Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Несмотря на изученность и немалое количество профилактических рекомендаций, проблема профессионального выгорания медработников по-прежнему остается актуальной. Тесный межличностный контакт с пациентом, высокая рабочая нагрузка при таком же уровне личной ответственности, длительное напряжение — все это приводит к эмоциональному и физическому истощению и, как следствие, к профессиональному выгоранию. Как медицинские специалисты справляются с этим состоянием? Опытом поделились врачи, фельдшеры и медсестры.

 

И все-таки стресс?

 

Mariya KomarovaМария КомароваМедработник как представитель социально ориентированной профессии большое количество времени проводит в тесном межличностном взаимодействии с пациентом. Подобное профессиональное взаимодействие подразумевает понимание психофизиологического состояния пациента, его актуальной жизненной ситуации, эмоций, предполагает создание и поддержку позитивного оздоравливающего контакта.

 

Медицинский специалист расходует очень много личного психоэмоционального ресурса. И иначе нельзя: нравственное отношение к любому пациенту предписывают медицинская этика и деонтология. Но иногда случается, что интерес к профессии остается, а психоэмоциональный ресурс истощен. Так начинается профессиональное выгорание.

 

Согласно МКБ-11, эмоциональное выгорание — это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.

 

Стресс-факторы проявляются на разных уровнях профессиональной ситуации — в организационной сфере учреждения, на уровне социально-психологического взаимодействия и на глубинном личностном уровне. К организационным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, следует отнести защищенность интересов специалиста как перед вышестоящими организациями, так и во взаимодействии с внутренними подразделениями, обеспеченность юридической помощью в случае жалоб, социальную поддержку специалиста и его семьи. Сюда относятся также внешние условия труда, рабочая нагрузка, оплата труда, материально-техническое оснащение рабочих мест (условия работы в кабинетах, оргтехника, метраж, эргономика помещений).

 

Нельзя недооценивать фактор отношения руководителя к специалисту — применяется ли индивидуальный подход, имеется ли перспектива карьерного роста, проявляется ли лояльность к обучению, как регулируется оплата труда, как осуществляется стиль руководства в целом — через  поощрение или угрозы и наказания.

 

Психологический климат в коллективе тоже имеет значение — поддерживающие коллегиальные отношения или конкурентные, наблюдаются ли конфронтационные взаимодействия — интриги, сплетни, манипуляции, разобщенность, клановость.

 

Все перечисленные или отдельные из факторов дают специалисту обратную связь и либо транслируют «тебя здесь ценят, ты нужен», либо, наоборот, дают понять, насколько он одинок в своей деятельности, незащищен, неважен.

 

К значимым факторам, способствующим профессиональному выгоранию, относятся индивидуальные особенности, основанные на направленности личности, определяющей приоритеты, поведенческие стратегии, стиль работы, а в конечном итоге — удовлетворенность трудом и результативность.

 

Установлено, что в первую очередь выгорают специалисты с высокой личной ответственностью за результат, готовые работать сверхурочно, покладистые, старательные, беспрекословно подчиняющиеся, не склонные отстаивать свою точку зрения.

 

Симптомы выгорания

 

Основными симптомами выгорания считаются истощение (эмоциональное, умственное, физическое), личностная отстраненность, негативизм, цинизм по отношению к работе и всему, что с ней связано, снижение работоспособности и профессиональной эффективности, частичная или полная профессиональная демотивация, регресс профессионального развития. Более отдаленными последствиями являются нарушения психической и физиологической деятельности, системные и органные патологии, профессиональная деформация специалиста.

 

Процесс имеет несколько уровней выраженности — низкий, средний и высокий. При низком уровне наблюдаются единичные эпизоды психических и физиологических нарушений, которые восстанавливаются после отдыха, смены вида деятельности. Средний уровень говорит о том, что патологические паттерны поведения по отношению к себе и окружающему миру уже сформированы и переход к высокой степени выгорания — вопрос времени, усугубления внешних ситуационных факторов или внутренних поломок.

 

Установленный на ранних стадиях, этот процесс обратим. Но он требует осознанного отношения, комплекса восстановительных мероприятий и может стать длительным, занять от нескольких недель до нескольких лет.

