В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2022–2024 годы, в части социальной защиты молодежи социальными партнерами приняты меры по разработке и внедрению совместных программ адаптации молодых работников на рабочих местах и развитию наставничества.
Минздравом по согласованию с БПРЗ утверждено Положение о наставничестве в организациях отрасли здравоохранения (приказ Минздрава от 26.12.2022 № 1864), направленное на формирование целостной эффективной системы сопровождения молодых работников организаций, оказание им методической помощи в профессиональном становлении и карьерном развитии, овладении правилами медицинской этики и деонтологии, а также на развитие позитивного отношения молодого работника к профессии, способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него трудовые функции, адаптацию к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций трудового коллектива и правил поведения в организации, сознательного отношения к выполнению своих трудовых обязанностей.
Положением определен порядок и срок наставничества, установлены обязанности и права наставника и молодого работника, разработаны Соглашение о трудовом сотрудничестве, совместная программа наставничества, показатели оценки эффективности работы наставника, предложены меры материального стимулирования наставников.
Программа наставничества включает два направления: внутри организации и за ее пределами. Наставник дает советы и рекомендации на рабочем месте, применяет индивидуальный способ обучения, передачи опыта и наблюдения, использует наиболее эффективные формы взаимодействия, такие как деловые и ролевые игры, работа в малых группах, анализ ситуации, самоактуализация, разбор компетенций и др. За пределами организации молодой работник совместно с наставником участвует в тренингах, семинарах, мастер-классах, конференциях, спортивных и культурно-массовых мероприятиях и др.
Этапы наставничества:
- адаптационный: наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого работника, выявляет недостатки в его умениях и навыках для выработки программы наставничества, включающей мероприятия индивидуальной адаптации, передачи опыта, знаний и навыков, правил делового общения;
- основной: наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку умений и навыков молодого работника, выстраивает программу его самосовершенствования, мотивирует на закрепление на рабочем месте;
- контрольно-оценочный: наставник оценивает уровень профессиональной компетентности и личностной самореализации молодого работника в трудовом коллективе.
В приказе руководителя организации о закреплении наставника за молодым работником определяются: продолжительность и условия наставничества, программа наставничества, а также предусматриваются меры материального стимулирования в соответствии с действующими в организации локальными правовыми актами.