Фото предоставлено РНПЦ ЭиМ.
Фото предоставлено РНПЦ ЭиМ.

С появлением вакцин против СOVID-19 и их доступностью для населения начался новый этап в борьбе с охватившей мир пандемией. В нашей стране продолжается активная иммунопрофилактика двумя прошедшими регистрацию вакцинами — российской «Спутник V» и китайской Vero Cell. Изучением поствакцинального иммунитета занимаются сотрудники лаборатории инфекций с природным резервуаром РНПЦ эпидемиологии и микробиологии.

 

Отличаются ли эти две вакцины иммуногенной активностью? В какие сроки образуются поствакцинальные антитела? Кому достаточно однократной прививки? Можно ли вакцинировать детей?

 

Об этом в интервью «Медвестнику» рассказала заведующая лабораторией, доктор мед. наук, профессор Тамара Амвросьева.

 

Тамара Васильевна, в предыдущем интервью («МВ» № 13 от 1 апреля 2021 г.) вы сообщили, что в группе добровольцев по изучению поствакцинального иммунитета из 106 привитых вакциной «Спутник V» у одного не образовались антитела. Этот случай планировалось изучить подробнее. Появилась ли новая информация?

 

Да, за это время, во-первых, значительно увеличился количественный состав группы добровольцев, участвующих в серотестировании после иммунизации вакциной «Спутник V». На сегодняшний день она включает 250 человек, и у троих не выявлены поствакцинальные антитела к S-белку нового коронавируса. Как мы видим, иммунологическая эффективность вакцины достаточно высока — 98,8 %. 

 

Что касается причин отсутствия антительного ответа после вакцинации, то здесь больше вопросов, чем ответов. Единственное, что заслуживает внимания при обсуждении данной проблемы, это установленный факт применения одним из серонегативных привитых противовирусного препарата арпетол в период до и после первого этапа иммунизации.

 

Данный препарат является индуктором интерферона, который по механизму действия препятствует проникновению вирусов в клетку и подавляет слияние липидной оболочки вируса с клеточными мембранами. Вопрос о том, мог ли он в данном случае повлиять на поствакцинальный иммунный ответ, остается открытым и требует специального комплексного изучения. Научно аргументированная информация на эту тему отсутствует.

 

Есть отдельные наблюдения, которые указывают на то, что иммуномодулирующие препараты могут опосредованно вмешиваться в естественный процесс формирования иммунного ответа.

 

Некоторые люди с хронической патологией вынуждены ежедневно принимать назначенные врачом лекарственные средства. Следует ли им во время вакцинации прекращать прием препаратов и на какие сроки?

 

Как известно, лица с наличием сопутствующих заболеваний относятся к группе риска тяжелого течения COVID-19 в случае инфицирования. Поэтому они в первую очередь подлежат вакцинации. Однако прием ранее назначенных препаратов в связи с основной патологией не следует прекращать. Другое дело, что противопоказаниями для вакцинации являются обострения хронических или проявления острых инфекционных и неинфекционных заболеваний, требующих специального лечения.

 

После появления в Беларуси китайской вакцины вами сформирована группа добровольцев для изучения поствакцинального иммунитета у привитых данным препаратом. Что можно сказать о результатах?

 

На данный момент в группе добровольцев для изучения поствакцинального иммунитета после иммунизации вакциной китайского производства Vero Cell 151 человек. Эта вакцина является цельновирионной инактивированной, она создана по классической давно известной технологии, которая принципиально отличается от технологической платформы «Спутника V». Поэтому нам особенно интересно было провести это исследование.

 

Исходя из полученных результатов, сегодня можно утверждать, что вакцина Vero Cell обладает достаточно высокой иммуногенной эффективностью. Так, в нашей группе добровольцев поствакцинальные антитела сформировались у 95,8 % привитых, прошедших 2 этапа иммунизации. Замечательной особенностью этой вакцины является способность индуцировать более широкий спектр противовирусных антител — не только к S-белку (как после иммунизации «Спутником V»), но и к другим белкам возбудителя COVID-19.

 

При сопоставлении этих двух вакцин каковы плюсы и минусы каждой? Каковы сравнительные характеристики по срокам образования антител, их уровню, переносимости прививки, возникающим осложнениям?

