Год назад 2-я кафедра детских болезней ГрГМУ была реорганизована в две, и на базе ее амбулаторного звена создана кафедра поликлинической педиатрии. Новое подразделение возглавила кандидат мед. наук Наталья Томчик. Мы говорим с руководителем о становлении кафедры, о том, чего уже удалось достичь, и о новых научных направлениях, которые здесь начали активно развивать.
Наталья Валентиновна, расскажите, почему решили отдельно выделить амбулаторное звено? В чем особенность работы детского врача в поликлинике?
Нельзя игнорировать тот факт, что основная масса наших выпускников не уходит в стационар. Многие становятся амбулаторными врачами или врачами общей практики. Сталкиваясь с реалиями амбулаторной службы, молодые специалисты испытывают трудности.
Амбулаторная служба и стационар имеют свои особенности, у них разные нормативные документы и тактические подходы. Персонал поликлиники работает и с больными, и со здоровыми детьми, а в больнице пребывают только заболевшие пациенты. Более того, в стационаре больной ребенок находится под круглосуточным медицинским наблюдением. Для врача амбулаторной службы важно инициировать доверительные отношения с родителями и научить их добросовестно выполнять врачебные назначения и осуществлять полноценный уход. Но самое главное — своевременно выявить у больного ребенка критерии для госпитализации, чтобы его состояние не усугубилось.
Первый год работы кафедры миновал. Все ли, что наметили, удалось сделать?
Еще до открытия кафедры сотрудники провели огромную работу, чтобы обеспечить качественный образовательный процесс. Мы подготовили методические разработки, дидактический материал для студентов, учебные программы, в том числе по дисциплине «Ознакомительная практика», которую в Беларуси начали преподавать впервые.
Первого сентября 2021 года на кафедре начался учебный процесс для студентов 1, 2, 4 и 6-го курсов педиатрического и лечебного факультетов. Наши сотрудники делились со студентами врачебным опытом, знакомили их с современными методами диагностики, профилактики и лечения детских болезней.
Важно, что к нам приходят студенты 1-го и 2-го курсов, ведь с прошлого учебного года в учреждениях образования медицинского профиля введена ознакомительная практика. Она подразумевает введение в профессию. Мне как руководителю кажется, что от того, как мы введем в медицину вчерашних школьников, во многом будет зависеть их дальнейший интерес к нашим дисциплинам и к профессии в целом.
Сегодня в Беларуси обсуждается тактика работы в условиях новой организационной модели амбулаторной помощи по технологии бережливого производства, формирование среды бережного отношения к ребенку и его семье. Суть понятия «бережливой поликлиники» — в сохранении ресурсов времени и нервов всех участников процесса: детей, их родителей или законных представителей, медработников. Наша задача — ознакомить и донести до будущих врачей суть работы в современных условиях, необходимость грамотного использования в своей деятельности электронных средств.
Мы начали проводить внутривузовские олимпиады по оказанию первой помощи, медицинскому уходу и манипуляционной технике среди студентов 1–2-го курсов. Используя гибридный подход (сначала отбираем лучших студентов через интерфейс образовательного портала, а затем они решают кейсы с демонстрацией навыков по оказанию первой помощи, сестринских манипуляций), мы выявляем наиболее мотивированных студентов. В дальнейшем будем привлекать их к научной работе.
Максимально приближая практику к программе учебного процесса, мы добились слаженной работы с сотрудниками симуляционно-аттестационного центра. Более половины занятий по оказанию первой помощи и манипуляционной технике мы проводим на базе данного центра. Таким образом студенты отрабатывают полученные знания на практике.
К слову, о практике. Кафедра организована на базе детской центральной городской клинической поликлиники. С какого курса студенты получают доступ непосредственно к пациентам?
Если говорить о 1-м и 2-м курсах, то у ребят пока не хватает опыта пропедевтики. По возможности показываем им интересные и редкие клинические случаи, например, сыпь или генетический синдром, где внешний фенотип ребенка нужно однажды увидеть, чтобы запомнить. Работаем со студентами не только на симуляторах — водим их по врачебным кабинетам, в хирургическое, физиотерапевтическое отделения, лабораторию, отделение функциональной диагностики, центр раннего вмешательства — так постепенно знакомим с профессией.
Учебная практика у студентов 4-го курса педиатрического факультета тоже имеет свои особенности. Ребята впервые непосредственно сталкиваются с работой врача-педиатра в амбулаторных условиях, закрепляют знания, полученные на практических занятиях, приобретают новые навыки.
Что касается шестикурсников, то в учебном процессе показываем им пациента (при согласии его родителей или законных представителей). Закрепляем студентов за участковыми врачами-педиатрами. Таким образом, время занятий ребята проводят в прямом контакте с участковым врачом, медсестрой, пациентом и его родителями. Они видят, как происходит взаимодействие между медицинской службой и семьей, и это помогает развивать необходимые навыки вербального контакта.
Преподаватели координируют «вызовы на дом», после которых студенты предоставляют отчеты. Кроме того, мы тесно контактируем с врачом-куратором: он указывает нам на недостатки в работе студента, и на следующем занятии мы их заново прорабатываем. Не менее важно, что у студентов есть возможность получить навыки работы с электронными картами индивидуального развития ребенка.
Все студенты, обучающиеся на кафедре, имеют доступ к образовательному порталу, где размещаются лекционные материалы по дисциплинам, есть ссылки на нормативные документы Минздрава. Студенты учатся грамотно пользоваться информационными ресурсами, получать только достоверную информацию. Что касается материалов по клинической медицине, то мы рекомендуем ребятам пользоваться проверенными интернет-ресурсами: PubMed, Medsсape, Кокрановской библиотекой, научными базами наших коллег из ближнего зарубежья.