Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Вопросы медико-социальной реабилитации и проблемы людей старшего возраста выходят на первый план в современном мире, подчеркнула в своем выступлении на республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование 21-го века» заведующая кафедрой медицинской реабилитации с курсом ФПКиПК ВГМУ, главный внештатный специалист по гериатрии ГУЗО Витебского облисполкома, доктор мед. наук, профессор Татьяна Оленская.

 

TATYaNA OLENSKAYaТатьяна ОленскаяAнтиэйдж-направление кафедры обязывает думать наперед. Еще 10 лет назад здесь занялись послевузовским профобразованием кадров, чтобы квалифицированная реабилитация в итоге стала доступной каждому — и детям, и людям старшего возраста, и тем, кто из-за травмы или прогрессирующей болезни утратил трудоспособность. Сейчас на Витебщине расширяют область применения искусственного интеллекта для реабилитации. Также кафедра уже более 5 лет фокусируется на обучении специалистов (и населения в целом) навыкам инклюзивного этикета.

 

Потребность времени?

 

Внимание к теме диктует развитие современного общества, что отражено в Национальной стратегии Республики Беларусь «Активное долголетие — 2030». Координирует работу медико-социальной реабилитации Национальный план действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов в Республике Беларусь на 2017–2025 годы.

 

Как изменился сегодня портрет человека, которому нужна медико-социальная реабилитация? Вопросы гериатрии включают не только работу с людьми старшего возраста. Кафедра, а также областной детский реабилитационно-оздоровительный центр «Ветразь» (на его базе проводятся обучающие курсы для специалистов практического здравоохранения и социальной сферы) и областной госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны «Юрцево» (здесь располагается областное гериатрическое отделение) реализуют на Витебщине концепт «Здоровое детство — активное долголетие». Семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), необходимо уже сейчас понимать важность социализации ребенка и получения им навыков самостоятельной бытовой жизни.

 

Аспекты превентивной гериатрии отражает и проводимая в стране диспансеризация. С учетом нового концепта современный человек должен ответственно относиться к своему здоровью, повышать качество своей жизни, быть активным и самодостаточным. Занимаясь дополнительным образованием взрослых, кафедра медико-социальной реабилитации в этом помогает.

 

Искусственный интеллект

 

Кафедра, будучи научным центром по профильному направлению, стремится идти в ногу со временем, внедрять в практическую реабилитацию и гериатрию современные достижения науки, выполняя тем самым посыл Президента о практико-ориентированности научных исследований.

 

В этом году по инициативе Поставского райисполкома стартовал уникальный международный пилотный проект «Внедрение дистанционных цифровых технологий в процессы оказания медицинской и социальной помощи жителям Поставского района «З павагай да кожнага!». В отдаленных поселках (250 км от Витебска) проект реализуется совместно с Московским городским научным обществом терапевтов на основе ИИ-платформы MeDiCase.

 

Потенциал взаимодействия

 

Социальная составляющая кафедры позволяет выходить за рамки обучения специалистов на базе университета. Практическое здравоохранение реализуется при тесном партнерстве с Министерством труда и социальной защиты, его подразделениями по Витебской области. Адаптивные реабилитационные программы создаются на различных уровнях организации медико-социальной помощи, проводится работа с населением, подключаются специалисты других учреждений и организаций.

 

Общий потенциал усиливают технологии. Так, при поддержке ГУЗО Витебского облисполкома в Шумилинском районе был реализован проект по определению постковидного синдрома с применением дистанционных технологий.

 

Кафедра медицинской реабилитации ВГМУ активно сотрудничает с ГУЗО, комитетом по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома, другими организациями по вопросам активного долголетия и медико-социальной реабилитации, абилитации и повышения качества жизни людей с инвалидностью разных возрастных групп и пожилых граждан. На практике это реализуется в организации дополнительного образования взрослых. Так, по инициативе Витебского облисполкома проводится обучение кадров госуправления современным медико-социальным подходам к людям старшего возраста. По запросу комитета по труду осуществляется подготовка кадров для социальной работы с пожилыми людьми (сиделки, социальные работники, волонтеры).

 

Межведомственное взаимодействие позволяет решать проблемы точечно, с индивидуальным подходом.

 

Среди родственников и опекунов пожилых и маломобильных граждан востребованы обучающие курсы по долговременному уходу. Навыки реабилитации, абилитации необходимы и в семьях, воспитывающих детей с ОПФР.

 

Возглавляемая Татьяной Оленской кафедра отражает современное представление о реабилитации — концепт мультидисциплинарной бригады. В небольшом штате кафедры работают специалисты с подготовкой по медико-социальной реабилитации, гериатрии, неврологии, кардиологии, терапии, баротерапии, кинезиотейпированию, санаторно-курортному лечению; более года в штате кафедры учитель-дефектолог (логопед). Таким образом, взаимодействие усиливает эффект не только по вопросам медико-социальной реабилитации и абилитации лиц трудоспособного и старшего возраста, но и в сфере работы с детьми с ОПФР.