 

Начну сравнение с показателей иммуногенной эффективности. По самым свежим нашим данным, они вполне сопоставимы: для «Спутника V» иммуногенная эффективность (доля серопозитивных лиц) составляет 98,8 %, для Vero Cell — 95,8 %. Что касается сроков образования противовирусных антител и их концентраций, то по имеющимся на текущий момент результатам они также практически не отличаются, как и спектр так называемых поствакцинальных нежелательных явлений. Их проявления у привитых носят индивидуальный характер. При этом по нашим наблюдениям частота их развития несколько меньше после иммунизации Vero Cell.

 

Окончательные выводы делать рано, так как работы по данным вакцинам были начаты несинхронно в связи с разными сроками их появления в нашей стране. Исследования продолжаются, и очень важным их направлением является изучение протективных (защитных) свойств поствакцинальных антител и устойчивости (длительности) сформировавшегося гуморального иммунитета.  Табл. Амвросьева 1Можно ли выделить категории населения, которым больше подойдет та или иная вакцина? Например, по возрасту, наличию хронической патологии или каким-то другим параметрам.

 

Для подавляющего большинства населения выбор вакцины в условиях продолжающейся заболеваемости COVID-19 не может быть сегодня главным и определяющим при принятии решения о вакцинации. По моему мнению, надо прививаться той вакциной, которая сегодня доступна и имеется в пунктах вакцинации. Исключением из этого общего правила может быть только наличие у конкретного человека противопоказания к определенной вакцине. При этом важно понимать, что обе имеющиеся в республике вакцины как в ходе их клинических испытаний, так и в процессе многочисленных независимых экспертиз показали свою безопасность и достаточно высокую эффективность, в которой мы также убедились в собственных исследованиях.

 

Главное, в чем должен отдавать себе отчет каждый вакцинированный, — это то, что прививка гарантированно защищает от тяжелого протекания заболевания. Вероятность умереть от коронавируса или оказаться в реанимации с тяжелыми последствиями существующие сегодня вакцины фактически сводят к нулю.

 

Особого внимания заслуживает проблема определения тактики вакцинации в отношении отдельных категорий лиц, имеющих в анамнезе жизни серьезные иммунные заболевания и иммунодефицитные состояния. К таким категориям относятся, например, реципиенты органов и клеток, онкологические пациенты, находящиеся на химиотерапии, ВИЧ-инфицированные и др. Для них выбор вакцины и времени вакцинации определяется в каждом конкретном случае индивидуально в тесном контакте с лечащими врачами и специалистами в этой области. Соответствующий опыт по этой проблеме сегодня активно накапливается мировой медициной.

 

Пандемия показала, что в детском возрасте СOVID-19 переносится, как правило, в легкой форме, при этом дети становятся источником распространения инфекции. Почему не прививают детей?

 

Если коротко, то это связано с тем, что в настоящее время ни одна из созданных вакцин не прошла полную процедуру испытаний на этой категории населения. Вместе с тем сегодня определенный прогресс в данном направлении достигнут. Сразу несколько уже одобренных коронавирусных вакцин активно тестируют на несовершеннолетних. Это касается также вакцины «Спутник V». Согласно заявлению ее разработчиков, исследования с участием детей запланированы и будут завершены в 2021 году. По аналогичному заявлению главы компании Pfizer, первый вакцинный препарат для подростков 12–16 лет будет зарегистрирован осенью 2021 года. Как стало известно из доступных источников, в США, не дожидаясь этого момента, уже начали прививать подростков. В начале июня в Германии также начали иммунизировать детей в возрасте от 12 лет, наряду с массовой вакцинацией взрослых. По существующим прогнозам, доступные препараты для вакцинации детей, в том числе младшего возраста, должны появиться до конца текущего года.

 

По-прежнему актуальным остается вопрос о том, как и в какие сроки следует прививаться переболевшим и надо ли...

 

Мнения экспертов по вакцинации реконвалесцентов едины в той части, которая касается целесообразности: да, переболевшим нужно прививаться. Однако по срокам высказываются различные точки зрения — от 3 до 9 месяцев после болезни. И на это есть основания, так как формирование иммунитета после COVID-19, а также его напряженность и длительность сохранения противовирусной защиты носят индивидуальный характер и в том числе зависят от тяжести течения инфекции. Поэтому при наличии возможности имеет смысл сделать тест на антитела к возбудителю, чтобы оценить, насколько они упали. 

