный подход, который шире, чем пациент-ориентированный: предполагает оказание медпомощи в соответствии с требованиями качества и безопасности, а также создание условий для полноценной реализации всех составляющих этико-правового статуса пациентов.

 

Медицинская реабилитация в учреждении осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной бригадой, в состав которой входят заведующий отделением, лечащий врач, врач-физиотерапевт, инструктор-методист физической реабилитации или инструктор по ЛФК, учитель-дефектолог (фонопед), врач-психотерапевт. В определенных случаях привлекаются и врачи-специалисты: невролог, оториноларинголог и др. Организационной формой работы мультидисциплинарной бригады является ее заседание как до проведения медреабилитации, так и после. Результаты заседания оформляются протоколом установленной формы, где отражается нарушенная функция ограничения жизнедеятельности, формулируется перечень задач, которые будут решаться в процессе проведения медицинской реабилитации.

 

— По результатам оценки эффективности медреабилитации пациентов онкологического профиля в РНПЦ медэкспертизы и реабилитации установлено, что большинство из них выписывается с устранением (восстановлением) или улучшением нарушенных функций ограничения жизнедеятельности, — отметила Светлана Козлова.

 

«Реабилитация — это не только психотерапия и лечебная физкультура, но и фитотерапия. Мы видим ее место в программе реабилитации пациента», — прокомментировал Василий Смычек выступление заведующего кафедрой медицинской реабилитации ГрГМУ, кандидата мед. наук, доцента Сергея Василевского на тему фитотерапии в медреабилитации пациентов после инфаркта головного мозга. — Способ относительно доступный, однако следует учитывать определенные (в т. ч. индивидуальные) факторы.

 

Активность и участие

 

Доцент кафедры медицинской реабилитации и спортивной медицины ИПКиПКЗ БГМУ, кандидат мед. наук Екатерина Святская — одна из трех специалистов, которые прошли 7-месячное обучение. Врач ФРМ обратилась к международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, продемонстрировав детализированный вариант, который точечно отражает проблемы пациента. Специалист остановилась на понятии домена как реабилитационной проблемы, которая должна быть разрешена, а также информации, которая необходима для построения реабилитационной программы. Особое внимание было уделено активности и участию пациента (в этом контексте рассматривались обучение и применение знаний; общие задачи и требования; общение, мобильность; самообслуживание, бытовая жизнь, межличностные взаимодействия и отношения; жизнь в сообществах, обществе, гражданская жизнь).

 

«Пациент не живет в изоляции, и все, что его окружает, может либо ему помогать, либо ставить барьеры. Когда человек отработал какой-то навык в стационаре, мы должны понимать, как этот навык он сможет использовать в своей жизни», — напомнила коллегам Екатерина Святская.

 

«Я поборюсь с диагнозом»

 

Реабилитацию детей с тяжелыми нарушениями и задержкой речи необходимо начинать рано. На деле родители, а порой и воспитатели считают, что ребенок ленится или перерастет…

 

— Отсутствие или нарушение речи не первичная проблема, а симптом (сенсорных, моторных нарушений, нарушений саморегуляции, коммуникации), — подчеркнула ассистент кафедры медицинской реабилитации с курсом ФПКиПК ВГМУ Анастасия Коваленко, представив доклад в соавторстве с заведующей кафедрой, доктором мед. наук, профессором Татьяной Оленской, доцентом кафедры Аллой Николаевой и заведующей офтальмологическим центром клиники ВГМУ Натальей Алехна.

 

Авторы называют около 20 причин, которые способствуют росту речевых проблем, среди них недообследованный ребенок, наличие гаджетов с раннего возраста, отсутствие мотивационной разговорной среды, гиперопека, облегченная одежда и обувь («липучки» вместо шнурков и пуговиц), минимальная двигательная активность и даже отсутствие велосипеда.

 

Задержка нарушения моторного развития практически 100 % выльется в задержку речевого развития.

 

Тяжелые нарушения речи — стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонетических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) — отмечаются у детей при сохранном слухе и первично ненарушенном интеллекте.

 

Специалисты отмечают, что родители часто не согласны с диагнозом. И вместо того, чтобы включиться в коррекционную работу, начинают бороться с диагнозом (например, если установлен аутизм).

 

Один дефектолог с задачей не справится, и только комплексная работа всех заинтересованных позволит добиться результатов.