 

В преподавании инклюзивного этикета среди незрячих в качестве «симуляционного пациента» активно помогает и лаборант кафедры, который является инвалидом 1-й группы по зрению.

 

Инклюзивный этикет

 

Кафедра медико-социальной реабилитации много лет сотрудничает с кафедрой инклюзивного образования ВГУ имени П. М. Машерова, более года длится взаимодействие с Институтом инклюзивного образования БГПУ.

 

В преддипломном образовании большое внимание уделяется медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи, но время требует развития новых навыков. Актуализируются вопросы медико-социальной реабилитации в педиатрии и гериатрии, инклюзивного этикета, ясного языка.

 

Важно обучить инклюзивному этикету при работе с незрячими, выстроить альтернативную коммуникацию с группами немых, научить правилам работы с инвалидами-колясочниками — все эти моменты способствуют медико-социальной реабилитации. Необходимо организовать возможности для логопедической и дефектологической помощи.

 

Шестикурсники, обучаясь на кафедре медреабилитации, уже имеют хорошее базовое образование по этим направлениям (совсем скоро они смогут применить его на практике и передать коллегам на рабочих местах).

 

Последипломное образование позволяет больше говорить о вопросах в области гериатрии. Современные врачи испытывают потребность в подобных знаниях. Например, в рамках белорусско-российского взаимодействия освещаются актуальные вопросы медико-социальной реабилитации для людей старшего возраста на амбулаторном и домашнем этапе. Медицинское сообщество обсуждает: что делать, когда пациент находится дома, как его вести длительно, поднимаются вопросы паллиативной медицинской помощи, неврологии, нейрохирургии, хирургии, травматологии, ортопедии…

 

Отклик у специалистов получило направление кинезиологического тейпирования и курс ведения пациента с хронической болью с элементами традиционной китайской медицины.

 

С коллективом центральной городской больницы и территориальным центром социального обслуживания населения Новополоцка воплотили интересный подход: помимо лекций, информационных сообщений и мастер-классов специалисты кафедры в составе мультидисциплинарной бригады и вместе с сотрудниками социального центра (курирующими инвалидов и пожилых граждан на дому) посещают пациентов в их привычной обстановке. На месте обучают коллег эрготерапии, анализируют состояние пациента, бытовую адаптацию, обсуждают вопросы применения технических средств реабилитации, адаптируют план работы на домашнем этапе медико-социальной реабилитации.

 

Сила гор

 

Еще одно направление взаимодействия реализуется кафедрой совместно с Витебской ГКБ № 1 в отделении гипобарической реабилитации и бароклиматической адаптации. Барокамера позволяет воссоздать условия подъема в горы. Применяют эту методику в реабилитации пациентов с большим спектром состояний, например, бронхиальной астмой, железодефицитной анемией, постковидным синдромом, псориазом, когнитивными нарушениями, синдромом хронической усталости и др. Основным методикам и практическим результатам сотрудники кафедры обучают студентов, врачей, специалистов по социальной работе.

 

Сегодня в исследованиях кафедры виден положительный результат влияния эффекта гипобарической адаптации в сфере профилактики и прогрессирования синдрома когнитивного дефицита и высокого риска развития деменции, позиционирования активного долголетия. Сейчас эта методика актуальна в реабилитации семей, которые воспитывают детей с ОПФР, в том числе с расстройством аутистического спектра. Улучшения, которые наступают при применении метода, очень важны для здоровья как маленьких пациентов, так и их родителей.

 

Координация действий межведомственных структур

 

В октябре этого года в рамках совместного заседания постоянной комиссии по труду и социальным вопросам и постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике на тему «Старение населения: тенденции, вызовы, ответные меры» при Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь создан Консультативный совет по вопросу активного долголетия и здорового старения.

 

С подачи председателя постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Ирины Костевич и председателя постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Валерия Малашко вопросы гериатрии подняты на высокий уровень. В обсуждении были задействованы представители министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, экономики, информации, образования, спорта и туризма, эксперты от научного и гражданского сообщества. К слову, профессор Татьяна Оленская является членом Консультативного совета.

 

Цель новообразованного совета — устойчивое повышение качества жизни пожилых людей, выработка мер государственной политики.

 

В рамках подписанного договора о сотрудничестве комитета по труду, занятости и социальной защите и ВГМУ (2015) кафедрой осуществляется междисциплинарная работа по вопросам медико-социальной реабилитации, абилитации и повышения качества жизни пациентов с основной инвалидизирующей патологией и лиц пожилого и старческого возраста.

 

Междисциплинарная работа кафедры ведется на уровне комитета, 25 территориальных центров и 15 социальных пансионатов Витебской области уже на протяжении 10 лет. В режимах онлайн и офлайн функционирует мультидисциплинарный консультативный пункт.

