Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

По данным ВОЗ, в индустриальных странах от 10 % до 40 % детей страдают избыточной массой тела, 15 % — ожирени­ем. За 40 лет число школьников с ожирением в мире выро­сло более чем в 10 раз — с 11 млн до 124 млн. Кроме того, 216 млн школьников имеют избыточную массу тела. Насто­роженность у специалистов вызывает и смещение пика ма­нифестации детского ожирения на более ранние возрастные периоды. Если такая тенденция продолжится, к 2025 году число дошкольников, которые будут иметь ожирение, увели­чится до 70 млн.

 

Триггеры детского ожирения

 

По словам главного внештатного эндокринолога Минздрава, ди­ректора РНПЦ детской онколо­гии, гематологии и иммунологии Анжелики Солнцевой, дет­ское ожирение в некоторых слу­чаях закладывается еще внутри­утробно. Триггерами раннего детского ожирения могут стать из­быточная масса тела самих роди­телей, значительное увеличение массы тела женщины и наруше­ние углеводного обмена во время беременности. Кроме того, оказы­вают влияние:

 

  • курение мамы во время бере­менности;
  • кесарево сечение;
  • рождение как крупновесных (более 4 кг), так и маловесных де­тей с задержкой внутриутробного развития;
  • раннее искусственное вскар­мливание;
  • быстрое увеличение массы ре­бенка в первые 2 года жизни;
  • кормление ребенка с обяза­тельным просмотром телевизора либо мобильного телефона;
  • нездоровые семейные пище­вые привычки.

С генетическими факторами связано до 40 % всех различий в массе тела. Из сотен генов-канди­датов было выявлено около 100 хромосомных участков, которые отвечают за развитие ожирения. Определенное сочетание аллелей этих генов может объяснить боль­шую или меньшую степень пред­расположенности к развитию ожи­рения, пояснила специалист.

 

Детское ожирение является од­ним из значимых факторов риска развития СД 2-го типа, патологий кардиоваскулярной системы, раз­личных видов нарушений жиро­вого обмена, дислипидемии, не­которых видов онкологических заболеваний, болезней желудоч­но-кишечного тракта, ортопедиче­ской патологии.

 

Сон, питание и физическая активность

 

Как рассказала профессор ка­федры гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квали­фикации и переподготовки БГМУ Елена Гузик, в стране ведется большая работа по совершенство­ванию организации питания в дет­ских коллективах. Однако ответ­ственность за вопросы питания лежит и на родителях.

 

Елена Гузик:

 

Почему принципиально важ­но питание в школе? Исследова­ния показывают, что около 20 % детей вообще не завтракает. В младших классах — 12–15 %, а к старшим классам — до 25 % детей. Что получается? Он не завтрака­ет, в школе только перекус или ка­кой-то бутерброд (это примерно 15 % суточного рациона).

 

Получа­ется, весь объем энергетической ценности суточного рациона при­ходится на домашний ужин или на полдник. Это фактор риска разви­тия избыточной массы тела и ожи­рения.

 

Речь сегодня идет не о том, что­бы просто накормить ребенка, а о том, как правильно это сделать. Например, согласно рекомендаци­ям ВОЗ, количество простых саха­ров, которые дети и взрослые мо­гут съедать, должно составлять около 10 % от энергетической цен­ности суточного рациона. На са­мом деле простых сахаров полу­чается где-то в 2–2,5 раза больше.

 

По словам Елены Гузик, еже­дневно необходимо потреблять около 400 г овощей и фруктов. Ис­следования, которые проводятся в Европе, говорят о том, что фрук­ты ежедневно едят от 40 % до 45 % детей. Аналогичная ситуация в Беларуси.

 

Нельзя забывать и о двигатель­ной активности. Согласно реко­мендациям ВОЗ, ребенок должен двигаться 60 минут в день. По­этому только лишь уроков физ­культуры недостаточно, уверена эксперт.

 

Елена Гузик:

 

Обязательно должны быть до­полнительные формы двигатель­ной активности, спортивные секции, танцевальные кружки, прогулки на свежем воздухе. Наши исследования показывают, что около 33 % занимаются в секци­ях 1–3 раза в неделю и примерно 13 % — другими формами физиче­ской активности. То есть факти­чески двигательной активности, которая сегодня имеется, недоста­точно.

 

Есть еще один важный мо­мент — использование компью­тера. По данным результатов ан­кетирования, большинство детей ежедневно сидят за компьютером более 2 часов.

 

По мнению эксперта, длитель­ность ночного сна должна быть 8,5–9 часов. При этом желатель­но, чтобы дети ложились спать не позже 10 часов. Однако исследова­ния показали, что около трети де­тей спит 7 и менее часов в сутки. А это тоже один из факторов, кото­рый формирует здоровье.

 

Информация была озвучена в Национальном пресс-центре.