 

Собственное исследование

 

В анонимном исследовании по выявлению уровня синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) приняли участие 98 врачей различных специальностей — врачи общей практики, педиатры, анестезиологи-реаниматологи, фтизиатры, врачи-рентгенологи, оториноларингологи, а также фармацевты. Исследование проводилось с помощью экспресс-теста «Профессиональное выгорание» в разработке Н. Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексон. 

 

53 % опрошенных врачей имеют высокий уровень эмоционального истощения, испытывают эмоциональное напряжение или эмоциональный дефицит. Подобное состояние выражается в дистанцировании от коллег и пациентов, в потере способности к сопереживанию, ослаблении жизненного тонуса, доминировании негативных эмоций. Появляются повышенная утомляемость, нарушения сна, снижение когнитивных функций.

 

49 % респондентов деперсонализируют пациентов. Это характеризуется полной или частичной утратой интереса к личности пациента и его индивидуальной истории. При восприятии пациента как источника негативной информации могут проявляться равнодушие, холодность вплоть до агрессивных тенденций, часто неосознаваемых. Это же касается и отношения к коллегам. 55 % опрошенных врачей испытывают недовольство собой как профессионалом на своем рабочем месте, снижение оценки собственной компетентности и востребованности.

 

Близкие по значениям результаты были получены и среди медработников среднего звена. В исследовании приняли участие 80 фельдшеров, акушеров, старших и главных медсестер, медсестер реанимации, анестезиологии Гомеля и области.

 

Результаты представлены на рисунке.

 

 

Мировая статистика

 

В ряде зарубежных исследований профессионального выгорания медсестер приводятся данные о высоких показателях отдельных составляющих синдрома. У значительного числа сотрудников зафиксирован высокий уровень деперсонализации (42,8 %) и профессионального стресса (37,5 %). В целом высокий уровень профессионального выгорания характерен для 53,7 % среднего медицинского персонала (согласно исследованию А. Д. Каштанова и др. «Психоэмоциональное состояние среднего медперсонала отделений реанимации и интенсивной терапии при работе с пациентами, инфицированными COVID-19»).

 

О распространенности СЭВ у врачей разных стран говорят следующие данные:

 

  • Россия — 86 %,
  • Китай — 67–88 %,
  • США — 46 %,
  • Индия — 45 %,
  • Франция — 51 %.

 

Результаты исследований работников сферы психического здоровья (психиатры, наркологи, психотерапевты, психологи) в Республике Беларусь показывают признаки СЭВ различной степени выраженности у 78,7 % специалистов (согласно данным работы М. М. Скугаревской и др.). 

 

Что ощущают медработники?

 

Старшая медсестра, стаж 31 год: Профессия была моей мечтой. Свою трудовую деятельность начинала с постовой медсестры. Мне казалось, что своей любовью и заботой я могу победить любую болезнь. Исполнительная, общительная, скрупулезная, требовательная, я жила работой и своей миссией. А сейчас… уставшие, выгоревшие коллеги, бумажная волокита, бесконечные проверки, много формалистики. Пациентами медики воспринимаются скорее как обслуживающий персонал, больше претензий, чем хороших слов.

 

Старшая медсестра, стаж 20 лет: Постоянная усталость, потеря нормального сна, аппетита, частые головные боли — вот моя реальность. Хочется просто побыть одной. Очень люблю смотреть старые фильмы — там все так чисто, так ясно. Люблю читать книги, я погружаюсь в текст, желательно, чтобы это были произведения с хорошим концом, хочется переживать легкие истории.

 

Врач-хирург, стаж 10 лет: Я не знаю, выгорание ли это, но в последнее время испытываю демотивацию в работе, усталость. Сама профессия мне нравится, я сам выбрал ее когда-то и не хочу менять. Работа хирурга связана с высоким напряжением, огромной ответственностью и ощутимой рабочей нагрузкой. Хотелось бы больше понимания со стороны руководства, коллег. Но мы часто сталкиваемся с манипуляциями, «спихотерапией» со стороны коллег, с уклонением от обязанностей взаимосвязанных специалистов в одном коллективе. Отдаваясь полностью работе, не чувствуешь себя защищенным. Если случится жалоба пациента, «виновным» окажешься только ты один. В последнее время выросли объемы бумажной работы. В результате наступает момент, когда наваливаются и усталость, и разочарование.