 

Форма обучения

 

По запросу комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома на кафедре медицинской реабилитации в течение нескольких лет проводится обучение взрослых специалистов в социальной сфере. Первыми прошли подготовку сотрудники с дипломами по направлениям территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), домов-интернатов. На втором этапе кафедра работала с широкой аудиторией, обучала сиделок и нянечек для семей, воспитывающих детей-двойняшек (тройняшек), а также помогающих семьям, воспитывающим детей с ОПФР.

 

Обучение такого формата — единственное в республике. Навыки специалисту передаются согласно запрошенному диагнозу, с которым предстоит работать.

 

В итоге сиделки и социальные работники, которые трудятся в сфере министерства труда и социальной защиты, обучают родственников (опекунов), ухаживающих за маломобильными членами семьи. Ежемесячно сотрудник кафедры проводит в ТЦСОН спецобучение для родственников, основываясь на их запросах (вопросы по когнитивным нарушениям, деменции, нарушению мозгового кровообращения, восстановлению после эндопротезирования и т. д).

 

Активно работает онлайн-площадка непрерывного медико-социального образования. Участие в конференциях, создание видеороликов и прямое консультирование — все варианты работы подкреплены учебно-методическими пособиями, публикациями в научных журналах.

 

Актуальный вопрос — при подготовке специалистов наработка навыков взаимодействия с людьми, которые передвигаются в инвалидной коляске. Врачи и специалисты (в т. ч. из удаленных регионов), обучающиеся на базе кафедры, получают глубокие знания, основанные на сотрудничестве с Республиканской ассоциацией инвалидов-колясочников. Например, недавно совместное междисциплинарное обучение прошло в Поставском районе. У населения и специалистов накопилось очень много вопросов. В сельской местности знания должны быть столь же доступны, как и в крупных городах, поэтому так важно обучать, проводить мастер-классы.

 

Практические навыки отрабатываются при совместной работе преподавателей, врачей-специалистов и интернов в лагерях активной реабилитации. На протяжении многих лет на кафедре действует волонтерский отряд «Аll inclusive. Все включены». Молодежь с интересом посещает практико-ориентированные занятия и мастер-классы. Медико-социальный волонтерский проект взаимной интеграции преподавателей, студентов ВГМУ и людей с ограниченными возможностями разных возрастных групп расширил географию инклюзивного этикета.

 

Стратегия кафедры заключается в том, чтобы максимально вовлечь в работу население и учащуюся молодежь. Такой опыт уже есть. Например, по инициативе кафедры на базе Республиканской универсальной выставки-ярмарки «Здорово живешь» для населения и специалистов введены дни, посвященные вопросам медико-социальной реабилитации людей старшего возраста и инвалидов. Эта инициатива поддерживается Оршанским райисполкомом.

 

Психологическое восприятие возраста

 

Специалисты стремятся убрать ограничивающее психологическое восприятие возраста. Так, на мероприятии в Орше поднимались вопросы обучения и позиционирования граждан, которые имеют инвалидность по здоровью. Применялись различные методики, в т. ч. этнореабилитация. Танцы — хорошая когнитивная гимнастика, упражнение на баланс. Навыки лозоплетения и схожие виды рукоделия и творчества позволяют отсрочить негативные проявления возраста.

 

Свой вклад в формирование восприятия молодежью людей старшего возраста и людей с ограниченными возможностями вносит и взаимодействие с кафедрой инклюзивного образования ВГУ. Студенты педагогического факультета получают опыт и навыки общения с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Такое взаимодействие позволяет проводить совместное консультирование и коррекционно-педагогическую работу. Сейчас сотрудничество также реализуется в волонтерском междисциплинарном медико-социальном, медико-педагогическом интеграционном проекте «Z-park», а инклюзивный этикет стал доступен в образовательном процессе.

 

Равные права для всех 

 

Местные органы государственной власти оказывают поддержу по вопросам взаимодействия с людьми старшего возраста и людьми с инвалидностью. Специалисты кафедры совместно с Витебской областной организацией Белорусского общества инвалидов проводили многочисленные лекции и мастер-классы для специалистов и волонтеров в электоральную кампанию по избранию депутатского корпуса в 2024 году. Ведь важно обеспечить равноправное участие пожилых граждан и людей с особенностями в электоральной кампании — для этого необходимо ввести в обиход знания о правильном взаимодействии и инклюзивном этикете.

 

Результаты работы кафедры были представлены в сентябре 2024 года на Международной конференции по развитию социальных и реабилитационных услуг для лиц с инвалидностью в Санкт-Петербурге. Представители уполномоченных и компетентных органов разных стран отметили сильную подготовку команды белорусских специалистов.

 

Человек пенсионного возраста сегодня не ждет «на лавочке» окончания жизни. Он социально активен. Именно поэтому кафедра плотно взаимодействует с комитетом по труду и соцзащите. Все территориальные центры соцобслуживания населения направлены на решение вопросов медико-социальной реабилитации, абилитации и вовлечения пенсионеров в общественную жизнь. Активное позиционирование очень важно в антиэйдж-направлении. От того, насколько человек включен в социум, зависит, к каким результатам общество придет в дальнейшем. Вот почему так важно убрать ограничивающие рамки психологического восприятия возраста.