Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Сегодня врач — это не только лечебник, но и во многом статистик и аналитик. Медики постоянно считают цифры. К сожалению, часто внимание, которое могло бы уделяться пациентам, тратится на отчеты и заполнение документации. Мало того, бумаги забирают и личное время. Электронный документооборот пока не облегчил труд. Электронная информация распечатывается и вклеивается в карту. Медики признаются: устали от лишней бумажной работы. Корреспондент «МВ» собрала анонимные комментарии медработников.

 

Заведующий участковой больницей:

 

Лишней бумажной работы было и остается очень много. Во-первых, отчетность. В любой день могут позвонить и срочно потребовать статистику. Раньше врач общей практики составлял отчет раз в квартал, и этого было вполне достаточно.

 

Во-вторых, ведутся десятки различных журналов. На любом ФАПе их будет не меньше тридцати, половина из них не нужна. В нашей участковой больнице только в кабинете ВОП ведется более 40 журналов.

 

Внедряется электронное здравоохранение, но пока информацию дублируем на бумажный вариант, это только увеличивает объем работы.

 

Не хватает общей электронной базы данных — для нашей участковой больницы и городской поликлиники, к которой относимся. Сегодня медсестре приходится ехать в райцентр, чтобы передать данные о пациентах, например, о прохождении флюорографического обследования. Казалось бы, мелочь, но только на дорогу нужно потратить около часа. Кроме того, информацию нужно продублировать в медкарту (в четырех местах), журнал регистрации флюорографического обследования групп риска, внести в компьютер. А все для чего? Для удобства проверяющих? 

 

Немало сил и времени отнимает диспансеризация. Во-первых, дублирование информации. Например, один бланк о прохождении диспансеризации нужно вклеить в медкарту, второй — хранить отдельно. Во-вторых, приходится бегать за пациентами. Но доктор не должен нести ответственность за то, что Сидоров или Петров не пришел на прием.

 

Врач должен выполнять свою главную обязанность — лечить пациентов, которые к нему обратились и нуждаются помощи. Необходимо принятие каких-то мер. Например, усиление медосмотра перед трудоустройством, особенно на вредное производство. В Японии, когда выросла заболеваемость раком желудка, всем выполняли фиброгастроскопию. Без обследования на работу не принимали.

 

Заведующий еще одной участковой больницей:

 

Как-то приехали к нам в больницу проверяющие, посмотреть, сколько документации мы заполняем, может, действительно, количество бумажной работы надо уменьшить. В итоге они уехали, а нам пришлось составлять отчет, сколько отчетов мы сделали за последний месяц. Дальше дело не продвинулось.

 

Не вижу необходимости в том, чтобы сдавать отчеты ежемесячно. Раз в полгода-год, на мой взгляд, достаточно, чтобы показать, как отработало лечебное учреждение. Но пока готовим 9 ежемесячных отчетов, 11 ежеквартальных и 15 годовых. Кроме того, ежедневно отчитываемся по количеству заболевших ОРЗ. 

 

В нашей больнице ведется 101 журнал. Несомненно, большинство из них необходимы, но немало и лишних. Так, считаю, нужны только журналы, утвержденные Минздравом. Во введенных на местном уровне особой значимости не вижу.

 

Журнал учета процедур, журнал регистрации и контроля за работой бак-облучателей, журнал регистрации результатов исследований биологических материалов, журнал учета проведения генеральных уборок, журнал результатов осмотров работников на гнойничковые заболевания, журнал регистрации длительных и постоянных противопоказаний проведения профилактических прививок, журнал учета консультативного приема обратившихся на обследование на ВИЧ, журнал учета выписки медикаментов, журнал учета случаев суицидов среди населения, журнал учета перевязок, журнал учета выписки пациентам талонов на фиброгастродуоденоскопию, журнал регистрации впервые выявленных пациентов с артериальной гипертензией и так далее.

 

Спасает лишь то, что некоторые не приходится заполнять каждый день.

 

Плюс ко всему информацию приходится дублировать. Например, записи по рецептам делаем в журнале регистрации рецептов врача, карте учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов, в дневнике. Надеемся, что с окончательным переходом на электронное здравоохранение от лишней бумажной работы избавимся. 

 

Врач-анестезиолог-реаниматолог:

 

В сравнении с участковыми врачами нам везет: мы пишем меньше. Да и многие документы, те же дневники, сегодня можно распечатать и только подчеркнуть нужное. Хотя в западных странах в истории болезни доктор может сделать всего пару записей, не так, как у нас, 3–4 дневника в день. 

 

Намного тяжелее медсестрам, у которых по номенклатуре дел десятки различных журналов — контроля температуры холодильника, учета времени работы бак-лампы… 3/4 из них, считаю, бесполезны, чистая бюрократия.

 

Когда я работал главврачом районной больницы, количество приказов Минздрава за год было около тысячи, входящих документов — три тысячи. Из них 2/3 — запросы из серии сколько квадратных метров крыши очищено от снега. А у тебя в подчинении 40 ФАПов. Какой запрос, такой и ответ — пальцем в небо. А исходящих писем будет пять тысяч, потому что один ответ нужно направить в санстанцию, второй — в главное управление и так далее. Дублирование информации было и остается. Сегодня одни и те же данные нужно и в компьютер внести, и на бумагу записать.

