Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Итоги и перспективы развития внебюджетной деятельности, платных медуслуг и экспорта услуг в организациях здравоохранения стали одной из ключевых тем для обсуждения на коллегии Минздрава. 

 

Ставка на ДМС

 

Доходы от внебюджетной деятельности в 2020 году формировались в условиях распространения COVID-19, отметил начальник управления предпринимательской деятельности, ценообразования и государственного имущества Дмитрий Калистратов. Эта ситуация в первую очередь повлияла на объемы экспорта медицинских услуг.

 

Темп роста внебюджетных доходов по организациям системы Минздрава составил 95 %, или 540,5 млн рублей. Продолжает увеличиваться удельный вес платных образовательных услуг. При этом значительно сократился удельный вес платных медицинских услуг, в том числе по договорам с юридическими лицами, — на 3,3 % (с 60,1 % в 2019-м до 56,8 % в 2020-м). Также снизилась доля доходов от экспорта медицинских услуг на 1,2 % (с 11,2 % в 2019-м до 10 % в 2020-м).

 

Дмитрий Калистратов:

 

В структуре внебюджетных доходов наибольший удельный вес по-прежнему занимают платные медицинские услуги для граждан республики, включая добровольное медицинское страхование (ДМС), — 56,8 %. Реализованные в 2020 году мероприятия по развитию ДМС были направлены на расширение доступности данных услуг. По итогам работы за минувший год заключено 46 864 договора ДМС в отношении 556 750 застрахованных лиц. Страховые взносы составили 139,4 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2019-м на 9,9 %.

 

Начальник управления обратил внимание на снижение количества застрахованных граждан, которым оказаны медицинские услуги, на 10,6 % и суммы полученных средств на 7,4 % к 2019 году. Однако, учитывая, что данные услуги являются весомым источником внебюджетных доходов для государственной системы здравоохранения, в ближайшее время организации, подчиненные Минздраву, должны вернуть прежние объемы прибыли в рамках ДМС. Для этого необходимо провести соответствующую работу со страховыми организациями, чтобы восстановить и нарастить клиентские базы, предоставлять эксклюзивные предложения.

 

По словам Дмитрия Калистратова, для развития в 2021 году внебюджетной деятельности, платных медицинских услуг и экспорта услуг запланирован ряд мероприятий. В частности, Минздраву и МИД совместно предстоит развивать торгово-экономическое сотрудничество с иностранными государствами. Также предполагаются разработка дорожной карты для продвижения бренда Беларуси в области здравоохранения, строительство и модернизация инфраструктуры организаций здравоохранения, освоение и внедрение новых высокотехнологичных видов медуслуг, которые позволят увеличить поток иностранных граждан среди пациентов, а также другие меры.

 

Комментируя представленный анализ по итогам и перспективам развития внебюджетной деятельности, платных медуслуг и экспорта услуг в организациях здравоохранения, министр обозначил ряд важных аспектов.

 

Дмитрий Пиневич: 

 

«Во-первых, необходимо искать источники дополнительного финансирования по примеру других стран, где нет одноканального финансирования, — за счет развития материально-технической базы и прежде всего адекватного стимулирования медперсонала.

 

Во-вторых, в условиях развития экономики нашей республики вопрос медицинских, спа-услуг, санаторно-курортной деятельности является стратегическим. Поэтому важно уделять внимание развитию и учреждений частной формы собственности. Подчеркну, мы их рассматриваем в какой-то степени в качестве здоровых конкурентов. Но в первую очередь как наши учреждения, имеющие лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности, отвечающие за качество оказания медпомощи и являющиеся крупными налогоплательщиками.

 

И в-третьих, при оказании платных медуслуг организации должны незыблемо выполнять социальный стандарт и соблюдать территориальные гарантии»

 

Также, по мнению Дмитрия Пиневича, развитие ДМС в нашей стране более предпочтительно, чем платного сектора. Однако, уточнил руководитель отрасли, пока ни со стороны страховых компаний, ни со стороны учреждений здравоохранения нет заинтересованности в этом в полной мере.

 

Лидеры в социальной сфере

 

Начальник управления экономического анализа и развития здравоохранения Елена Ткачева в своем выступлении на коллегии сообщила, что расходы консолидированного бюджета на здравоохранение (без учета расходов на стимулирующие выплаты за работу в условиях, связанных с инфекциями) на 2021 год предусмотрены в размере 7 млрд рублей, или с ростом на 11,1 % к фактическим объемам финансирования, сложившимся в 2020-м.

 

Что касается заработной платы работников отрасли, то с учетом надбавок за работу в условиях инфекции она занимает лидирующую позицию среди прочих в социальной сфере, отметила Елена Ткачева. Так, в целом по республике за январь-декабрь 2020 года среднемесячная заработная плата составила 1 144,1 рубля, в т. ч. врачей— 1 881,1 рубля с учетом работы по совместительству на 1,36 должности и средних медработников — 1 175,4 рубля с учетом работы по совместительству на 1,25 должности.

 

Председатель РК БПРЗ Вячеслав Шило в свою очередь отметил, что за 2020-й по отношению к 2019-му рост номинальной заработной платы составил 30,5 %, а реальной — 23,7 %, что на 15,5 процентных пункта выше, чем в целом по стране.

 

Вячеслав Шило:

 

Однако при этом не стоит забывать, что у сотрудников, не работающих в условиях COVID-19, заработная плата значительно ниже озвученных цифр. У врача высшей квалификационной категории с окладом 372 рубля с учетом всех стимулирующих и компенсирующих выплат она не превышает 700–800 рублей.

 

Он напомнил, что программой социально-экономического развития страны на текущую пятилетку определена задача приоритетного повышения уровня заработной платы медработников. При этом в коллективах уже сейчас обсуждаются вопросы ее повышения за счет оптимизации штатной численности.

 

Кроме того, с 1 июля текущего года вносятся изменения в оплату труда работников бюджетных организаций. Поэтому важно максимально эффективно провести упорядочение локальных правовых актов и организационно-разъяснительную работу в коллективах.