Оказать качественную медицинскую помощь без активного участия сестринского персонала невозможно. Помимо финансирования и высокотехнологичного оборудования важна абсолютная вовлеченность всех медработников. Уход и сопровождение, начиная с приемного отделения и заканчивая выпиской, ложится на плечи среднего и младшего персонала, напомнила в своем докладе на 10-м съезде травматологов-ортопедов Беларуси с международным участием главная медицинская сестра НМИЦ травматологии и ортопедии имени им. Н. Н. Приорова Минздрава России Светлана Кабанова. Специалист подробно рассказала, как организована работа в медучреждении.
QR-код и мобильный переводчик
Светлана КабановаКлючевым направлением обеспечения безопасности пациента является прежде всего его идентификация. В центре она реализуется по двум признакам: ФИО и полная дата рождения. Для пациентов предусмотрены несъемные браслеты со штрихкодом (браслет влагоустойчивый, позволяет принимать душ). Идентификация по штрихкоду проводится при всех лечебно-диагностических процедурах, также идентифицируется биоматериал. Для эффективной коммуникации все посты и отделения для медицинских сестер оснащены мобильным переводчиком, и когда поступают иностранные граждане без сопровождения переводчика, это упрощает работу с идентификацией на первичном этапе и способствует этикету общения (приветствие, уточнение информации).
Лекарственная безопасность
По словам Светланы Кабановой, в центре проведена глобальная работа по лекарственной безопасности. Определен порядок обеспечения доступности лекарственных препаратов в режиме 24/7/365, в т. ч. в ночные часы, в выходные и праздничные дни.
Хранение светочувствительных лексредств организовано в клинико-диагностических подразделениях. Список светочувствительных лекарственных препаратов размещен в процедурных кабинетах отделений.
Цветная маркировка
Внедрена сигнальная маркировка упаковок с лекарственными препаратами в местах хранения. Это касается и препаратов высокого риска, и препаратов, схожих по упаковке и визуальному оформлению. Цветная маркировка производится на уровне аптеки. Старшая медсестра получает препараты уже маркированными и в дальнейшем при необходимости проводит домаркировку.
Удобные стикеры
Стикер на упаковку препарата наклеивают для того, чтобы, заметив его, медсестра обратила внимание на вид препарата и внимательно отнеслась к проверке названия и дозы назначенного лекарства во избежание ошибки.
Красный: препараты особого контроля, превышение дозы которых может быть опасно.
Желтый: препараты, которые имеют очень похожие упаковки, схожие названия, их легко перепутать.
Зеленый: препараты, срок годности которых истекает через 3 месяца.
В отделениях анестезиологии и реанимации, операционных залах используются готовые этикетки, нанесенные типографским способом наименования препаратов. Медицинская сестра вносит лишь недостающую информацию (данные пациента, дозировка и т. д.).
В первую очередь используются препараты с наименьшим (остаточным) сроком хранения — их можно определить по зеленому стикеру на упаковке. Когда препарат вскрыт, на нем есть сигнальная маркировка, и медсестра понимает: необходимо проверить сроки, комплектность, дополнить новым (актуальным) стикером.
«Аптечка пациента»: минимизация рисков
Многие люди поступают на госпитализацию с сопутствующими заболеваниями, имея при себе собственные лексредства. Утвержден и используется порядок приема таких препаратов, их хранения, применения и возврата при выписке. На этапе приемного отделения терапевт вносит в список препараты пациента, далее медсестра в отделении предлагает передать препараты, фиксируя наименование, срок годности и т. д. Для пациента разработана памятка приема. Если необходимо, организуется консультация клинического фармаколога.
Автоучет через QR-код
Раздача лекарственных препаратов производится с использованием мобильного рабочего места с обеспечением идентификации и регистрации времени фактической выдачи препарата пациенту в МИС «Парус». Это пилотный проект, но он активно работает. Все отделения оснащены столиком, на котором находится ноутбук. Медицинская сестра «приезжает» к пациенту, раздача производится у кровати. Сканируется штрихкод браслета, открывается электронное назначение. Медсестра выбирает препарат — автоматически происходит отметка в листе назначения, а в конце дня все препараты одного наименования автоматически списываются. Такой подход помогает ежемесячной инвентаризации, качественно облегчает труд, освобождает время.
