Для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях в условиях COVID-19 привлекают учащихся и студентов выпускных курсов медицинских колледжей и вузов. Как будущие медики справляются c обязанностями в ситуации повышенного инфекционного риска? Какие страхи ими овладевают? Готовы ли они остаться в профессии, получив подобный экстремальный опыт? Гомельский госмедколледж провел собственное исследование.
СЭВ: риски нарастают
Третьекурсники Гомельского госмедколледжа специальности «Лечебное дело» помогали старшим коллегам в амбулаторно-поликлинических учреждениях Гомеля. Учащиеся специальности «Сестринское дело» в качестве волонтеров были задействованы в регистратурах Гомельской ЦГДКП.
Выпускники этого года поступили в колледж в 2019-м. За время их обучения в связи с COVID-19 произошли большие перемены, которые коснулись организации труда, интенсивности трудовых вложений, финансовых выплат, психологического климата в коллективах, особенностей коммуникации с пациентами и их родственниками, степени ответственности за выполнение своих обязанностей.
Пандемия создала на рабочем месте ситуацию повышенного инфекционного риска. Данные по странам в разных регионах ВОЗ подтверждают, что показатели инфицирования COVID-19 среди медработников намного превышают средние по населению.
Согласно нашим исследованиям от октября 2021 года, среди 35 медработников среднего звена Гомеля и Гомельской области в возрасте от 20 до 54 лет 51 % переболел COVID-19 (диагноз подтвержден официально). Число тех, у кого наблюдались симптомы коронавирусной инфекции, но не выполнялись диагностические тесты, приближается к 80 %. Многие переболели дважды.
Кроме того, медицинские специалисты, работающие в условиях пандемии, представляют группу высокого риска по уровню неблагополучия в сфере психического здоровья и возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Опираясь на психодиагностические исследования в той же группе, можно отметить, что от 54 % до 74 % имеют высокий уровень СЭВ с последующим развитием соматических заболеваний. Современный медработник должен быть готов выполнять свою профессиональную роль в любых условиях, будь то повышенный инфекционный риск или другие экстремальные ситуации.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности — это способность решать трудовые задачи, используя выработанные алгоритмы, включающие саморегуляцию, управление собой, возможность в нужный момент мобилизоваться и принять взвешенное профессиональное решение.
Исследование
С целью определения уровня психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности мы составили авторский опросник и продиагностировали учащихся выпускного курса медколледжа специальности «Лечебное дело», направленных для работы в ЛПУ города. В опросе участвовали 36 юношей и девушек 19–20 лет. Им были предложены следующие вопросы:
1. Назовите возраст, пол, специальность, год поступления в колледж.
2. Каким был ваш основной мотив при выборе профессии?
- Стремление помогать людям.
- Хорошая зарплата.
- Социальный престиж профессии.
- Семейная медицинская династия.
- Высокая востребованность медработников в современном мире.
- Другое (опишите).
3. Вам приходилось работать в ЛПУ в период пандемии за время учебы в колледже ранее?
4. Какие чувства вызывает у вас необходимость работать с инфицированными COVID-19 и потенциально инфицированными пациентами?
- Страх.
- Тревога.
- Неуверенность в своих силах, знаниях, умениях.
- Сопричастность к профессиональной миссии.
- Сочувствие, сопереживание.
- Безразличие.
- Другое (опишите).
5. Какие страхи вы испытывали в период работы в условиях пандемии?
- Страх заразиться и заразить членов семьи.
- Страх смерти пациента и чрезмерной ответственности за других людей.
- Страх не суметь оказать достаточную поддержку пациенту, приободрить его.
- Страх совершить ошибку.
- Страх недостатка знаний и навыков для работы с пациентами инфекционного профиля.
- Страх конфликтных пациентов, сомнения пациентов в компетентности персонала.
6. Оцените собственный уровень тревоги, связанный с необходимостью работы в практическом здравоохранении в период пандемии по шкале от 0 до 10.
7. Видите ли вы себя в профессии медработника после окончания колледжа? Оцените степень своей уверенности в этом по шкале от 0 до 10.
8. Какие меры позволили бы быть более эффективным в работе в условиях повышенного риска инфицирования?
- Более глубокие знания теории и практики взаимодействия с пациентами инфекционного профиля.
- Знание основ теории стресса и его профилактики.
- Отработка навыков стрессовой саморегуляции и самопомощи в формате тренингов в рамках учебной программы.
- Знание теории и профилактики СЭВ.
- Другое (опишите).
61% опрошенных основным мотивом к получению профессии назвали особую востребованность медработников в современном мире.
50% вело стремление помогать людям.
50% отметили социальный престиж профессии.
33% участников среди мотивов назвали хорошую зарплату.
Видение проблемы
Формирование психологической готовности к работе в условиях повышенного риска инфицирования требует коррекции на различных уровнях, в т. ч. образовательном.
Сегодня при подготовке медицинских кадров следует уделять особое внимание таким направлениям, как инфекционные болезни, инфекционная безопасность, специфика внутренней картины болезни у пациентов с COVID-19 и особенности их взаимодействия с медработниками, коммуникация с пациентами инфекционного профиля; стресс, СЭВ, синдром хронической усталости (СХУ), выработка (в ходе тренингов) готовых индивидуальных алгоритмов стресс-протективных стратегий, повышение уровня эмпатии, толерантности, коммуникативной компетентности.
Деятельность медработника в современных условиях (в т. ч. экстремальных) требует особых знаний и навыков по медицинской психологии, этике и деонтологии.
Медицинская психология затрагивает такие вопросы, как СЭВ, СХУ, стресс и его преодоление, конфликтология, деловая коммуникация и др. При этом дисциплина преподается лишь на 1-м курсе. Но во время практики в ЛПУ учащиеся сталкиваются с реальными конфликтами, испытывают сложности при общении с пациентами и коллегами. Вот тогда у них появляются вопросы, которые часто остаются без ответа.
История выпускницы медколледжа
Екатерина Селюкова, 25 лет (стаж 2 года), акушерка обсервационного отделения, рассказала о работе с пациентами с COVID-19. Какие чувства она испытывала, был ли страх? Как изменились отношения с близкими и коллегами? Хотелось ли уйти из профессии?— Наша больница была перепрофилирована дольше всех в городе и работала без перерыва около года. Сначала мне было страшно, не понимала, что будет дальше, но со временем эти чувства притупились, и я привыкла. Раздражительности и конфликтности не заметила, только сочувствие к пациентам и жалость к себе, злость, что от тебя почти ничего не зависит и решает все равно болезнь, какие бы усилия ни были приложены, исход бывал печален.
Моя кожа отрицательно реагировала на постоянное нахождение в средствах защиты, появились высыпания. Коллеги часто жаловались на выпадение волос и перхоть. Судя по симптомам, я переболела COVID-19 (тесты не делала).
Отношения с близкими изменились в лучшую сторону: ярче ощущается ценность момента, возможность быть рядом. Родные стали больше понимать значение моей профессиональной деятельности, моей миссии, если хотите.
Пандемия очень сплотила коллектив больницы, все познакомились, так как ковидные отделения комплектовались из специалистов нескольких отделений в одно. В чистой зоне сотрудники писали приободряющие плакаты для идущих в красную зону. Среди коллег у меня появилось несколько близких людей, а раньше мы даже не пересекались.
«Менять профессию? Нет! В пандемию только укрепилось понимание своей нужности, своего места, предназначения и востребованности. Если не мы, то кто? Единственное, что так и не получилось принять, — это смерть пациентов, несвоевременную, несправедливую».