Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

О медицинской аккредитации и ее основных  критериях «Медвестник» уже писал в № 6  от 9 февраля 2023 года. Сегодня еще об одном  из основных компонентов системы управления  качеством — контроле за медицинской деятельностью —  наш разговор  с Ириной Киреевой, начальником Главного управления контроля медицинской деятельности и обращения лекарственных средств Минздрава.

 

Kireeva 2Ирина Александровна, кто  осуществляет контроль?

 

Все контрольные мероприятия в сфере медицинской деятельности в нашей стране координируются и проводятся Главным управлением контроля медицинской деятельности и обращения лекарственных средств Минздрава совместно с уполномоченными учреждениями.

 

Хочу подчеркнуть, что контроль в отечественной системе здравоохранения имеет превентивный и профилактический характер, основной акцент при проведении контрольных мероприятий и выявлении нарушений мы делаем не только на устранение недостатков, но и на их предупреждение и недопущение.

 

В отношении каких организаций осуществляются контрольные мероприятия?

 

Все организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут быть проверены службой контроля, конечно, при наличии поводов и оснований. Всего за 2022 год было проведено более 880 (проверено 16 % от всех медорганизаций страны) контрольных мероприятий — на государственном и на ведомственном уровне. Государственный контроль медицинской деятельности осуществляется в основном в отношении негосударственных организаций здравоохранения. Ведомственный контроль — в отношении госорганизаций здравоохранения.

 

Справочно

 

В нашей стране функционирует  5 407 объектов медицинской деятельности, которые при наличии оснований подвергаются контролю, из них  3 450 объектов государственной собственности и 1 957 — частной формы собственности.

 

За 2022 год проведено 851 контрольное мероприятие в государственных организациях здравоохранения в соответствии с планами проведения оценки качества медицинской помощи, в связи с поступающими обращениями граждан и юридических лиц, а также по поручению МВД, КГК, Следственного комитета.

 

В негосударственных организациях здравоохранения в течение  2022 года проведена комиссионная оценка соблюдения лицензионных требований и условий, законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии в 22 частных стоматологических медицинских центрах и в 8 крупных многопрофильных частных медицинских центрах.

 

Что в первую очередь оценивается при проведении контрольных мероприятий?

 

Особое внимание мы уделяем соответствию оказания медицинской помощи клиническим протоколам и критериям оценки качества, экспертизы качества медицинской помощи; безопасности выполнения любого медицинского вмешательства; безопасному оказанию экстренной и неотложной помощи, безопасному применению лекарственных средств и изделий медназначения; профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; созданию безопасной среды для медицинских работников и пациентов; а также обеспечению безопасных условий меддеятельности, включая правильную идентификацию пациента, преемственность медпомощи, передачу клинической ответственности за пациента между организациями здравоохранения.

 

Какие основные нарушения выявляются, на что необходимо обратить внимание руководителям организаций здравоохранения?

 

Среди наиболее часто выявляемых можно отметить:

 

  • нарушения клинических протоколов в части несоблюдения объема обязательной диагностики, в большинстве случаев по причине неназначения врачами-специалистами, значительно реже — по причине отсутствия материально-технической возможности, например, отсутствия реактивов, ремонта аппаратуры;
  • нарушения клинических протоколов в части лечения пациентов: нерациональная антибактериальная терапия без лабораторного и микробиологического контроля; нарушение схем антикоагулянтной и глюкокортикостероидной терапии, неназначение лечения сопутствующей патологии;
  • недостаточное медицинское наблюдение за пациентами при оказании медицинской помощи, отсутствие или недостаточный клинико-лабораторный мониторинг, особенно в выходные и праздничные дни;
  • нарушение Инструкции о порядке проведения диспансеризации в части несоблюдения сроков и объема наблюдения и диагностики;
  • нарушения порядка проведения врачебных консилиумов как в части определения показаний к их проведению, их качества, так и в части оформления медицинских документов по их результатам;
  • нарушения порядка оформления медицинских осмотров врачами-специалистами: не указываются результаты объективного статуса, анамнез либо записи формальные, однотипные, не отражающее динамику состояния пациента;
  • нарушения качества оформления и сохранности медицинских документов: многочисленные исправления цифровых параметров, замазывание записей корректором; неразборчивость записей; оформление медицинских документов не в соответствии с утвержденными формами;
  • редко используются возможности телемедицинского консультирования.