 

По-моему, главное в борьбе с выгоранием — это умение переключаться с работы на другие занятия. У меня это творчество, связанное с профессией. Я начал вести свой блог в инстаграме, где рассказываю интересные клинические кейсы для обсуждения. Занятие увлекает и помогает развиваться профессионально.

 

Выгореть можно в любом деле, если полностью отдаешься своему занятию, вид деятельности становится доминирующим, определяет главную ролевую и личностную ценность. При этом человек не заботится о собственном физическом и психологическом состоянии, работает на износ, без отдыха, не давая себе возможности пополнить энергетический ресурс.

 

Какие методы помогают? 

 

Провизор, стаж 11 лет: Главное для профилактики СЭВ — разнообразие в жизни. Кроме работы должно быть хобби, нужно проводить время с семьей, друзьями. Занимаюсь спортом, люблю петь, участвовать в интеллектуальных квизах, раз в неделю стараюсь ходить в бассейн. У меня много приятельниц, две лучшие подруги, встречаемся несколько раз в неделю. Стараюсь найти возможность отдохнуть каждый день, сделать то, что хочется в данный момент. Жизнь кипит, и такое разнообразие позволяет восстановить силы, переключить внимание.

 

Провизор, стаж 16 лет: У меня семья, двое мальчиков. Мы с мужем отдаем приоритет общению с детьми, участию в их жизни. Что еще могу противопоставить выгоранию? Люблю организовывать мероприятия, недавно устроила встречу выпускников для целого курса университета! Провожу игры с детьми во дворе, в Грузии организовывала интернациональные футбольные встречи среди групп детей. Еще меня занимает изучение языков славянской группы, интересно переводить песни на белорусский язык. Люблю читать исторические романы в тишине.

 

Врач общей практики, стаж 5 лет: Главным в профилактике СЭВ считаю умение оставлять работу и мысли о ней на рабочем месте, переключаться. Первое время выплакивала все свои горести дома мужу, он терпеливо слушал, был моей жилеткой. Со временем поняла, что это не выход, сначала переживаешь рабочую ситуацию на рабочем месте, а потом то же самое дома, но с еще большей эмоциональной окраской. Через 5 лет решилась поменять работу — с должности врача общей практики ушла терапевтом в отделение дневного пребывания. Сейчас мне хватает времени на прогулки на свежем воздухе, путешествия, немного рисую для удовольствия. А для выражения чувств и бесед у меня есть подруга с предыдущего места работы, эхо прошлых лет иногда напоминает о том, что нужно ценить в настоящем.

 

Фельдшер-акушер, стаж 34 года: У меня давно сложились стабильные отношения с работой — я настраиваю себя на позитив, проговариваю при пробуждении: «Все будет хорошо, какой сегодня замечательный день!». И знаете, так все и складывается! Есть несколько видов занятий, которые дают мне энергию, — игра на синтезаторе, бассейн, вязание. А когда пресыщена общением, люблю побыть наедине с собой, просто ничего не делать, по-моему, это важно — быть хозяйкой своего времени.

 

Фельдшер-акушер, стаж 22 года: Мне кажется, самое главное в профилактике СЭВ — не драматизировать происходящие события, не переоценивать свои возможности в их решении, как и степень собственной ответственности за происходящее в мире, с другими людьми. Не вступайте в эмоциональные дискуссии на работе, уходите от конфликтных отношений. Старайтесь не брать работу на дом. В свободное время нужно заниматься досугом — выставки, концерты, отдых на природе. И, конечно, нужно поддерживать собственное здоровье — правильно питаться и полноценно высыпаться.

