При черепно-мозговых травмах, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях, нейроинфекциях у пациентов могут появиться речевые нарушения: афазия (отсутствие или частичная утрата речи) и дизартрия (искажение слов и звуков).
Как диагностировать эти нарушения и помочь пациенту восстановиться, рассказывает Илона Кочетова, учитель-дефектолог Республиканской клинической больницы медицинской реабилитации.
Что такое афазия?
Афазия — это одно из наиболее тяжелых речевых нарушений, развивается вследствие повреждения речевых центров коры головного мозга.
Пациент полностью теряет не только речь, у него также нарушаются чтение и письмо.
Степень проявления бывает разная: у одних пациентов с афазией наблюдаются незначительные трудности в коммуникации, у других в речи появляются множественные искажения, у третьих происходит полная потеря речи. Некоторые перестают даже понимать речь других людей — это называется сенсорной афазией.
Существует шесть форм этого речевого нарушения, но глобально афазию можно разделить на моторную и сенсорную.
Речь человека с сенсорной афазией
Человек перестает различать звуки речи. При этом его физический слух остается сохранным. Пациент принимает одни звуки за другие: например, вместо «дочка» слышит «точка» или «бочка». Разные слова звучат для него одинаково: «рот» — «фронт» и т. п.
При сенсорной афазии (акустико-гностической) наблюдается феномен «отчуждения смысла слов», т. е. человек слышит одно, а воспринимает другое. При сохранном слухе не понимает самых простых речевых конструкций, не может правильно указать на часть тела или предмет, выполнить устную инструкцию. При коммуникации пытается подстроиться под ситуацию, догадаться о смысле слов собеседников, ориентируясь на их интонации, мимику и жесты. Его собственная речь остается непонятной для окружающих, она производит впечатление потока, состоящего из случайного набора слогов и словосочетаний. Письмо и чтение отсутствуют при такой форме. Также практически исчезает самоконтроль.
Что происходит с речью при моторной афазии?
Моторная афазия развивается по причине повреждения нижних отделов премоторной области левого полушария. При этом нарушается адресация нервных импульсов и, как следствие, произношение звуков. Проще говоря, человек не может найти нужное положение языка и губ. Мышцы, участвующие в артикуляции, получают неправильные, искаженные команды от мозга. В результате получается «слот» вместо «стол», «илга» вместо «игла» и т. д. Понимание речи у пациентов с моторной афазией сохраняется в полном объеме, письмо и чтение нарушено.
Одна из самых тяжелых форм речевых нарушений — сенсомоторная афазия. Пациенты с такой смешанной формой встречаются достаточно часто. Они не понимают обращенную к ним речь и сами не могут говорить.
Что такое дизартрия?
Это речевое нарушение, развившееся вследствие частичного паралича языка, губ или мягкого неба. Человек понимает обращенную к нему речь, пишет, читает. Нарушена только произносительная сторона речи, ее темп и интонация. В легких случаях пациент лишь немного смазывает звуки и слова, в тяжелых — пропускает отдельные звуки.
Как лечащему врачу диагностировать у пациента речевые расстройства?
Он может оценить, понимает ли пациент обращенную к нему речь, отвечает ли на вопросы. Если речь пациента нарушена, можно попросить его кивнуть или ответить жестами. После установления предварительного диагноза «афазия» необходима консультация невролога и логопеда. При подтверждении диагноза следует немедленно приступать к реабилитации. Чем раньше начнется логопедическая работа, тем лучше будет результат. Если обратиться к логопеду, к примеру, через два года (а такое бывает часто), то даже при интенсивной работе прогресса не случится.
Как происходит речевая реабилитация?
При работе с пациентами мы используем методические пособия, сборники, включающие в себя специальные упражнения, тексты на восстановление разных видов речи: устной, письменной, на понимание обращенной речи. На логопедических занятиях, особенно при работе с пациентами с выраженными речевыми нарушениями, используем большое количество наглядного материала.
При дизартрии хорошо работают артикуляционные, дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, упражнения для улучшения просодической стороны речи.
Частота занятий зависит от степени выраженности речевого нарушения. Если у пациента выраженная форма, то их проводят ежедневно, если легкая — реже.
В нашей больнице с такими пациентами работают пять опытных квалифицированных логопедов (учителей-дефектологов), которые регулярно проходят дополнительные обучающие курсы. Работа специалистов основывается на индивидуальном подходе, пациенту предлагают реабилитационные методики по восстановлению речи, основанные на результатах комплексной диагностики.
Что влияет на эффективность восстановления речи?
На результат влияют сразу несколько факторов. Один из самых главных — время начала реабилитации. По результатам отечественных и зарубежных специалистов отмечается, что наилучшая эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые три месяца. Также имеет значение очаг поражения головного мозга и его размеры.
Реабилитация при ЧМТ длится 21 день, при инсультах — 28 дней.
За это время человек может начать «отстраиваться», но не восстановится до конца. Останавливать занятия после выписки ни в коем случае нельзя. Иначе все вернется к тому уровню, который был у пациента до поступления на реабилитацию.
Поэтому мы стараемся к восстановительному процессу подключать родственников пациентов. Обучаем и консультируем их по самостоятельной работе в домашних условиях. Восстановление речи — это длительный и трудоемкий процесс. Без поддержки здесь не обойтись.
Памятка
Рекомендации по общению с людьми с афазией:
- Говорите медленно, короткими предложениями, интонационно выделяя важные слова.
- Спрашивайте, понимает ли вас человек.
- Когда необходимо обеспечить понимание, задавайте простые вопросы, требующие ответа «да/нет».
- Давайте время на ответ, не торопитесь и проявляйте терпение.
- Показывайте человеку, что вы его понимаете либо не понимаете.
- Используйте жесты, рисунки, показывайте на предметы. Можно использовать для общения самодельные или готовые наборы картинок или символов.
- Иногда человеку с афазией проще нарисовать, чем сказать: имейте при себе пишущие принадлежности.
- Когда говорите, можно попробовать записывать на бумаге ключевые слова в качестве зрительной опоры. Однако учтите, что часто при афазии сильно нарушено и чтение.
- Устраняйте отвлекающие факторы и фоновый шум (радио, ТВ).
Чего не стоит делать:
- Говорить как с ребенком или как с человеком с нарушениями слуха или интеллекта.
- Говорить за человека, заканчивать за него предложения.
- Обсуждать человека в его присутствии, даже если он плохо понимает речь.
- Проявлять нетерпение, требовать речевого общения на прежнем уровне.
- Заниматься по азбуке или букварю.
Фото из архива И. Кочетовой.