Онкогематологические заболевания у детей
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Правильно подобранное питание является крайне важным аспектом в процессе лечения пациентов с онкогематологическими заболеваниями. Причем в зависимости от вида лечения (лучевая или химиотерапия, трансплантация ГСК, хирургия и др.), возраста ребенка (новорожденные, дети, подростки) могут возникать совершенно разные проблемы — от потери аппетита до изменения метаболизма и усвоения питательных веществ. Почти каждому пациенту на том или ином этапе требуется индивидуальная коррекция нутритивной поддержки.

 

Важен комплексный подход

 

Долгое время в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии не было специалиста-диетолога, эту функцию по совместительству выполнял врач-онколог. Но вот уже 2 года в тесном контакте с онкологами работает врач-педиатр, диетолог, консультант по грудному вскармливанию Ульяна Шелег. Создан алгоритм индивидуального подбора диеты и мониторинга проблем питания у каждого ребенка. Недавно специалист выступила с новой идеей — проведение обучающих лекций для родителей маленьких пациентов.

 

Анжелика Солнцева, директор РНПЦ ДОГИ:

 

Онкогематологическое  — это огромный стресс для организма, тем более растущего. Питание плохо усваивается — и в силу основной патологии, и проводимого лечения, и осложнений. И даже просто потому, что ребенок находится в подавленном состоянии.

 

В настоящее время имеются убедительные доказательства того, что адекватно налаженный процесс питания, коррекция как недостаточной, так и избыточной массы тела, действительно влияет на успех лечения и исходы заболевания.

 

Так, недостаточность питания у онкологических пациентов ведет к увеличению числа дней с синдромом цитопении, частоты и тяжести инфекций, изменению метаболизма лекарственных препаратов, медленному заживлению ран, нарушению когнитивных функций и развития нервной системы, более длительному периоду реабилитации и снижению качества жизни в период ремиссии.

 

Анжелика Солнцева:

 

Поверхностное отношение, когда коррекцией питания онкологических пациентов занимается совместитель, недопустимо. Мы сделали ставку на комплексный подход к вопросам коррекции питания и продолжаем двигаться в этом направлении.

 

При подборе сотрудника отдали предпочтение квалифицированному специалисту, имеющему опыт именно с профильными пациентами, — Ульяна ранее работала в детском хосписе. Недавно завершила обучение в Российском институте современных медицинских технологий, получила диплом нутрициолога.

 

Алгоритмы выявления нутритивной недостаточности и ее коррекции 

 

Ульяна Шелег:

 

Первоочередная моя задача — вовремя выявить детей с рисками нутритивной недостаточности, в том числе скрытой, когда у ребенка может быть нормальная или даже избыточная масса тела, но при этом на самом деле он испытывает белково-энергетическую недостаточность.

 

Оценка нутритивного статуса проводится при первичном поступлении пациента, в дальнейшем выполняется мониторинг с разной частотой в зависимости от выявленных проблем, диагноза, специфики лечения. Часть детей находится в стационаре на обследовании для подтверждения диагноза, их тоже консультирую. 

 

Нутритивный статус оценивается по антропометрическим параметрам, измеряются масса тела, рост, окружность мышц плеча, толщина подкожно-жировой складки в области трицепса, высчитывается индекс массы тела.
Мониторинг этих параметров позволяет предположить, за счет чего идет набор или снижение веса — жировой ткани, мышечной массы
или отеков.

 

Ульяна Шелег:

 

У детей с истощением, белково-энергетической недостаточностью в мониторинг включается измерение подкожно-жировой складки в четырех местах: в области бицепса, трицепса, подвздошной кости и лопатки.

 

Далее проводится опрос родителей: как ребенок питался до болезни и его пищевые предпочтения, были ли аллергические реакции или непереносимость каких-либо продуктов. Кроме того, есть перечень продуктов, которые строго запрещены или ограничены в определенный период заболевания.

 

Ульяна Шелег:

 

Выстраиваем сбалансированный рацион с акцентом на натуральные продукты питания. Помимо специализированных лечебных столов у нас есть оборудованная всем необходимым кухня, где родители сами могут приготовить то, что нужно их ребенку.

 

Родителям предлагается вести дневник питания, а специалист в процессе мониторинга нутритивного статуса оценивает фактическое питание на сбалансированность и корректирует рацион. Иногда для профилактики нутритивной недостаточности либо в случае ее развития назначается энтеральное питание.

 

Ульяна Шелег:

 

Индивидуально подбираю смесь с учетом многих параметров, рассчитываю дозировку. Далее мониторинг и коррекция проводятся в зависимости от вида и стадии нутритивной недостаточности. Некоторым детям нужны альтернативные пути кормления — зондовое питание или через гастростому.

 

Научить родителей

 

Анжелика Солнцева:

 

От понимания родителями особенностей питания ребенка и в процессе лечения, и в ремиссии во многом зависит результат. Поэтому возникла идея организовать школу для родителей с обучающими лекциями. Важно сформировать приверженность принципам правильного питания.

 

Да, пока дети находятся в стационаре, эти вопросы контролирует диетолог. Но когда пациенты выписываются в ремиссии, родители должны понимать, как кормить своего ребенка. 

 

Первые вводные лекции уже прошли в двух онкогематологических отделениях. Далее планируются более углубленные занятия по организации питания детей на лучевой терапии, химиотерапии, подготовке к трансплантации и в пострансплантационный период, особенностям питания детей в младенческом возрасте и до 3 лет, подростков и пр. Также запланированы лекции по наиболее часто встречающимся осложнениям (панкреатит, изменение печеночных ферментов и др.).

 

Ульяна Шелег: 

 

В наших планах — создать такую школу для родителей в онлайн-формате, будем анонсировать мероприятия, проводить трансляции в режиме реального времени, чтобы родители могли проконсультироваться по интересующим вопросам. Особенно это поможет тем, кто живет в отдаленных населенных пунктах.