 

Главная медсестра, стаж 35 лет: Для профилактики СЭВ важно постоянно повышать уровень квалификации, быть открытым новому и все время учиться. Не бояться отстаивать свое мнение. Нужно держать себя в коллективе достойно, не участвовать в сплетнях, обсуждениях других людей, не заискивать перед начальством, это всегда плохо сказывается на взаимодействии с коллегами. Давайте себе отдых даже на работе — несколько минут побудьте в тишине, посмотрите в окно, переключитесь со стресса на созерцание.

 

Старшая медсестра, стаж 10 лет: Я меняла виды деятельности, но трудности и объемы работы везде догоняли меня. Выбивалась из сил, теряла энергию и желание работать дальше. Первый раз задумалась о том, что надо что-то серьезно менять, когда, придя домой с работы, накричала на 7-летнюю дочь в ответ на ее просьбу поиграть. Она расплакалась и сказала: «Почему ты такая злая? Детей надо любить!»

 

До сих пор помню ее заплаканное лицо и свое отчаяние. На семейном совете решили купить дачу, приобрели 7 соток. Так у нас появился свой дом. Почти каждый день сбегали от городской суеты в свой уголок и приводили его в порядок. Дорога в дом проходила через лес, и это было такое наслаждение! Мы отдыхали там морально. Готовили на открытом огне сосиски с яичницей и с удовольствием ели, шутили, смеялись. Муж предложил купить боксерскую грушу, боксировать нам нравится всем троим. И дочь учим: когда злишься, не держи в себе, попинай подушку, диван или грушу. На даче нам очень хорошо. Про выгорание уже не думаю.

 

Главная медсестра, стаж 23 года: Я не выгорела, но 24 часов в сутки мне не хватает — очень большой объем работы. Вот мои приемы: нужно систематизировать поступающую информацию, планировать работу и отчетность, вести производственный календарь, создать удобную для себя наглядную форму. Мне также помогает мое знание компьютера. Для обобщения входящей и исходящей информации использую разработанные мной в соответствии со спецификой деятельности таблицы в Excel. Я сделала их доступными для всех старших сестер, сюда стекается вся информация по использованию материалов, препаратов, веществ для ежедневной работы всех подразделений. Да, это было непросто, но, единожды потрудившись, сегодня мы ежедневно экономим время и силы, удобно мониторить ситуацию, если по производственной необходимости находишься вне учреждения.

 

Я продолжаю учиться, узнаю свою работу с других сторон и люблю делиться знаниями с коллегами, провожу обучающие занятия, продолжаю преподавательскую деятельность. Это очень дисциплинирует. Для меня также важны движение, разные хобби — кулинария, фитнес. Раньше я организовывала семейные мероприятия и занималась вокалом, сейчас пою в машине. Несмотря на свою занятость, выделила время только для себя — косметические и водные процедуры, массаж, наслаждение природой и уединением. Я люблю свою работу, все время открываю ее новые грани, учусь, тренируюсь, а жизнь сама собой меняется и предоставляет новые возможности и перспективы для реализации.

 

Что делать, когда замечаешь признаки выгорания?

 

Признайте, что вам тяжело. Это не значит, что вы недостаточно хороший специалист или слабый человек, это лишь значит, что у вас сейчас непростой период и нужна помощь, в первую очередь от себя самого. Назовите для себя свое состояние, позвольте себе его чувствовать. Если состояние затянулось, обратитесь к психологу или психотерапевту.

 

Овладейте дыхательными техниками («дыхание по квадрату», «дыхание по треугольнику» и др.), добавьте двигательную активность по силам. На стресс лучше отреагировать в ближайшие 2 часа, выберите для этого подходящие способы. Если движение, то это может быть подъем и спуск по лестнице на высокий этаж, бег, тренировки в спортзале. Для качественной отработки стресса используйте аффект — шумно, энергично болейте за любимую команду, сами участвуйте в соревнованиях, посещайте мероприятия объединяющего характера — просмотр фильмов в кинотеатре, пение на концертах, соревновательные интеллектуальные игры.

