На итоговой коллегии Гомельского облисполкома с докладом выступил начальник ГУЗО Николай Куденьчук.
ДОСТУПНОСТЬ МЕДПОМОЩИ. Более 25 % высокотехнологичных и сложных вмешательств проводятся на районном уровне. Выполнено около 16 тысяч сложных и высокотехнологичных операций. За последние 5 лет количество высокотехнологичных операций увеличилось на 53 %, сложных — на 30 %.
Функционируют 19 межрайонных центров, оказывающих амбулаторно-консультативную медпомощь по 15 профилям, 14 центров, оказывающих стационарную медпомощь.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Обеспеченность врачами первичного звена — 1 на 1 225 жителей, ВОП — 1 на 1 224 взрослого и детского населения, участковыми врачами-педиатрами — 1 на 751 детского населения. Обеспеченность койками (без учета коек сестринского ухода, дневного пребывания при стационаре) — 10 на тысячу жителей. 100 % участковых врачей- терапевтов — ВОП. Сформировано 470 команд. Наблюдается дисбаланс обеспеченности ВОП, медсестрами и помощниками ВОП.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ. С целью снижения риска распространения коронавирусной инфекции в области с апреля были приостановлены диспансеризация, оказание плановой медпомощи в стационарных условиях. Как следствие, имеют место высокий удельный вес лиц, в т. ч. трудоспособного возраста, с декомпенсацией хронических НИЗ, рост смертности, в первую очередь от БСК, снижение числа выявленных заболеваний.
МЕДРЕАБИЛИТАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА. Тяжесть первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста — 47,1 %. Охват реабилитацией пациентов трудоспособного возраста после инфаркта миокарда, ОНМК, оперативных вмешательств по поводу злокачественных, нейрохирургических, травматологических и иных неинфекционных заболеваний — 60,6 %.
На районном уровне в 27 учреждениях здравоохранения введены и укомплектованы должности заместителя главврача по медэкспертизе и реабилитации. Введено 67 должностей врачей-экспертов.
КАРДИОЛОГИЯ. Работа рентгеноперационной областного клинического кардиоцентра была организована на двух ангиографических комплексах в круглосуточном режиме, что позволило увеличить число проводимых чрескожных коронарных вмешательств при мелкоочаговом инфаркте миокарда и нестабильной стенокардии на 21 % и 47 % соответственно.
Интервенционные чрескожные вмешательства на артериях сердца — 892,8 на миллион населения. Имплантации электрокардиостимуляторов и других устройств — 240,2 на миллион населения.
Смертность от БСК выросла на 13,9 % — до 1 026,6 на 100 тысяч населения, среди лиц трудоспособного возраста — на 10,6 % (до 192,7 на 100 тысяч трудоспособного населения).
Смертность от ЦВБ снизилась на 3,1 % — до 136,1 на 100 тысяч населения, среди трудоспособного населения выросла на 2,1 % — до 34,8 на 100 тысяч населения.
ОНКОЛОГИЯ. Первичная заболеваемость злокачественными новообразованиями — 464,3 на 100 тысяч населения. Смертность от онкозаболеваний — 212,7 на 100 тысяч населения, среди трудоспособного населения — 96 на 100 тысяч трудоспособного населения.
Онкозапущенность — 15,9 %. В Ельском, Житковичском, Наровлянском районах показатель превышает среднеобластной.
Одногодичная летальность — 22,1 %. Коэффициент исходов онкозаболеваний — 4,6 %. Число людей, участвовавших в скрининге, уменьшилось на 28 %. Частота выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях — 88,8 %.
ФТИЗИАТРИЯ. Смертность от туберкулеза снизилась на 47,4 % — до 2 на 100 тысяч населения. Первичная заболеваемость туберкулезом снизилась на 30,6 % — до 18,4 на 100 тысяч населения.
COVID-19. Заболели более 58 тысяч человек. Заболеваемость пневмониями в сравнении с 2019 годом выросла в 4 раза. Для оказания медпомощи пациентам с COVID-19, пневмонией перепрофилировано 112 структурных подразделений в 34 стационарах, выделены 5 123 койки. Имеется 13 КТ. Обеспеченность точками подачи кислорода — 150,1 на 100 тысяч населения.
ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На финансирование организаций здравоохранения направлено 846,8 млн рублей. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на жителя — 605,87 рубля (113,6 % к утвержденному нормативу 533,52 рубля).
КАДРЫ. Укомплектованность врачами (по занятым должностям) — 95,7 %, средним медперсоналом — 97,5 %. Коэффициент совместительства среди врачей — 1,2, среднего медперсонала — 1,1.
ЗАРПЛАТА. Среднемесячная — 1 066,8 руб- ля. Врачи — 1 876,3, средний медперсонал — 1 148,8. Темп роста — 135 %.
