На протяжении двух дней 8 команд из медицинских вузов страны тренировали клиническое мышление, читали рентгенограммы, демонстрировали научные изыскания и хирургические навыки, прокачивали soft skills. Участие в олимпиаде приняли студенты 4–6-х курсов, обучающиеся в медуниверситетах по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Очному туру предшествовал дистанционный отборочный этап, во время которого старшекурсники отвечали на вопросы компьютерного тестирования. Конкурс доходил до 5 человек на место, а в ГрГМУ даже вдвое превысил этот показатель.
Михаил Герасименко, директор РНПЦ травматологии и ортопедии:
Это первая олимпиада по травматологии и ортопедии среди студентов медицинских вузов в истории нашей страны. Ее цель — выявить талантливых студентов, будущих перспективных медиков, которые будут заниматься наукой, разрабатывать новые методы лечения для пациентов травматолого-ортопедического профиля.
У вас закрытый перелом!
В первый день олимпиады старшекурсников ждали задания, раскрывающие их клиническое мышление и научный опыт. Сначала участники олимпиады представили на суд жюри исследовательские работы в области травматологии и ортопедии.
Олег Зубко и Илья Шаланда, команда «Аппарат Илизарова» (ГрГМУ):
Свои командные обязанности мы разделили в зависимости от того, кто в какой области чувствует себя сильнее. Например, Илья давно увлечен научной деятельностью, он занимается изучением синдрома карпального канала и возможностей его хирургического лечения. Поэтому был ответственным за исследовательский конкурс.
Часть исследования, представленного сегодня, он планирует включить в будущую кандидатскую диссертацию. Мы выпускники, скоро разъедемся в интернатуры клинических учреждений Гродно и Пинска. Поэтому нам важно получить опыт…
Следующее состязание — ситуационная задача. Клинический случай, описанный в задаче, представлял собой одну из тех патологий, с которой будущим травматологам часто придется встречаться во врачебной практике. Участники должны были сформулировать диагноз, составить алгоритм обследования и оказания помощи пациенту.
Как отметили организаторы, команды в целом справились с заданием, но кто-то забыл указать тип перелома, кто-то погорячился и сразу отправил пациента в операционную, не попытавшись оказать помощь на уровне приемного отделения.
Александра Омельченко, капитан команды «Вальгус» (ВГМУ):
На удивление, задача, которую пришлось решать, была абсолютно практическая. Хотя ожидали мы головоломки. Конечно, от волнения могли что-то не так сформулировать, но я уверена, что пациента скорее вылечили, чем нет.
С детства занималась спортом, и проблемы опорно-двигательного аппарата для меня были более чем актуальны. Можно сказать, что я с юных лет «прописана» в травмпункте. Поэтому когда предстоял выбор профессии, поняла, что отношения с травматологией надо оформить официально!
Сейчас заканчиваю 6-й курс. Интернатуру пройду в Витебской областной клинической больнице, а распределилась в городскую больницу Новополоцка. Мне очень нравится хирургия, чувствую себя за операционным столом на своем месте. Врачи нашей специальности могут дать молодым людям шанс двигаться, заниматься активным спортом.
Это очень крутое чувство, когда возвращаешь человеку качественную жизнь! И хоть нашу специальность принято считать мужской, но мой характер позволяет мне чувствовать себя в ней комфортно.
Шьем, коллеги!
Во второй конкурсный день студентов ждала эстафета практических навыков, напоминающая дежурство в клинике. «Поступил» больной, и капитаны команд проводили осмотр его плечевого сустава, собирали анамнез, ставили диагноз. В роли пациента — интерн с реальной патологией.
В это время в соседней аудитории коллеги оценивали рентгеновские снимки. Каждая команда получила 3 снимка и 5 минут времени. Нужно было не только увидеть проблему, но и поставить точный диагноз.