 

Поддержите себя физически. Необходим достаточный отдых, адекватный нагрузкам, и хороший сон. Синдром эмоционального выгорания всегда развивается параллельно с физическим недомоганием. Психика человека имеет гибкую природу, она пытается приспособиться под действие рабочего стрессора и пропускает удар за ударом. И тогда реагирует тело, появляются функциональные нарушения, болевые синдромы неясной этиологии, легко появляются инфекционные заболевания, обостряются хронические недуги. Но первым сигнализирует о том, что человек не в порядке, устойчивое нарушение сна, недостаток сил физических и эмоциональных. Вот это и нужно восстанавливать в первую очередь. Возможно, потребуются консультации профильных медицинских специалистов (эндокринолога, невролога и др.).

 

Организуйте правильное питание и витаминотерапию. Чтобы организм смог выработать достаточное количество нейромедиаторов, гормонов и гормоноподобных веществ для слаженной работы, нужно дать ему правильные ингредиенты.

 

Расширяйте социальное взаимодействие, не связанное с работой и семьей. Пусть появятся интересное хобби и соответствующая ему социальная среда. Это откроет другие грани вашей личности и придаст уверенности и значимости, а заодно зарядит позитивной энергией.

 

Ставьте перед собой значимые цели, мечтайте — это повышает долгосрочную мотивацию. Такие цели помогают субъективно переоценить степень стрессогенности сиюминутных факторов. На фоне значимой цели то, что произошло только что, может потерять свою значимость, а достижение краткосрочных целей дает чувство успешности, повышающее степень собственной ценности. Ведите учет собственных успехов, не обесценивайте даже малые достижения.

 

Развивайтесь профессионально, открывайте новые грани своей профессии. Делитесь новым опытом с коллегами, создавайте и укрепляйте профессиональную коалицию. Это повышает собственную профессиональную ценность, дает чувство востребованности, важности вашего труда.

 

Советы молодым специалистам от опытных коллег

 

Главная медсестра, стаж 40 лет: Нужно найти то место, которое будет действительно по душе, — терапия, педиатрия, акушерство, стационар или поликлиника, процедурный кабинет... Когда работа нравится, то идешь на нее с удовольствием.

 

Старшая медсестра, стаж более 30 лет: Хотелось бы посоветовать еще на этапе выбора профессии хорошо подумать, готовы ли вы отдавать себя людям, потому что в медицине по-другому нельзя.

 

Старшая медсестра, стаж 6 лет: Если стоит выбор между обедом и работой (не считая оказания первой медицинской помощи), то лучше сначала пообедать и уже потом с хорошим настроением сделать свою работу. Помнить, что медицина — это оказание помощи людям как долг каждого медработника. Если идешь в профессию ради денег, то лучше выбрать другой путь.

 

Наталья Галиновская, декан факультета повышения квалификации и переподготовки ГомГМУ, доктор мед. наук, профессор:

 

— Профессиональное выгорание медработников действительно является значимой проблемой в связи с ее широкой распространенностью и при этом сложностью диагностики. Снижается удовлетворенность от выполняемой деятельности, и, как следствие, возникает напряжение резервов адаптации для выполнения ежедневных обязанностей. Длительный синдром профессионального выгорания приводит к истощению и компенсации психологического дискомфорта с возникновением соматических симптомов.

 

Одной из причин является специфика профессиональной деятельности медработников, представленная субъект-субъектным взаимодействием в условиях изначально повышенной ответственности одной из сторон. Это характерно и для других профессий, связанных с межличностными коммуникациями. Возникновение синдрома эмоционального выгорания приводит к снижению качества выполняемой работы даже у лиц с изначально адекватным выбором профессии.

 

Изучению причин и механизмов синдрома выгорания посвящены многочисленные исследования. На сегодня разработаны валидизированные диагностические инструменты для разностороннего изучения и понимания структуры и проявлений СЭВ. Тем не менее следует признать, что причины этого состояния динамичны, а структура изменяется в каждом поколении.

 

На факультете повышения квалификации и переподготовки ГомГМУ реализуется образовательная программа «Профессиональные коммуникации», посвященная в т. ч. профилактике СЭВ. Среди практикующих врачей и других медработников полезными оказываются интерактивные групповые формы работы, когда обсуждаются сложные вопросы коммуникации различного уровня, а также примеры индивидуальных возможностей противодействия трудным ситуациям.