Авторы статьи, опубликованной в Nature Medicine, предприняли попытку проанализировать отношение к вакцинации против COVID-19 в 15 выборках опросов, охватывающих 10 стран Азии, Африки и Южной Америки (наиболее типичных представителей регионов), а также Россию и США, находящихся на переднем крае исследований и разработок вакцин. Всего в общей сложности опрошено 44 260 человек. Обнаружена весьма любопытная закономерность: в странах с низким уровнем дохода значительно более высокая готовность принять вакцину (среднее 80,3 %) по сравнению с США (среднее 64,6 %) и Россией (среднее 30,4 %).
Сходные тенденции в указанных странах наблюдались и в отношении других известных вакцин (против кори, коклюша, столбняка, дифтерии и т. д.).
Решение сделать прививку в первую очередь объясняется личной защитой от COVID-19, в то время как беспокойство по поводу побочных эффектов является наиболее частой причиной колебаний.
Медицинские работники чаще всего упоминаются респондентами как наиболее надежный и авторитетный источник рекомендаций по вакцинам против COVID-19. А это значит, что сообщения об эффективности и безопасности вакцин, исходящие от медицинских работников, могут быть весьма действенным средством для устранения любых оставшихся сомнений у людей, раздумывающих, нужна ли им прививка.
Причины, по которым люди принимали решение о вакцинации против COVID-19
Согласие
- Личная защита от инфекции.
Средний показатель по выборкам из стран Азии, Африки и Южной Америки составляет 91 % (ДИ 86–96 %). В США 94 % (ДИ 92–95 %), России — 76 % (ДИ 74–78 %).
- Защита членов семьи и близких.
В среднем по всем странам 36 % (ДИ 28–43 %), однако в России 69 %.
Защита остальных членов общества (менее 50 % респондентов, в России 41 %).
Отказ
- Сомнения в безопасности вакцины, боязнь побочных эффектов и осложнений.
Подавляющее большинство (86 %) опросов было проведено в период появления отчетов о данных клинических испытаний 2-й и 3-й фаз самых ранних доступных вакцин. Испытания показали, что серьезные побочные эффекты встречались крайне редко, наблюдались менее чем у 10 % людей. Эти опасения также могут включать беспокойство по поводу легких, но распространенных и преходящих побочных эффектов, таких как усталость, мышечная боль, боль в суставах и головная боль. Интенсивное освещение нежелательных явлений в СМИ усиливает опасения по поводу побочных эффектов.
- Сомнения в эффективности вакцинных препаратов.
Составляют в среднем 19,2 %, эта цифра может также отражать недостаток информации о вакцинах.
- Недовольство ходом кампании по иммунизации (излишняя политизация, давление общества, теории заговора, подозрительность по поводу скрытых мотивов со стороны корпораций, политиков или фармацевтической промышленности и т. д.).
Россия заняла первое место среди всех стран по числу приверженцев различным теориям заговора — 21,4 % респондентов.
Выводы
? Женщины, как правило, менее склонны вакцинироваться, чем мужчины (средняя разница около 4,2 балла, значимая при P <0,01). Это говорит о том, что стратегии информирования, ориентированные на женщин, могут быть важны для устранения общей нерешительности. Недавняя работа в Латинской Америке по информированию о вакцине COVID-19 показала, что предоставление базовой информации о вакцине было особенно эффективным для убеждения сомневающихся женщин.
? Респонденты в возрасте до 25 лет и менее образованные респонденты несколько более охотно настроены на вакцинацию, чем более старшие и более образованные респонденты, но эти различия не являются статистически значимыми. По возрасту самая инертная группа 25–54 года — 27,6%. Молодые (33,5 %) и старше 55 лет (40 %) более лояльны.
? Призывы к альтруистическому поведению не слишком хорошо работают. Потенциальные риски и преимущества в плане личного благополучия гораздо более заметны в рассуждениях респондентов, чем просоциальные мотивы. Значит предупреждение о личной безопасности следует рассматривать как более эффективную тактику в ходе кампании по вакцинации.
? Респонденты предпочитают следовать рекомендациям врачей, обладающих наиболее значимыми знаниями и опытом. Заметен высокий уровень доверия к медицинским работникам, и можно предположить, что стратегии коммуникации социальных и поведенческих изменений с привлечением местных медицинских работников могут быть особенно эффективными в борьбе с нерешительностью. Кроме того, медицинские работники были первой группой, получившей вакцину против COVID-19, и поэтому они лучше всего могут поделиться правильным опытом вакцинации, включая личный. В данном исследовании знаменитости редко назывались наиболее надежным источником рекомендаций по вакцинации против COVID-19.
? Сомневающихся респондентов больше всего беспокоили побочные эффекты и эффективность вакцины. Это говорит о том, что информирование в ходе масштабной кампании по вакцинации должно подчеркивать высокую эффективность вакцин против COVID-19 в плане снижения или устранения заболеваний, госпитализаций и смертности, а также предоставлять точную информацию о возможных побочных эффектах, включая редкость серьезных нежелательных явлений (широкая растиражированность в СМИ этих редких по сути случаев способствует усилению колебаний у сомневающихся).