Ольга Колюпанова
Ольга Колюпанова. Фото из архива «МВ».

Потребность организаций здравоохранения в компетентных работниках всегда актуальна, поэтому современное медицинское образование много внимания уделяет соответствию подготовки специалиста требованиям практического здравоохранения. Начальник главного управления организационно-кадровой работы и профессионального образования Минздрава Ольга Колюпанова рассказала «Медицинскому вестнику» о таком виде современных образовательных технологий, как симуляционное обучение, необходимое для подготовки грамотного медицинского работника, обладающего навыками самостоятельной работы.

 

Ольга Николаевна, говоря о современном медицинском образовании любого уровня, нельзя, наверное, не сказать о необходимости комбинировать классические преподавательские методики и новые технологии обучения?

 

Разумеется. Ключевая задача современного среднего специального, высшего и постдипломного медицинского образования — это создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту. В нашей стране один из главных шагов на пути решения этой задачи — создание современной республиканской системы симуляционного обучения. Активная работа в этом направлении проводится последние пять лет.

 

В рамках международного конгресса «Инновационная кардиология», который прошел в 2022 году в Минске по инициативе руководства Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента Республики Беларусь, были обсуждены вопросы состояния, проблем и перспектив использования симуляционных технологий в медицинском образовании.

 

В рамках конгресса главный врач Ирина Степановна Абельская, лидер и новатор развития в республике симуляционного обучения, инициировала создание профессионального сообщества симуляционного медицинского обучения в Беларуси. Инициативу поддержало Министерство здравоохранения, и сегодня она реализована в виде общественного объединения «Белорусское общество симуляционного обучения в медицине».

 

Расскажите, пожалуйста, что собой представляет и как действует республиканская система такого обучения?

 

Это сеть, состоящая из симуляционных лабораторий по отработке практических навыков медицинских колледжей, симуляционно-аттестационных центров медуниверситетов и Республиканского центра профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ.

 

Лаборатории и центры связаны между собой организационно, функционально, информационно и работают по единым стандартам и технологиям обучения, тестирования и аттестации. Безусловный лидер республиканской системы симуляционного обучения — центр РКМЦ Управления делами Президента Республики Беларусь, действующий с 2016 года. Сегодня ведется работа по созданию симуляционных центров на базе образовательных центров РНПЦ.

 

Как развитие симуляционного обучения изменило подходы к оценке знаний и профессиональных компетенций?

 

Оно способствовало внедрению в Беларуси проведения текущей и итоговой аттестации по форме объективного структурированного клинического экзамена. ОСКЭ — это метод оценки клинической компетентности учащихся и студентов в медицинских учреждениях образования и при постдипломной подготовке специалистов на основе объективного тестирования через выполнение клинических заданий.

 

Для учреждений медицинского образования республики это новый инструмент оценки, позволяющий в одном экзамене оценить клинические навыки, способность к решению проблем и применение знаний. При применении ОСКЭ экзаменуемые последовательно перемещаются по серии станций с ограниченным временем пребывания для оценки их профессиональной деятельности в смоделированных условиях.

 

Для оценки знаний и навыков используется стандартизированная шкала, которая позволяет оценить именно деятельность экзаменуемого, исключающая влияние мнения экзаменатора на оценку результата.

 

Широко ли сегодня практика симуляционного обучения применяется в медколледжах? Что уже сделано?

 

На базе всех медицинских колледжей созданы лаборатории по отработке навыков, оснащенные более чем 2 500 единицами симуляционного оборудования различной степени реалистичности по 50 наименованиям.

 

Лаборатории по отработке навыков организованы по модульному принципу: «Акушерство и гинекология», «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия», «Сестринское дело и манипуляционная техника», «Хирургия и реаниматология», «Общемедицинский», «Скорая медицинская помощь» и др.

 

В них проводятся практические занятия (до 30 % от объема часов практической подготовки), аттестация учащихся и слушателей курсов повышения квалификации и обучающих курсов, конкурсы профессионального мастерства, дни открытых дверей, мастер-классы и т. д.

 

Уже разработаны единые подходы к функционированию лабораторий по отработке навыков для всех медицинских колледжей (единые модули, единый перечень практических навыков для освоения на симуляционном оборудовании, единые подходы к текущему и итоговому контролю, единые штаты).