Когда чтение рентгенограмм и осмотр больного были завершены, будущие травматологи-ортопеды перешли в «операционную». Здесь они трудились всей «операционной бригадой»: имелась скальпированная резаная рана голеностопного сустава с рассечением ахиллова сухожилия. Студентам нужно было наложить шов на анатомический препарат. Выбор шва и шовного материала — на усмотрение конкурсантов. На выполнение задания отводилось 20 минут.
Пока команды работали, старший преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ ГрГМУ Александр Бритько рассказал о подготовке своей команды к конкурсу:
В университете практикума по отработке шва сухожилия на сегодняшний день нет, поэтому конкурс кажется ребятам самым сложным. Руку натренировать гораздо труднее, чем выучить теоретическую информацию из учебника. Думаю, для многих конкурсантов это «задачка со звездочкой».
Практические тренировки мои студенты не останавливали до последнего: накануне второго конкурсного дня отправились в минский магазин, купили свиные сухожилия и до вечера отрабатывали технику наложения шва.
«Таранить» до победы!
Каролина Аникевич, Дарья Муквич и Георгий Наскидашвили, команда Talus (БГМУ):
Мы в себе достаточно уверены, хотя и не со всеми прошедшими конкурсами справились на 100 %. Как и многие, в первый день переволновались на клинической задаче, зато ярко выступили в конкурсе исследований.
Название нашей команды — Talus, таранная кость, а врачи часто говорят просто «таран». Мы вкладывали в название смысл, что будем «таранить» до победы. Хотя, признаемся честно, мы искренне желаем победы сильнейшим. Все мы учимся новому, получаем опыт. А это бесценно!
Финальный конкурс «Своя игра» прошел в формате викторины, где сильнейшим командам предстояло ответить на вопросы из области травматологии и ортопедии, а также патанатомии, анестезиологии и реаниматологии, лабораторной и инструментальной диагностики.
Победителем олимпиады в итоге стала команда «Бриллиантовая рука» (БГМУ). Дипломом 2-й степени награждена команда Talus (БГМУ). 3-е место у коллектива «Вальгус» (ВГМУ).
Виктор Аносов, заместитель директора по научной работе РНПЦ травматологии и ортопедии:
Чувствуется, что такие узкопрофильные мероприятия дают большой эффект! Когда человек не распыляется и акцентирует свои знания, например, в анализе профиля пациента, мы видим их профессиональные возможности, а они хорошо чувствуют свои слабые стороны. Еще это хорошая возможность потренировать свои soft skills — навыки общения с пациентом, эмпатии, внимательности, по которым пациент в основном и оценивает качество медицинской помощи.
Ситуационная задача
Условие:
1. Сформулируйте предварительный диагноз. Составьте алгоритм обследования пациента.
2. Сформулируйте окончательный диагноз. Составьте алгоритм оказания помощи. Продемонстрируйте технику репозиции. Предложите повязку для иммобилизации.
В приемное отделение обратился пациент 18 лет, который, поскользнувшись, упал на вытянутую руку. Жалобы на боли в правой надключичной области, движения в правом плечевом суставе резко болезненны.
Объективно: правое надплечье несколько укорочено, в средней трети ключицы определяется деформация, при осторожной пальпации ощущается болезненность в проекции деформации.
Затруднено и болезненно отведение руки в плечевом суставе, движения в плечевом суставе ограничены болевым синдромом в надплечье. Пострадавший придерживает руку за предплечье в положении приведения в плечевом суставе и сгибания в локтевом суставе до 90 градусов.
Ответ:
1. Предварительный диагноз: перелом ключицы. Алгоритм обследования пациента: рентгенография ключицы в прямой проекции + пульсация лучевой артерии + функция 3 нервов.
2. Окончательный диагноз: закрытый перелом диафиза ключицы в средней трети со смещением отломков.
Алгоритм оказания помощи: попытка закрытой репозиции под местной анестезией.
Техника репозиции: тракция обоих надплечий через упор коленным суставом ассистента в межлопаточное пространство пациента и тракция за оба плеча. Повязка для иммобилизации: восьмиобразная повязка.