Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Ученые из Шэньчжэньского, Пекинского университетов и Шанхайского университета международных исследований (Китай) пришли к выводу, что уровень тестостерона в организме мужчины влияет на его щедрость. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

 

Эгоистичный гормон

 

Альтруизм — одна из важнейших характеристик человеческого общества. Люди готовы помогать другим, даже незнакомым, часто в ущерб самим себе, и такие просоциальные решения в целом приносят огромную пользу. Однако мы не в одинаковой степени готовы делиться с окружающими. Напротив, наша щедрость по отношению к другим критически зависит от социальных и ситуативных факторов и в первую очередь от степени близости между лицом, принимающим решение, и человеком, которому такое решение будет выгодно. Разумеется, наша эмпатия к другим снижается с увеличением социальной дистанции — обычно мы ведем себя более великодушно при взаимодействии с близкими и не столь радушны с совершенно незнакомыми людьми.

 

Поведенческая нейроэндокринология определила важную роль гормонов в социальном познании человека и принятии им решений. Например, было показано, что половой стероид тестостерон влияет на социальное взаимодействие и обычно ассоциируется с агрессивным поведением. Как показали исследования, его повышенный уровень, в частности, способен влиять на принятие импульсивных решений, тягу к обогащению и получению материальных благ, а также приводить к асоциальному поведению. Китайские ученые предположили, что именно тестостерон побуждает мужчин делать более эгоистичный выбор, особенно когда дело касается не самых близких им людей. Специалисты наблюдали за активностью мозга участников во время принятия решения с помощью МРТ и выяснили, что тестостерон влияет на активность в височно-теменном переходе мозга, отвечающем за эмпатию.

 

Определи дистанцию и ... подели

 

Участниками двойного слепого плацебо-контролируемого исследования стали 70 молодых мужчин в возрасте от 18 до 25 лет. Их распределили на две группы: всем участникам втирали специальный гель в плечи, однако в случае первой группы он содержал определенное количество тестостерона (150 мг), а вторая получала плацебо (бесцветный водно-спиртовой гель). Два участника были исключены по причине проявления текущих депрессивных симптомов — они сообщили о подавленном настроении и связанном с этим негативном отношении к окружающим. В группе плацебо оказались 32 участника, в группе тестостерона — 36. Их попросили воздержаться от алкоголя, кофеина и курения в течение 24 часов до начала тестирования.

 

Каждый сеанс длился около 4 часов. В течение трехчасового периода после нанесения средства участники отдыхали, листая газеты и журналы, не связанные с исследованием. По истечении этого времени добровольцам раздали деньги (суммы различались) и предложили решить, оставить их себе или разделить с другим человеком, выбранным учеными.

 

Перед сеансом участников попросили оценить по 20-балльной шкале их близость к следующим людям: мать, отец, брат или сестра, партнер, ребенок, дедушка или бабушка, член семьи, родственник, лучший друг, приятель из круга общения, коллега, сосед, знакомый
и незнакомец. Затем предложили проанализировать свое окружение и определить людей, к которым у них было положительное либо нейтральное отношение, по специальной шкале на следующих социальных дистанциях: 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 и 100. За исключением значений 50 (просто знакомый) и 100 (совершенно незнакомый) испытуемые записали на бумаге имена людей, в каких отношениях с ними состоят и контактную информацию для возможности проведения оплаты. Процесс принятия человеком решения, делиться ли деньгами и в какой пропорции, проходил под контролем функциональной магнитно-
резонансной томографии.

 

Все мужчины примерно одинаково проявляли щедрость по отношению к близким, а вот в случае с малознакомыми людьми те, кто получил тестостерон, оказались более эгоистичны и оставили почти всю сумму себе. Специалисты выявили различия в активности височно-теменного узла: эта часть головного мозга отвечает за сбор информации из таламуса, лимбической, зрительной, слуховой и соматосенсорной систем, также она связана с процессами познания себя и эмпатией.

 

На поведенческом уровне тестостерон снизил уровень щедрости по сравнению с плацебо. Он побуждал мужчин делать более эгоистичный выбор, особенно когда дело касалось не близких им людей. Более того, он нарушил представление о ценности окружающих в локальной сфере и функциональных связях. На нейронном уровне височно-теменной узел кодировал значение «щедрого» выбора по отношению к другим. Но этот эффект ослаблялся тестостероном: он действительно снижает внимание к благополучию других, что подкрепляется активностью височно-теменного узла. Более того, активность этой области в большей степени отражала индивидуальные различия в щедрости в группе плацебо, чем в группе тестостерона. Нейронная сеть, включающая корковые и подкорковые механизмы, лежит в основе понимания того, как тестостерон влияет на социальное поведение и предпочтения мужчин.

 

«Настоящее исследование расширяет нынешнее понимание нервного механизма, с помощью которого тестостерон влияет на принятие социальных решений. Мы находим, что тестостерон связан с более эгоистичным выбором и нарушает представление о ценности других людей в повседневной деятельности и функциональных связях, включая височно-теменные и подкорковые области, участвующие в обработке вознаграждения. Таким образом, настоящее исследование предоставляет причинно-следственные доказательства опосредованной тестостероном нейрогормональной связи между щедростью и системой оценки».

 

Новый тренд красоты?

 

В Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly опубликованы результаты еще одного любопытного исследования. Ученые из университетов Индианы и Пенсильвании (США) выяснили, что такое качество, как щедрость, в большей степени присуще внешне привлекательным людям. Еще один результат (впрочем, неудивительный): те, кто склонны больше отдавать, чем получать, оцениваются окружающими как более привлекательные.

 

Участники эксперимента не только определяли физическую привлекательность тех или иных людей (от подростков до весьма пожилых) по фотографиям, но и знакомились с краткими характеристиками этих людей, которые содержали данные об их поведенческих особенностях, но не предоставляли никакой информации о том, насколько они щедрые или склонные к самопожертвованию. В результате выяснилось, что те люди, которых оценивали как внешне более привлекательных, в действительности чаще проявляли склонность к самопожертвованию и щедрости, нежели те, которых посчитали менее привлекательными.

 

Исследование, таким образом, дает основание опровергнуть распространенное представление о том, что красивые люди более сосредоточены на себе и эгоистичны.

 

Расчет на добро или добро по расчету?

 

В экспериментах Холлгейра Сьостада, доктора психологических наук Норвежской школы экономики, проверялась гипотеза о том, что щедрость склонны проявлять люди, которые думают о будущем.

 

Участникам было предложено подойти к решению определенной задачи с позиции настоящего или с учетом будущего. В первом исследовании (200 респондентов) предстояло делить определенную сумму денег в игре «Диктатор» (классический психологический эксперимент по выявлению неэгоистических предпочтений), и те участники, которые ориентировались на будущее, разделили с другими больше денег (на 39 %), чем «живущие настоящим», они же проявили большее желание (на 61 %) пожертвовать средства на благотворительность.

 

Второе исследование (410 участников) подтвердило: ориентация на будущее делала участников более щедрыми тогда, когда другие знали об их выборе. Когда выбор был обозначен как публично известный, его охотнее делало большее число игроков (на 36 %). В еще одном эксперименте (n = 472) ориентированные на будущее участники снова пожертвовали больше денег на благотворительность (на 40 %) и с большей вероятностью выбирали вариант волонтерской деятельности (на 17 %), заботясь о репутации.

 

Итак, перспектива будущего может сделать людей более щедрыми, потому что заставляет их задуматься о социальных последствиях своего выбора.