 

Однако при этом нужно помнить, что само наличие антител еще не гарантия защиты. Ведь до сих пор ученые до конца не определились с количественным показателем уровня антител, обеспечивающим надежную защиту от заражения. Кроме того, нельзя забывать о клеточном постинфекционном иммунитете, так называемых клетках памяти, благодаря которым в организме переболевшего при новой встрече с вирусом начинается воспроизводство нужных антител.

 

Более того, рядом исследователей высказывается мнение о том, что ключевую роль в защите от COVID-19 играет не гуморальный, а клеточный иммунитет. Хотя пока это мнение можно расценивать как одну из научных гипотез.

 

Что касается алгоритма вакцинации реконвалесцентов, то он вырабатывается по мере накопления опыта в области иммунного постинфекционного и поствакцинального ответа и еще окончательно не определен. Рядом ведущих экспертов высказывается мнение о том, что для переболевших (ранее инфицированных) достаточно одной дозы вакцинного препарата. В пользу такой точки зрения свидетельствуют параллельно полученные в нескольких лабораториях мира данные в отношении вакцины «Спутник V» и одной из мРНК-вакцин о достижении пиковых (максимальных) уровней противовирусных антител и В-клеток памяти уже после 1-го этапа иммунизации реконвалесцентов.

 

Аналогичные результаты мы получили в наших собственных исследованиях. Так, у всех переболевших COVID-19 добровольцев на 18–21-й день после вакцинации первой дозой «Спутника V» имел место известный бустер-эффект, который заключался в регистрации максимальных «зашкаливающих» концентраций антител к S-белку возбудителя. После второй дозы вакцины данные концентрации оставались на том же пиковом уровне. Исходя из этого логичен вывод, что этой категории лиц, по-видимому, достаточно однократной иммунизации.

 

Зарегистрированная недавно однокомпонентная вакцина «Спутник Лайт» является сегодня наиболее подходящим вакцинным препаратом для закрепления защиты от COVID-19 уже переболевшим людям после снижения у них титра антител с целью предотвращения повторных случаев заболевания.

 

Как часто нужно будет прививаться в дальнейшем?

 

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. С учетом наблюдаемой сегодня динамики генетической изменчивости возбудителя (регулярно появляющихся новых геновариантов) и опыта изучения родственных ему патогенов можно предположить, что иммунитет против COVID-19 может быть непродолжительным. Исходя из накопленных мировых данных, противовирусные антитела после перенесенного заболевания могут сохраняться от 3 месяцев до более 1 года. 

 

В рамках проводимых нами исследований у некоторых реконвалесцентов, перенесших инфекцию в среднетяжелой и тяжелой форме, они продолжают сохраняться спустя 15 месяцев после болезни. Мы убедились также в том, что эти сроки носят индивидуальный характер и зависят от ряда факторов (возраста, дозы заражения, тяжести течения, применяемого лечения и др.). Поэтому у разных людей они могут сильно отличаться.

 

Что касается длительности поствакцинального иммунитета, то здесь тоже пока нет однозначного ответа по известной причине — вакцинация началась относительно недавно (чуть более полугода назад). По самым оптимистичным прогнозам, поствакцинальная защита может продлиться до двух лет (возможно, и дольше, и даже пожизненно). Но наверняка мы это узнаем только через годы.

 

В наших исследованиях по изучению гуморального иммунитета после вакцинации «Спутником V», стартовавших в начале февраля 2021 года, поствакцинальные антитела продолжают регистрироваться практически у всех привитых (98 %) спустя 4,5 месяца после получения 1-й дозы (по состоянию на 15 июня). Хотя их количественные показатели у многих, но не у всех, постепенно снижаются, что вполне естественно и предсказуемо. В данном случае, как и в отношении постинфекционного иммунитета, мы наблюдаем индивидуальный характер сохранения иммунного ответа.

 

Завершая обсуждение проблемы иммунитета против CОVID-19, не могу не акцентировать внимание на очевидной данности сегодняшнего дня — мы живем в мире постоянных угроз появления и быстрого глобального распространения новых инфекционных агентов, с которыми иммунная система человека не может самостоятельно справиться. В этих условиях краеугольным камнем успешного преодоления постоянно возникающих эпидемиологических вызовов, наряду с соблюдением базовых правил личной и общественной гигиены, является активная иммунопрофилактика, успех реализации которой во многом зависит от каждого из нас.Амвросьева таблjpg