 

Помню, нас повезли в один из лучших ФАПов страны — посмотреть, как там работают. Оказалось, что если требовалось вести, допустим, 40 журналов, то фельдшер вела 80. Причем за свои деньги купила тетради, прошнуровала их, пронумеровала. Проверяющие, конечно, были очень впечатлены таким порядком в ведении документации.

 

Заведующая консультативным центром:  

 

Когда я работала в амбулатории врача общей практики, пациентка на приеме пошутила: больной мешает доктору делать годовые отчеты. Из вышестоящих организаций постоянно звонят и требуют цифры. А когда уделять внимание пациентам? Сейчас достаточно компьютеров. При этом столько совершенно ненужной бумажной работы.

 

Кроме медкарт, множество журналов, документации по диспансеризации. А насколько показательны цифры, которые от нас требуют? Например, в одном из районов отмечается повышение смертности. Но кто там живет? Большинство — пожилые люди. А от нас требуют: выдай цифры на-гора. Мне больно этим заниматься. Рада, что сменила место работы.

 

Главный врач ЦРБ:

 

Действительно, бумажной работы много, и даже внедрение электронного здравоохранения сегодня нагрузку не уменьшает. Но, с другой стороны, правильно и своевременно заполненная документация может защитить медработника в спорной ситуации. Например, отметки в листе назначений.

 

Пытаемся упростить себе работу. Некоторые врачи и медсестры проявляют инициативу и находчивость в заполнении бланков, чтобы каким-то образом ускорить процесс. При желании найти выход можно в любой ситуации. В большинстве случаев заполнение документации оправдано.

 

Когда я работал хирургом, не выписал ни одного рецепта, не заполнил ни одного больничного листа. Всем этим занималась медсестра. Да, некоторые медсестры говорят: это не наша работа, мы не будем этого делать. Но это уже умение доктора — прийти к консенсусу. Если врач и медсестра не находят взаимопонимания, им нужно работать в разных бригадах.

 

Заведующая АВОП:

 

Медработники вынуждены дублировать немало информации, например, по рецептам. Составляем десятки отчетов — каждые месяц, квартал, полугодие, год. В силу загруженности (большой поток пациентов) на заполнение документации приходится тратить личное время. А ведь мы тоже нуждаемся в отдыхе. Профессия врача не из легких. Считаю, что отчетами вполне могли бы заниматься медстатистики. Поэтому своими силами стараемся упростить себе работу, например, печатаем шаблоны дневников.16 бумажное дело

 Заведующий отделением анестезиологии и реанимации:

 

Бумажная работа отнимает немало сил и времени. Хочется скорее полностью перейти на электронный документооборот. В таком случае работали бы эффективнее. Сейчас, например, приходится в разные учреждения дублировать одну и ту же информацию, потому что нет единой сети.   

 

Заместитель главного врача по медчасти:

 

Медработники действительно заполняют очень много документации. Допустим, форма № 131 вклеивается в медкарту плюс заполняется отдельный экземпляр. Кроме того, данные отмечаются в списках групп диспансерного наблюдения. Такое дублирование информации целесообразным не считаю.

 

Ежегодно составляются индивидуальные планы прохождения диспансеризации пациентом. Думаю, можно было бы ввести один план на несколько лет для одного пациента по одной нозологии. Это сократило бы временные затраты.

 

Врачи постоянно пишут отчеты — за месяц, квартал, полгода, год. Согласна: вести статистику нужно, но, может, не так часто? Подсчет цифр отнимает много времени. Например, на составление отчета за месяц нужно потратить часа полтора-два, и это учитывая, что помогает медсестра.

 

Когда я работала врачом общей практики, заполнение медкарты пациента иногда приходилось оставлять на потом. На приеме на это не хватало времени, особенно если пациент обратился впервые. Сегодня работу значительно упростили электронные дневники. Вместе с тем информацию пока приходится дублировать бумажным вариантом.

 

Проще стало работать, когда ввели должность помощника врача, которому делегировали некоторые обязанности, например, заполнение формы № 131, индивидуального плана прохождения диспансеризации пациентом.

 

Главная медсестра хозрасчетной поликлиники:

 

С внедрением электронного здравоохранения работы у медсестер становится меньше. Так, сегодня в каждом кабинете нашей поликлиники установлен компьютер. Данные пациента в электронную базу вносит врач непосредственно во время приема. А раньше информацию по всем пациентам вводила медсестра.

 

Помощник врача общей практики:

 

Компьютеризация, внедрение электронного здравоохранения сегодня, конечно, значительно упрощают работу. Рецепты, дневники… Все печатаем. Бывает, случаются сбои при выписке электронных рецептов, но это скорее исключение. Наши пациенты активно пользуются электронными рецептами, потому что оценили их удобство. 

 

Ваше мнение присылайте на dialog@medvestnik.by.