Хирурги используют этот алгоритм, чтобы оперативно назначить лечение и обезболивание. Врач и медсестра знают действия друг друга. Определен срок, согласно которому врачу необходимо внести препарат в лист назначения. Также отработана и внедрена схема действия персонала при передозировке и отравлении лекарственным препаратом.
Электронный чек-лист инвазивных устройств
Если во время плановой операции был установлен периферический внутривенный или центральный венозный катетер, электронный чек-лист «движется» вместе с пациентом до удаления катетера: нет необходимости заводить новый чек-лист в другом отделении.
Количество заполнений чек-листа (1–3 раза вдень) зависит от времени пребывания пациента в определенном структурном подразделении. Если возникает воспаление, в онлайн-режиме можно отследить триггер. Неблагоприятное событие попадает в эпидемиологическую службу и в отдел внутреннего контроля качества, где проводится инцидентный анализ. Данный чек-лист в дальнейшем распечатывается.
Эпидемиологическая безопасность
Приверженность к гигиене рук должна быть не только у медицинского персонала, но и у пациентов. Чтобы добиться гигиены рук пациентов, сопровождающих и посетителей, на мониторах центра ведется трансляция видеоролика по гигиенической обработке рук. Визуализированная инструкция эффективно работает.
Что касается персонала, то на обучающей платформе размещены видеоролики по гигиенической и хирургической обработке рук, правилам использования перчаток. Регулярно проводится контроль знаний.
Профилактика падений
Оценка риска падений всех пациентов проводится при госпитализации. Если у пациента высокий риск падения, об этом будет свидетельствовать желтый браслет. Переоценка проводится по показаниям, после реанимации и при назначении лекарственных препаратов, которые вызывают риск падения.
Оценка рисков не убирает падения на 100 %, но значительно снижает их. Если падение все же произошло, подается рапорт. Все решается сканированием QR-кода. Информация передается главной медицинской сестре и на общий сервер.
Отмечаются дата, время падения пациента. Каждый инцидент разбирается. Смысл не в том, чтобы наказать виновных, а в том, чтобы, проанализировав ситуацию, исключить повторение подобных инцидентов.
Требования к медицинскому персоналу в случае падения пациента:
1) дежурная медсестра с участием лечащего врача заполняет рапорт о падении и передает его старшей медсестре;
2) старшая медсестра отделения передает заполненный рапорт главной медсестре, которая в течение 2-х дней передает рапорт в организационно-методический отдел.
Рапорт не является частью истории болезни и предназначен только для анализа безопасности пациентов.
Санитарно-транспортная группа
Для оперативного решения вопроса перемещения и транспортировки пациентов и снижения нагрузки на медицинский персонал с конца прошлого года организовали санитарно-транспортную группу. Провели конкурсный отбор среди мужчин. Учитывались и физические данные, и отсутствие вредных привычек. Когда команда была набрана, это сняло нагрузку с медперсонала. Раньше для сопровождения нужно было отлучаться двум медицинским сестрам. Сейчас сотрудник может сопровождать нескольких пациентов одновременно.
Обучение
По инициативе старших медицинских сестер стали проводить перекрестные аудиты отделений. Подготовили чек-листы (на какие моменты необходимо обращать внимание). Заполненные чек-листы поступают старшей медсестре. Коллегиальное обсуждение и анализ помогают определить, где необходимо усовершенствовать работу, провести обучение.
На внутренней платформе центра создана электронная образовательная среда. Обучающий модуль приходит на почту сотруднику. Модули структурированы для врачей, среднего медперсонала. Сотрудник выбирает необходимую программу, изучает документы. Все видеоролики записаны медсестрами центра. Также предусмотрено тестирование.
Организован процесс перекрестных аудитов старшими медсестрами отделений по соблюдению СМК документов. Результаты аудитов представляются главной медицинской сестре, проводится анализ, по результатам разрабатываются корректирующие мероприятия — назначается повторное обучение с практической отработкой навыков.