Владимир Хрыщанович, проректор по научной работе БГМУ доктор мед. наук. Фото автора.
Владимир Хрыщанович, проректор по научной работе БГМУ доктор мед. наук. Фото автора.

Исследования по проблеме COVID-19, сотрудничество с НАН Беларуси и высокотехнологичные разработки… В интервью «Медвестнику» проректор по научной работе БГМУ доктор мед. наук Владимир Хрыщанович рассказал о главных достижениях вуза.

 

С поправкой на эпидситуацию

 

Владимир Янович, на чем основывается научная деятельность университета?

 

Хотелось бы отметить 3 ключевых раздела. Первый из них — исследования, выполняемые на базе научно-исследовательской части, в состав которой входят научные лаборатории и группы, а также другие структурные подразделения. Это общевузовский научно-методический и экспериментально-клинический центр проведения научно-исследовательской работы.

 

Ежегодно в университете выполняется более 60 финансируемых заданий ГПНИ, ГНТП, ОНТП и столько же — нефинансируемых, в которых участвует профессорско-преподавательский состав всех кафедр университета на инициативной основе. Более того, наш вуз является головной организацией по выполнению двух подпрограмм ГПНИ и ГНТП.

 

Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 1 090 человек. И каждый из них вносит свой вклад в развитие науки. При этом среди преподавателей вуза — 4 члена-корреспондента и 1 академик НАН Беларуси, ряд заслуженных деятелей науки и с недавнего времени 1 народный врач.

 

Второй раздел — подготовка кадров высшей научной квалификации на 1-й ступени (аспирантура) и на 2-й (докторантура). Обучение там проходят 236 человек — 184 аспиранта и 52 докторанта. Должен сказать, что ни один медвуз страны не может похвастаться таким количеством. Причем мы готовим кадры не только для себя, но и для практического здравоохранения, поскольку в аспирантуру и докторантуру поступают врачи из крупных стационаров Минска и областных городов и даже из районных больниц.

 

В 2020 году в нашем университете защищено 24 кандидатских и 7 докторских диссертаций. И это с учетом сложной эпидситуации — обычно их число в разы выше. Созданы 8 советов по защите диссертаций по 22 специальностям. Однако в нынешнем году таковых станет 9 за счет реорганизации одного из них.

 

И третьим разделом я бы выделил студенческую науку. Понятно, что это дело добровольное и заставить ребят заниматься ей мы не можем. Но мотивировать их преподаватели должны. Возможно, в дальнейшем из 100 студентов 20–30 продолжат свою научную деятельность в рамках аспирантуры и докторантуры. Все же уже сейчас нужно думать о смене поколений профессорско-преподавательского состава вуза.

 

Более половины студентов БГМУ вовлечены в науку. Около 300 ребят ежегодно принимают участие в Республиканском смотре-конкурсе научных работ студентов. И традиционно 3–4 человека становятся лауреатами.

 

Кстати, серьезную поддержку в привлечении молодых в науку оказывает нам Минздрав. В частности, министерство разрешило принимать в аспирантуру сразу после интернатуры, если претендент соответствует ряду критериев (высокий балл, научные публикации, включение в банк данных одаренной и талантливой молодежи). Иначе до поступления должно пройти 3 года. А за это время молодой специалист успевает освоиться по месту работы, кто-то обзаводится хозяйством. И далеко не каждый задумается о продолжении обучения и научной деятельности.

 

А что можете сказать о проводимых исследованиях, посвященных борьбе с коронавирусной инфекцией?

 

Совместно с Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, нашим давним партнером, работаем над двумя проектами, связанными с COVID-19, — по особенностям иммунитета у таких пациентов и лечению COVID-ассоциированных пневмоний. Результаты их, думаю, будут опубликованы в ближайшее время.

 

При этом мы работаем и над идеями других проектов, связанных с последствиями коронавирусной инфекции. Уже подготовлена заявка на проект по тромботическим осложнениям COVID-19.

 

Планируем изучать причины COVID-ассоциированных тромбозов. Как хирург вижу, что их течение и лечение у таких пациентов отличается. И даже сами тромбы по консистенции и своему составу несхожи. Кроме того, полученные результаты помогут разработать новые методы и схемы терапии и профилактики тромбозов и в других исследованиях.

 

Говоря о партнерстве с Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, каковы результаты этого взаимодействия по другим направлениям медицины?

 

Совместно с кафедрой онкологии нашего университета на протяжении 2016–2020 годов выполнено несколько научно-технических проектов. Их цель —  разработать и внедрить иммунотерапию на основе аутологичных дендритных клеток в комплексном лечении рака поджелудочной железы, рецидивного рака мочевого пузыря, а также мониторинг эффективности лечения на основе определения в крови циркулирующих опухолевых клеток. И результаты достигнуты хорошие.

 

В частности, при сравнительном анализе результатов радикального комплексного лечения пациентов с раком поджелудочной железы с включением данного метода оказалось, что одногодичная выживаемость увеличилась у 78,2 %. В то время как без иммунотерапии такие результаты только у 33,8 %. А одногодичная безрецидивная выживаемость в группе пациентов после радикального лечения составила 90 %.