 

И что в результате?

 

Выявленные нарушения и недостатки оформляются в виде заключений по единой форме и направляются в главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома и организации здравоохранения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем, кроме того, обязательна обратная связь — о принятых мерах в месячный срок необходимо проинформировать Минздрав.

 

При выявлении серьезных дефектов и нарушений в оказании медпомощи такие случаи по поручению Минздрава рассматриваются областными (г. Минска) лечебно-контрольными советами (ЛКС).

 

Высшим органом системы контроля медицинской деятельности является ЛКС Минздрава под председательством министра здравоохранения.

 

За 2022 год проведено 15 заседаний ЛКС Минздрава, на которых было рассмотрено 52 вопроса качества медицинской помощи, касающиеся как отдельных случаев оказания медицинской помощи гражданам, так и результатов оценки качества оказания медицинской помощи по профилям (офтальмология, травматология, онкогематология и медицинская реабилитация) и нозологиям (коронавирусная инфекция). Также ежеквартально рассматривались случаи расхождения клинических и судебно-медицинских диагнозов.

 

Какие меры приняты по результатам проведения контрольных мероприятий?

 

 Я бы представила их по группам.

 

Меры организационного характера: утверждены приказы по совершенствованию организации оказания медицинской помощи, в том числе разработаны алгоритмы действий медработников, изменению логистики движения пациентов, изменению графиков работы диагностических кабинетов и медицинских работников;  перераспределение нагрузки на оборудование, на уровне Главного управления контроля формируются предложения по организации оказания медицинской помощи, в том числе актуализация ее нормативного регулирования.

 

Меры образовательного характера: проведены обучающие семинары, клинические конференции по актуальным для организаций здравоохранения вопросам с принятием зачетов; врачи-специалисты направлялись на курсы повышения квалификации; осуществлялось обучение на рабочем месте в организациях здравоохранения областного подчинения.

 

Меры экономического характера: совершенствование материально-технического оснащения, закупка реактивов, установка дополнительных точек для кислородотерапии, закупка оксигенаторов.

 

Меры информационного характера: обеспечено своевременное обновление информации на интернет-сайтах.

 

Меры дисциплинарного взыскания к медработникам, допустившим недостатки при оказании медпомощи.

 

А что касается системных решений по совершенствованию организации медицинской помощи в стране?

 

Например, в прошлом году ЛКС Минздрава принял решения:

 

  • о необходимости организации субординатуры и интернатуры по отдельным специальностям и оптимизации работы кафедр университетов, БелМАПО, об организации курсов повышения квалификации;
  • проведении внеплановых аттестаций на соответствие занимаемой должности как врачей-специалистов, так и руководителей организаций здравоохранения, о направлении на подтверждение квалификационных категорий;
  • проведении выборочных оценок деятельности различных медицинских служб;
  • необходимости введения дополнительных должностей медицинских работников;
  • разработке и утверждении клинических протоколов в дополнение к плану на текущий год;
  • внесении изменений в формы медицинских документов, в том числе об уменьшении документооборота на местах;
  • оптимизации работы отдельных врачей-специалистов и медицинских сестер;
  • разработке унифицированных технических заданий на закупку медоборудования и изделий медназначения;
  • разработке алгоритма передачи выписок из медицинских документов (эпикризов), иных медицинских документов, включая результаты гистологических исследований, с четкой маршрутизацией и обратной связью для каждого учреждения;
  • разработке порядка направления на лучевые методы исследования, включая формы направлений на исследования, протоколов исследований и заключений по результатам исследований;
  • организации рабочих совещаний в Минске и областных центрах с участием руководителей организаций здравоохранения частной формы собственности по вопросам различных медицинских служб, обеспечения преемственности с территориальными учреждениями здравоохранения, предоставления достоверной статистической отчетности;
  • проведении анализа эксплуатирующейся медицинской техники в организациях здравоохранения на предмет обеспечения ее техническим обслуживанием и прочим.