ЭКСПОРТ УСЛУГ. Доходы от внебюджетной деятельности — 72,5 млн рублей, от экспорта медуслуг — 729 тысяч долларов, от проведения клинических испытаний — 151,6 тысячи долларов. Доходы, полученные от страховых компаний по договорам добровольного медстрахования, — 3,2 млн рублей.
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН. Число обращений в облисполком выросло на 85,1 %. Рассмотрено (без учета благодарностей) 2 167 письменных и электронных обращений.
Елена Богдан, первый заместитель министра здравоохранения:
Область заслуженно получила третье место в республиканском смотре качества и культуры медицинского обслуживания населения, но хочется видеть вас на первом месте, думаю, потенциал есть.
Неслучайно прошлый год был назван Главой государства годом мужества медицинских работников. Я хочу поблагодарить вас за работу и самоотверженность, с которой вы встретили серьезный удар в виде пандемии COVID-19. Но не нужно обольщаться и думать, что теперь нам все подвластно. Проблемы в области были. И если некоторые можно было простить в первую волну, потому что мы все учились, то во вторую волну это недопустимые нарушения.
Необходимо дать оценку руководителям и их заместителям, которые, несмотря на наличие нормативной документации, не выполнили прописанные требования. Это задача главного управления по здравоохранению — держать на контроле такие учреждения. Если нарушение повторяется, необходимы кадровые решения. Конечно, ответственность не снимается ни с управления, ни с санитарной службы, ни с курирующего вуза, ни с Министер- ства здравоохранения — это совместная работа.
Мы еще не представляем весь масштаб отсроченных последствий COVID-19. Поэтому в первую очередь должны выстроить диспансеризацию пациентов, перенесших цитокиновый шторм, болевших в тяжелой и средней степени, повторно заболевших.
Ближайшее полугодие находимся в достаточно жесткой ситуации: должны разработать нормативные документы под новый Закон «О здравоохранении». Прежде всего — аккредитация медучреждений. Необходимо на 10-летний период четко определить по каждой центральной районной больнице с учетом развития территории, возможного роста или снижения численности населения, кадрового потенциала, структуры, материально-технической базы.
Например, если устанавливаем компьютерный томограф в ЦРБ, то она должна работать как межрайонный центр с соответствующим коечным фондом и консультативной помощью. Если это больница с небольшой численностью населения, то команда ВОП должна оказывать максимально специализированную помощь. Часть терапевтической, медико-социальной, паллиативной помощи должна брать на себя именно команда.
С учетом рационального использования ресурсов межрайонная койка будет одной из самых интенсивно работающих в области. С межрайонного и областного уровней, РНПЦ пациент не имеет права уезжать с рекомендацией выполнить что-то на амбулаторном этапе. Мы лечим не орган, а человека, и ресурсы на указанных уровнях есть. Аналогично с направлениями на МРЭК.
Новым законом разрешено государственное финансирование дневных стационаров. Но если открываем дневной стационар, особенно в стационаре, соответственно, должны уменьшить количество круглосуточных коек. Жду ваших предложений по структуре и финансированию. Какой будет экономия средств?
Касательно роли вуза. Готовится указ Главы государства: 80 % набора должно быть целевым. Эти дети с 1-го курса должны понимать, что они нужны в том учреждении, которое их направило. Есть активные студенты. И когда они уходят на свои первые рабочие места, во-первых, их должен сопровождать вуз, во- вторых, главные врачи должны знать, что им отдали лидеров, из которых можно вырастить как специалиста, так и руководителя. И каждый, в ком вы заинтересованы, должен видеть свой профессиональный маршрут. Если у человека есть желание, отправьте его подучиться на другую специальность, дайте ему совмещение. Еще раз обращаю внимание на наставничество. Кроме того, у вуза совместно с медучреждениями области есть резерв по клиническим испытаниям.
Что касается информатизации. Потратить деньги на серверное оборудование, которое потом не будет функционировать, права не имеем. Пока разработчик центральной платформы не даст требования к нижнему уровню, проектирование проводиться не должно.
Необходимо видеть в профсоюзах как формальных, так и неформальных лидеров. И как есть их поддержка, точно так же должна быть и поддержка руководителей учреждений профсоюзам, потому что цель и задачи у нас одни.
Выражаю благодарность руководству области за внимание к здравоохранению, поддержку, финансирование. Не было проблем ни с лекарственными препаратами, ни со средствами индивидуальной защиты. Вы даже делились с другими областями. Выстроена командная работа между РНПЦ, вузом, главным управлением по здравоохранению, санитарной службой и обл- исполкомом. Огромное спасибо всем за работу.