 

Иммунотерапия с положительным эффектом использовалась при запущенном и метастатическом раке молочной железы, колоректальном и раке почки. По итогу отмечалось снижение содержания Т-регуляторных и циркулирующих опухолевых клеток, увеличение фракции антигенспецифических клеток среди Т-клеток после завершения иммунотерапии. Это свидетельствует о положительном влиянии вакцинотерапии на противоопухолевый иммунитет. К слову, результаты проведенных исследований легли в основу инструкций по применению, утвержденных Минздравом.

 

Вы уже озвучили одно из изменений, вызванных распространением COVID-19. Как в целом эта ситуация сказалась на научной деятельности вуза?

 

Безусловно, пандемия внесла свои коррективы. Большинство научно-практических мероприятий пришлось перевести в онлайн-режим, а некоторые вообще отменить. С другой стороны, в этом можно найти и положительный момент: наши ученые освоили работу в Zoom и на прочих платформах. На некоторых кафедрах увеличилась публикационная активность.

 

Разработки последнего поколения

 

БГМУ единственный медицинский вуз, в котором есть собственная лаборатория информационно-компьютерных технологий. Что могли бы отметить из результатов ее работы?

 

Расскажу о некоторых программных продуктах, созданных с использованием возможностей искусственных нейронных сетей, или так называемого искусственного интеллекта.

 

В частности, сотрудники лаборатории совместно со специалистами кафедры нормальной физиологии и 1-й кафедры хирургических болезней разработали программу, которая позволяет анализировать сосудистые сети на эндоскопических изображениях и в автоматическом режиме выявлять участки с повышенной сложностью формы. Она также помогает определить основные причины усложнения рисунка сети — чрезмерную извитость, изогнутость или бифуркацию сосудов. Эти показатели необходимы, например, для дифференциации доброкачественных и злокачественных образований в пищеводе, желудке, толстой кишке.

 

Еще одна разработка посвящена диагностике и терапии рассеянного склероза. Его причины и механизм развития до сих пор до конца неясны. Но последствия известны — тяжелая инвалидность, в том числе у молодых людей. Однако чем раньше начато лечение рассеянного склероза и чем оно эффективнее, тем больше шансов на длительную ремиссию.

 

Стоимость годового курса терапии самыми современными препаратами, основанными на моноклональных антителах, у нас в стране эквивалентна 12 тысячам долларов. Это еще больше повышает необходимость точной оценки картины поражения и динамики ее изменения.

 

Основным методом визуализации очагов демиелинизации является МРТ, позволяющая получать послойное изображение головного мозга. Но проблема в том, что рентгенологу приходится общую МРТ-картину анализировать, исследовать состояние отдельных фрагментов патологического очага, обнаруженных на конкретных срезах, в трех проекциях. Обычно необходимо внимательно рассмотреть и описать в общей сложности около 120 срезов. Такая методика не только отнимает много времени, но и определяет невысокую точность результата.

 

Созданная совместно с кафедрой нервных и нейрохирургических болезней программа позволяет все это делать полностью в автоматическом режиме. При этом она строит реалистичный объемный паттерн, в котором активность каждого очага выделена определенным цветом. Такое контрастирование помогает точно и быстро оценить динамику патологического процесса. Разработанный метод на порядок сокращает время анализа и в 1,5 раза повышает его точность.

 

Высокотехнологичные программные продукты разрабатываются и на других кафедрах?

 

Да. В частности, на кафедре патологической анатомии совместно с резидентом ПВТ медтехстартапом AIBION ведется разработка виртуальной морфологической лаборатории на базе цифровой платформы HistoCloud.

 

Эта новация позволит организовать не только хранение полнослайдовых гистологических изображений различных патологических процессов, включая широкой спектр новообразований, гломерулопатий, архив секционных случаев пациентов, умерших от COVID-19, но и дистанционный доступ к ним, чтобы повысить оперативность работы врачей-специалистов, сократить сроки диагностики, расширить возможности дистанционного обучения студентов и повышения квалификации врачей-патологоанатомов.

 

У БГМУ немало партнеров в плане научной деятельности среди белорусских институтов и организаций. А как налажено взаимодействие с зарубежными коллегами?

 

Примером такой работы можно назвать совместный японско-российско-белорусский образовательный проект в области заболеваний, индуцируемых радиацией. Он стартовал в 2018 году и закончится в 2023-м.

 

Цель проекта, который финансируется Министерством культуры, образования, науки и спорта Японии, — подготовка кадров в области медицины катастроф и радиационной медицины. Основными партнерами нашего университета выступают университет Нагасаки, Медицинский университет Фукусимы и Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова.

 

Проект предусматривает обмен студентами и преподавателями, а также создание системы Joint Degree для обучения в магистратуре и аспирантуре. Так, в 2019 и 2020 годах двое наших выпускников обучались в магистратуре университета Нагасаки по радиационной медицине. В 2021-м планируется отправить туда еще двоих.

 

Кроме того, совместно с университетом Нагасаки реализуется проект «Изучение микроциркуляции в органе зрения у населения, проживающего на зараженных радионуклидами территориях».