 

Внедрены новые подходы к организации практики обучающихся, они унифицированы для всех медицинских колледжей в части допуска к отработке практических умений и навыков с участием пациентов только после практической подготовки в лабораториях по отработке навыков на симуляционных тренажерах. Утверждены 23 паспорта (примерные) экзаменационных станций ОСКЭ, предназначенных для оценки уровня владения 169 практическими навыками по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело».

 

Но, конечно, работать еще есть над чем. Еще не в полной мере используются все технические возможности лабораторий, не по всем специальностям внедрено ОСКЭ.

 

А что можно сказать о симуляционно-аттестационных центрах медуниверситетов?

 

Прежде всего то, что такие центры созданы во всех медицинских вузах. Они оснащены современными симуляторами и тренажерами высокой степени реалистичности. Это свыше 800 единиц оборудования более чем по 400 наименованиям.

 

В наших вузах в наличии учебные модули по педиатрии, хирургии, акушерству и гинекологии, первой помощи, а также междисциплинарные учебные модули, например, «Виртуальная операционная», «Врач общей практики» «Диагностика», «Эндоскопическая терапия» и другие, моделирующие различные клинические ситуации.

 

В прошлом году была проведена масштабная работа по внедрению в образовательный процесс всех медицинских университетов ОСКЭ и созданию единого банка методических материалов по его проведению. К началу 2023/2024 учебного года Министерство здравоохранения утвердило 69 паспортов ОСКЭ, разработка паспортов продолжается. Формируется единый табель оснащения оборудованием для симуляционных центров.

 

Сравнительный анализ знаний и навыков студентов, прошедших подготовку в симуляционных центрах, демонстрирует положительную динамику, как и оценка владения практическими навыками врачами-интернами. Сегодня во всех медуниверситетах на базе симуляционных центров проводятся практические занятия для врачей-специалистов при повышении квалификации. Например, в прошлом учебном году в ГомГМУ такую подготовку прошли 567 специалистов (а в 2019/2020 году это было 144 человека). Естественно, отмечается рост среднегодовой нагрузки симуляционных центров — в том же ГомГМУ в прошлом учебном году она была 26 818 человек (в 2019/2020 — 7 988).

 

Поясните, пожалуйста, чем определяется выбор уровня реалистичности симуляционного оборудования?

 

Перечнем практических навыков в соответствии с изучаемой учебной дисциплиной, а также уровнем подготовленности обучающихся. Для студентов 1–2-х  курсов, осваивающих содержание учебных дисциплин «Первая помощь», «Медицинский уход и манипуляционная техника», используются симуляторы второго (тактильный) и третьего (реактивный) уровня реалистичности. Освоение студентами 3–4-х курсов практических навыков в рамках клинических дисциплин по акушерству и гинекологии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, педиатрии, неонатологии, кардиологии и т. д., а также отработка навыков командной работы, как правило, осуществляется на симуляционном оборудовании более высокого класса реалистичности — четвертого (автоматизированный), пятого (аппаратный) и шестого (интерактивный).

 

В рамках реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки медицинских работников используется в основном симуляционное оборудование четвертого-шестого классов реалистичности.

 

Ольга Николаевна, насколько активно развивается сетевое обучение между медицинскими колледжами и медуниверситетами с использованием симуляционного оборудования?

 

Весьма активно. Начиная с 2021/2022 учебного года в рамках сетевого взаимодействия между учебным центром ВГМУ и медицинскими колледжами (Витебским, Полоцким, Оршанским, Могилевским, Борисовским) проводятся командные симуляционные тренинги оказания неотложной медицинской помощи с формированием бригады: врач — студент, средний медицинский персонал — учащийся медицинского колледжа. На 2023/2024 учебный год запланированы около 60 таких тренингов.

 

Ведутся переговоры для дальнейшей работы по сетевому взаимодействию между ГомГМУ и медколледжами (Мозырский ГМК, Бобруйский ГМК, Гомельский ГМК). В первом полугодии 2024 года в ГомГМУ планируется к внедрению иммерсивное обучение — новый метод, который помогает вовлекать студентов в процесс познания и обучения, когда вокруг много отвлекающих факторов. Запланированы совместные тренинги между БГМУ и Минским ГМК.

 

Утвержден порядок проведения олимпиады с использованием симуляционных технологий обучения, которые дают возможность командной работы студентов медуниверситетов и учащихся медицинских колледжей.

 

В чем уникальность Республиканского центра профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников ИПКиПКЗ БГМУ?

 

Этот центр начал работать в октябре 2023 года, он действительно уникален для нашей страны. Центр возведен менее чем за два года, в нем установлено 180 единиц симуляционного оборудования четвертого-шестого уровней реалистичности по 78 наименованиям.

 

Работа центра организована по принципу «Симуляционной клиники», состоящей из 8 модулей: «Анатомия и рефлексотерапия», «Клиника неотложной помощи и интенсивной терапии», «Хирургическая клиника», модуль «Эндоскопический кабинет», «Клиника акушерства и гинекологии», «Отделение ультразвуковой диагностики», модуль «Стоматологическая клиника», модуль «Клиника неотложных состояний в педиатрии и неонатологии».

 

В модулях проводится отработка навыков работы в команде, коммуникативных качеств, быстрого принятия решений в сложных ситуациях, а, например, виртуальный симулятор ангиографии с обратной тактильной чувствительностью позволяет провести симуляцию эндоваскулярной операции. Зал медицины катастроф помогает отработать оказание медицинской помощи пострадавшим, попавшим в дорожно-транспортное происшествие, с полным погружением в ситуацию (звуки проезжающих машин, расположенные рядом здания).

 

Работа центра позволяет не только обеспечить формирование и совершенствование практических навыков, профессиональных компетенций слушателей, но и внедрять различные формы аттестации, позволяющие оценивать с использованием симуляционного оборудования практические и профессиональные навыки, в том числе в форме ОСКЭ. На базе центра будет работать республиканская аттестационная комиссия Министерства здравоохранения по присвоению квалификационных категорий.

 

Известно, что симуляционный центр должен стать и кадровым центром — страновым агрегатором профессиональной аттестации медицинских работников. Что подразумевает этот статус?

 

Это понятие включает аттестацию (контроль знаний и практических навыков) специалистов при переходе врача-специалиста из амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения в больничную организацию республиканского уровня, клиническую организацию здравоохранения или государственную медицинскую научную организацию республиканского уровня, клиническую организацию здравоохранения.

 

Это также итоговая аттестация и независимый тестовый контроль для всех врачей-интернов при сдаче квалификационного экзамена интернатуры независимо от медицинского университета; подготовка и итоговая аттестация клинических ординаторов; профессиональная аттестация на присвоение (подтверждение) квалификационной категории; итоговая аттестация после переподготовки; текущая аттестация для повышения квалификации или стажировки; прохождение проверочного испытания для лиц, не работающих по специальности более 4-х лет.

 

Для решения всех поставленных задач создаются правовые основы для проведения всех видов аттестации и контроля знаний в центре; перестройка системы проведения всех видов аттестации и контроля знаний «от теории к практике», направленной на определение качества приобретенных практических навыков и компетенций, возможности их применения в практической деятельности на рабочих местах.

 

А как обстоят дела с созданием симуляционных центров на базе образовательных центров РНПЦ, ведь это тоже важно?

 

Этот вопрос был рассмотрен на заседании учебно-методического объединения по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Минздрава в прошлом году с участием официальных представителей Министерства образования.

 

Сейчас симуляционное оборудование в достаточном количестве есть в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, НПЦ гигиены, РНПЦ эпидемиологии и микробиологии. По остальным РНПЦ сформированы перечни необходимого симуляционного оборудования, графики их приобретения на 2024 год. Нам предстоит большая работа, чтобы все не осталось только на бумаге, а работало на повышение профессионального уровня практического здравоохранения и качество оказываемой медицинской помощи.

 

В заключение хотелось бы отметить, что золотым стандартом подготовки врачей и средних медработников называют обучение «у постели больного», и симуляционное обучение — это не замена такой практики.

 

Симуляционное обучение занимает всего 30 % от практической подготовки, это этап оттачивания навыков, умения работать в команде, принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях без нанесения вреда пациенту.

 

Успешная подготовка на симуляционном оборудовании и допуск к обучению «у постели больного» крайне важны для выполнения требований практического здравоохранения, полноценной и разносторонней подготовки медицинских кадров.